Такие дела

Магазинам предложили раздавать еду с истекающим сроком годности. Почему это сложно организовать?

4 февраля член комитета Госдумы по труду и соцполитике Сергей Вострецов предложил магазинам отдавать людям еду накануне истечения срока годности. Сама идея о раздаче невостребованных продуктов не нова, однако до конкретных предложений на уровне закона дело не доходило.

«Такие дела» попытались разобраться, что мешает отдавать продукты нуждающимся и как благотворительные организации спасают еду от утилизации.


Продукты, которые портятся, не успев дойти до потребителя, — это глобальная проблема. По данным ООН, около трети продуктов питания во всем мире уничтожается. В России показатели более скромные: как сообщали в 2017 году эксперты Росстата, россияне выбрасывают 20—25% купленных продуктов. При этом точных данных об объемах невостребованных товаров, которые отправляют на утилизацию производители и товарные сети, нет.

Судить об объемах выбрасываемой продукции можно как раз по тому, сколько еды удается спасти специализирующимся на этом организациям. Вице-президент благотворительного фонда продовольствия «Русь» Анна Алиева-Хрусталева рассказывает, что фонд забирает у производителей и передает нуждающимся 5—6 миллионов килограммов еды ежегодно — и это далеко не предел. Однако распространить такую практику на всю страну мешает несколько причин.

Налоговое бремя

Основная причина, по которой магазинам и торговым сетям невыгодно передавать продукты на благотворительность, — это налоговая нагрузка.

«Мы работаем только с производствами, поскольку торговые сети пока не готовы взять на себя финансовую нагрузку, — говорит Алиева-Хрусталева. — Основная сложность — налоги: любой компании приходится делать товарные пожертвования из чистой прибыли, то есть [с товара, переданного нуждающимся] нужно заплатить налог на прибыль и НДС. Вернуть НДС, к сожалению, невозможно».

По словам главы фонда «Русь» обычно оба налога в сумме составляют 40% стоимости товара, поэтому магазину выгоднее отправить продукты на свалку: в таком случае ни один из налогов платить не нужно. Чаще всего уничтожаются невостребованные хлебобулочные изделия, молочная продукция, овощи и фрукты.

Читайте также Стандарты красоты фруктов, лишняя упаковка и невыгодные законы: почему мы теряем еду

«Мы наиболее активно сотрудничаем с производителями молочных изделий. К сожалению, овощи и фрукты — сложная категория, потому что в момент выброса они уже находятся в состоянии некондиции, и работать с ними невозможно. Когда это происходит сезонно, в связи с каким-то сбоем со стороны производителей — например, картошки больше, чем ее могут реализовать, — мы можем подключиться, однако чаще всего овощи и фрукты уничтожаются в магазинах, и мы пока не можем найти компромисс», — говорит Алиева-Хрусталева. Поэтому фонд «Русь» чаще всего спасает и передает нуждающимся молочные продукты, замороженные и консервированные товары, хлебобулочные изделия — с длительным сроком хранения и сложные для переработки, например печенье.

Алиева-Хрусталева говорит, что первый шаг в сторону спасения еды на законодательном уровне должен быть сделан со стороны налоговой системы.

Налоговая история сильно прибавила бы аргументов

«Чтобы участники рынка со стороны бизнеса были готовы что-то обсуждать — для начала хотя бы по некоторым категориям продуктов. Ежегодно мы спасаем продуктов больше чем на миллиард рублей», — объясняет глава фонда «Русь». По оценкам ее организации, если к процессу перераспределения еды подключатся торговые сети, объемы спасенных продуктов увеличатся до 40%.

Срок годности

Говоря о передаче невостребованной еды, эксперты подчеркивают, что речь не идет о просрочке. «У нашего фонда очень жесткая позиция: мы не работаем с продуктами, списанными магазином из-под полы. Продукты должны соответствовать законодательству. Если кто-то [из получателей продуктов] отравится, кто-то должен понести ответственность. Пока не найден легальный путь передачи товаров, передавать эти товары не следует», — объясняет Алиева-Хрусталева.

Именно срок годности может стать аргументом против передачи невостребованных товаров людям. Доктор медицинских наук член-корреспондент РАМН Виктор Тутельян говорит, что достаточно общепринятой практики снижения цены на товары, до истечения срока годности которых осталось менее 10% самого срока.

«[По сниженной цене] продукт [и так] становится доступен для значительно большего числа людей. Срок годности — это абсолютная гарантия безопасности, так что лучше не передавать [невостребованные продукты нуждающимся], искать другие формы», — объясняет эксперт.

Контроль

С точки зрения разработки законодательных инициатив еще одно значимое препятствие на пути спасения еды — вопрос контроля. Исполнительный директор ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков объясняет, что нужен механизм, с помощью которого проверяющие органы смогут учитывать, сколько продукции продано, а сколько роздано бесплатно.

Также вызывает вопросы и способ, как распределять еду. Передавать продукты напрямую возможно только в порядке жеста доброй воли со стороны магазинов и торговых сетей, так как в таком случае возрастает нагрузка на сотрудников. К тому же нет гарантии, что помощь получат именно те, кто в ней нуждается, считают эксперты. Так, существуют отдельные проекты, благодаря которым магазины передают продукты малоимущим, например «Полка добра», но масштабы их ограничиваются одним городом или торговой сетью.

Читайте также Продукты не мусор: как перестать выбрасывать еду

При передаче продуктов через благотворительные фонды и социальные организации, как это устроено, например, во Франции, «в цепочку добавляется еще одно звено, которое необходимо контролировать», считает Востриков. Поэтому в случае подготовки законопроекта не обойтись без детального обсуждения каждого этапа.

Депутат Вострецов, предложивший магазинам раздачу еды малоимущим, в беседе с «Такими делами» заявил, что о законодательной инициативе пока говорить преждевременно, но нужно «искать пути», чтобы помочь торговым сетям «проявить социальную ответственность». Он также предложил создавать в магазинах социальные отделы или, возможно, социальные столовые.

По словам Вострецова, о необходимости сохранения продуктов он задумался после встречи с жителями Санкт-Петербурга, посвященной блокаде Ленинграда: «[Многие] говорят, что недопустимо, когда у людей не самый высокий достаток, и мы видим по телевизору, как выбрасывают горы еды».

Exit mobile version