Научный сотрудник МГУ Юлия Галямина рассказала, как одному из носителей кетского языка собрали деньги — 45 тысяч рублей, чтобы он мог добраться до больницы.
Кеты — малочисленный коренной народ Сибири, а кетский язык — единственный живой представитель енисейской семьи языков. По словам Галяминой, сносно говорить на кетском языке могут приблизительно 20 людей в мире, хорошо говорить — около десяти, а Александр Котусов — единственный, кто умеет петь песни на кетском. Он охотник и рыболов, жил всю жизнь в поселке Келлог на реке Елогуй в красноярской тайге. Из-за болезни он попал в онкоцентр в Красноярске.
«Сначала его хотели выписать и отправить домой, к нему было пренебрежительное отношение. Мы с антропологом Никитой Петровым связались с завотделением и поехали в Красноярск. Мы объяснили, что это очень важный для истории и культуры человек, настояли, чтобы Александра Максимовича не выписывали. Очень не нравится пренебрежительное отношение людей, которые даже не понимают, кто перед ними. За внешностью человека может скрываться очень многое», — сказала Галямина.
В итоге носителю кетского языка назначили лечение, через несколько дней он должен отправиться в Туруханск на химиотерапию. Чтобы Котусов мог перемещаться между населенными пунктами и купить лекарства, ему собрали материальную помощь — 45 тысяч рублей. Нужную сумму удалось собрать за день.
«Он совершенно не умеет находиться в городе, это в тайге он бог и царь. Мы нашли людей, которые помогут ему выписаться и добраться до Туруханска, купили лекарства. Большую часть денег присылали люди, которые изучают кетский язык по всему миру», — добавила Галямина.