Такие дела

Сколько людей в России погибают от падения сосулек и кто за это в ответе?

В России новости о том, как наледь с крыш травмировала или даже убила человека, появляются в каждый сезон оттепели. Несмотря на развитие технологий и доступность различных защитных приспособлений, угроза пострадать от падения снега или льда остается актуальной. «Такие дела» узнали у экспертов, кто несет ответственность за сосульки на крышах и как можно предотвратить проблему?

Прохожий на Лужнецкой набережной в Москве.
Фото: Максим Блинов/РИА Новости

Статистика неизвестна

5 февраля студенты Санкт-Петербургского химико-фармацевтического университета Бабурбек Очилов и Бахрулла Умаров сдали контрольные и направились домой. Когда они проходили мимо вуза, с крыши сошла глыба льда. Молодых людей не спасло то, что они шли по тротуару, а не по отмостке дома — как зафиксировали камеры видеонаблюдения, глыба отошла от крыши и, ударившись о балкон, отлетела прямо на пешеходную зону. 23-летний Очилов погиб на месте, Умаров получил закрытую черепно-мозговую травму и сотрясение мозга.

Читайте также Где в России с начала года погибли люди от падающего снега и льда с крыш

15 января в центре Москвы сосулька упала на голову 51-летнему Роману Белякову, через три дня он скончался в больнице. 1 февраля жительница Брянска умерла после падения наледи с крыши ТЦ. 14 февраля глыба льда с крыши убила пожилого мужчину в Саратовской области, когда он беседовал с соседями у подъезда.

Если человек погиб, как правило, возбуждается дело по 109-й статье УК (причинение смерти по неосторожности). Хотя прокуратура контролирует сферу ЖКХ, официальной статистики по происшествиям такого характера нет. Дело в том, что не всегда есть возможность доказать, что виной случившегося был не убранный вовремя с крыши снег или лед.

Об отсутствии «полной, связной» статистики говорит и основатель национального центра по антиобледенению «Ледовый патруль» Артур Мирзоян. Он сам собрал статистику по итогам прошлой зимы, опираясь на данные открытых источников. Так, по его информации, с декабря 2017 года по апрель 2018 года от сосулек и наледи в России погибли 11 человек, из них двое — дети. Травмы разной степени тяжести от падения сосулек получили 55 взрослых и 21 ребенок. Самым «травмоопасным» городом стал Саратов (10 взрослых, двое детей), на втором месте — Санкт-Петербург, где пострадали девять человек. Нередко от сосулек страдают и автомобили, в прошлом сезоне Мирзоян насчитал 18 таких случаев.

Кто отвечает за наледь на крыше?

За коммерческими и государственными зданиями следить обязаны собственники, а контролируют ситуацию муниципальные административно-технические комиссии. За то, чтобы вовремя сбивать сосульки на крышах многоквартирных домов, отвечает управляющая компания либо ТСЖ. Однако наледь нередко образуется на балконах, и тогда ответственность за них несет уже собственник квартиры. Доказать, откуда упала сосулька, может специальная экспертиза, если дело дойдет до суда, объясняет исполнительный директор Гильдии управляющих компаний в ЖКХ Вера Москвина.

«Но ведь сосуля не вырастает за один день, она растет три дня, неделю! — говорит она. — Если управляющая компания видит сосулю на балконе, она не обязана никого предупреждать, но хорошая компания всегда постучится в квартиру и скажет: “Иван Иваныч, беда у вас на балконе в виде сосули”. Могут предложить помочь сбить ее. Но вне зависимости от этого управляющая компания должна внизу огородить опасный участок специальной лентой».

Главный контролер ситуации с сосульками — государственная жилищная инспекция. Если управляющая компания не отреагировала на жалобу на сосульку или просто не сбила ее в течение нескольких дней, для нее наступает административная ответственность — штраф от 4 до 5 тысяч рублей для должностных лиц и от 40 до 50 тысяч рублей для юридических. В теории Госжилинспекция обязана не только реагировать на жалобы граждан, но и самостоятельно совершать обходы. На деле, однако, все не так просто. Например, в Московской области 54 тысячи многоквартирных домов, а следить за их состоянием приставлено всего 200 инспекторов.

