Такие дела

«Ведомости»: мэрия Москвы несколько лет покупает у мобильных операторов данные о горожанах

Мэрия Москвы на протяжении нескольких лет покупает у операторов связи геоаналитику — информацию о перемещении горожан по движению сим-карт в их мобильных устройствах. Об этом сообщает газета «Ведомости».

Департамент информационных технологий Москвы закупает геоаналитику с 2015 года. По данным сайта госзакупок, на эти цели из городского бюджета было потрачено 516 миллионов рублей, из них почти 102 миллиона — в 2018 году.  Посредником между департаментом и операторами выступает Аналитический центр при правительстве, который объединяет, обрабатывает и хранит данные операторов, чтобы оперативно предоставлять отчеты мэрии. В центре заверили, что работа строится на обезличенных статистических данных москвичей.

В отчетах Москва и Московская область делятся на участки 500 на 500 метров. Каждый участок содержит сведения о том, сколько человек на нем живут и работают. Под домом подразумевается место, где горожанин ночует. Работа — это место, где он больше времени проводит по будням в промежуток с десяти утра до пяти вечера. Если дом определен, а место работы — нет, то считается, что работа связана с разъездами. Человек, который с понедельника по пятницу приезжает в регион и уезжает, рассматривается как трудовой мигрант. Мобильный оператор умеет вычислять туристов — они недолго находятся в регионе и не работают, а также дачников — они проводят много времени за городом в выходные и праздничные дни.

Столичных чиновников интересует, как люди передвигаются по городу: сколько человек ездят на метро, в какое время и как долго едут на работу и возвращаются домой. Это нужно для развития транспортной инфраструктуры, транспортных потоков, общественного транспорта.

Кроме того, геоаналитика дает возможность планировать инфраструктуру города. С 2015 года данные операторов передаются Институту Генплана Москвы. Они, например, использовались при доработке Московского железнодорожного узла и Московских центральных диаметров в 2017 и 2018 годах.

По словам партнера KPMG в России и СНГ Николая Легкодимова, за чиновниками, которые используют геоаналитику, нужен общественный контроль, так как администрации могут использовать данные в политических, рекламных и агитационных целях. Кроме того, важно следить, в каком виде операторы отдают аналитику и какие запросы чиновники добавляют операторам, чтобы не было вмешательства в частную жизнь горожан.

Exit mobile version