Подмосковные жилищники решились упростить бюрократическую процедуру. Чтобы пожаловаться на сосульку, достаточно сфотографировать ее и выложить в любую социальную сеть, подписав адрес и хештег с указанием года, в этом году — #ледниковыйпериод_2019.


«Обычно когда приходит жалоба, на ее проверку и решение по ней уходит двое-трое суток. Мы убрали этот этап: мониторим и в ручном режиме решаем вопрос, даже в выходные. Попросту говоря, за шкирку заставляем управляющие компании работать. Смысл не в том, чтобы составить протокол и выписать штраф, а в скорости работы», — рассказал «Таким делам» руководитель подмосковной Госжилинспекции Вадим Соков. По его словам, в этом году еженедельно в зависимости от погодных условий было от 30 до 200 публикаций с опасными сосульками. Подмосковная инспекция — единственная в стране, кто так работает с соцсетями.

Из-за чего возникает наледь на крышах?

Москвина поясняет, что сосульки не образуются на качественно построенных домах. «Первое, на что указывает образование сосули, — это плохо утепленная крыша. Правильно сделанная крыша по системе энергосбережения в жизни не может привести к образованию сосуль», — подчеркивает эксперт. По ее словам, к проблемным можно отнести абсолютно все дома, которые дожидаются капремонта, потому что главный его элемент, как правило, как раз починка крыши.

Исполнительный директор национального центра «ЖКХ контроль» Светлана Разворотнева добавляет, что помимо состояния дома важна регулярная уборка снега, однако не везде это возможно.

«В Петербурге, где много этих страшных историй с сосульками, большая проблема в старом дореволюционном жилищном фонде. Там такие крыши, на которые просто запрещено зимой выходить: если начать их чистить, можно провалиться или повредить крышу», — говорит Разворотнева. Решить этот вопрос можно, по словам эксперта, как минимум простой задерживающей сеткой.

Есть и более продвинутые и эстетичные технологии. В 2010 года занимавшая тогда пост губернатора Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко предлагала не сбивать сосульки ломом, а срезать лазером или паром, тогда же она ввела в обиход термин «сосули». Разворотнева отмечает, что эти технологии очень дорогие.

Более реальными для использования, по ее мнению, хотя тоже не дешевыми, представляются самогреющиеся кабели. Это выделяющие тепло провода, которые прокладываются вдоль кровель и в водостоках и делают образование сосулек невозможным. Сейчас они популярны по большей части в частном секторе, а на многоквартирные дома практически не устанавливаются. «В России собственники не готовы вкладывать в дом, хотя на них лежит ответственность за его содержание. У нас сравнительно низкая, если смотреть западную структура платежа, плата за содержание. На Западе наоборот, но при этом плата за коммунальные ресурсы у них ниже. Это взаимосвязано: чем больше ты вкладываешь в дом, тем меньше он потребляет тепла, воды, — объясняет Разворотнева. — В итоге собранных денег зачастую не хватает на обязательный перечень работ, какая уж там модернизация».

Группа компаний «Специальные системы и технологии», которая производит нагревательные кабели, создала центр против обледенения «Ледовый патруль». Как рассказал «Таким делам» его основатель Артур Мирзоян, они решили сделать «некую точку входа для граждан, которые не понимают, как воздействовать на местные власти, чтобы те начали бороться с сосульками». «Бывает, обращаются отчаявшиеся люди, пытаюсь помочь, чем могу. Пишу жалобы, а также [обращаюсь] на местное телевидение, в ОНФ, куда только возможно. В некоторых случаях только валом писем можно сдвинуть ситуацию», — рассказывает он.

«Патруль» составил по всем регионам страны базу контактов, куда можно пожаловаться на сосульки. Например, в Москве о проблеме можно рассказать на портале «Москва — наш город».

Корреспондент «Коммерсанта» специально для «Таких дел»

Exit mobile version