Такие дела

Почему в Якутске годами не могут решить проблему с бездомными собаками?

В Якутске каждый день бродячие собаки нападают на трех человек — это более тысячи жителей в год, которым требуется помощь врачей, длительное лечение и психологическая реабилитация. Депутат госсобрания республики Павел Ксенофонтов предложил разрешить отстрел собак: по его мнению, в ближайшее время навести порядок в сфере беспризорных домашних животных по-другому не получится, в том числе из-за нехватки финансов (сейчас пост с этим предложением удален. — Прим. ТД).

Почему местные власти предлагают только отлавливать или отстреливать бездомных собак, а единственный муниципальный пункт передержки зоозащитники называют живодерней и «якутской усыпалкой» — узнали «Такие дела». 

Приют для бездомных собак, Москва
Фото: Илья Питалев/РИА Новости

Как местные власти решали проблему раньше?

Первый громкий случай в Якутске произошел в 2003 году: стая уличных собак до смерти загрызла молодую девушку. Тогда городом руководил Илья Михальчук, который, как утверждают некоторые якутские СМИ, фактически легализовал отстрел бродячих животных после инцидента, пока не вмешалась прокуратура. В это время официально отловом занималось МУП «Спецавтохозяйство», но проблема не решилась.

При следующем мэре Якутска — Юрии Заболеве — действия властей тоже ограничивалась отловом и усыплением животных. Свою позицию по проблеме бездомных собак бывший градоначальник высказал на пресс-конференции весной 2009 года. Он говорил, что в городе строится питомник, под него выделен участок земли в районе Птицефабрики, но завершил свою речь фразой: «По закону мы на содержание собаки должны выделять из бюджета 275 рублей в день, а на питание ребенка в школе — 75 рублей. Лично я с такой арифметикой не согласен, и мы не будем тратить на собак в четыре раза больше, чем на детей».

В том же 2009 году город заключил контракт по отлову и утилизации бродячих собак с новым подрядчиком — ООО «Кыыман». Компания даже получила первые 200 заявок, но после перестала выходить на связь и прекратила работу.

Питомник в Якутске так и не появился. А в апреле 2011 года произошло новое громкое нападение. Тогда на 8-летнюю девочку, возвращавшуюся домой с уроков, бросилась бешеная собака. Отец школьницы застрелил животное, а девочку доставили в республиканскую больницу с множественными ранами головы и плеча. Власти Якутии собрали экстренное заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям. В городе объявили месячник по отлову и усыплению бродячих собак: если раньше умерщвляли только тех, кто нападал на людей, то теперь под угрозой оказались все бездомные животные. Прокуратура такую меру поддержала.

«Якутская усыпалка»

В марте 2012 года мэром Якутска стал Айсен Николаев (в настоящее время занимает пост главы Якутии. — Прим. ТД). Он создал Общественный совет по проблемам регулирования численности безнадзорных и бродячих животных, в который вошли городские общественники. Правда, появились и местные догхантеры: зимой того же года житель Якутска самостоятельно отстреливал бродячих собак из ружья, причем делал это на глазах у прохожих.

Серьезная попытка цивилизованно решить проблему была предпринята в 2015 году. В Якутске открылся первый пункт передержки безнадзорных животных — объект площадью 7500 квадратных метров и вместимостью до 200 собак и 50 кошек. Построило его муниципальное предприятие «Жилкомсервис», закрепив за собой право на дальнейшую эксплуатацию.

Животных ловят вручную, сачками или сетями. Если собаки агрессивны, применяют дротики с успокоительным. Отловленных собак доставляют в пункт, где они проходят ветеринарный осмотр, обработку от паразитов, вакцинацию и остаются на 10 дней передержки — за это время им подыскивают хозяев. Если в установленные сроки питомец не находит дом, его усыпляют. Расходы на одного животного в день составляют 114 рублей, а на их содержание питомник ежегодно получает 10 миллионов рублей.

Через год после открытия пункта передержки, в ноябре 2016 года, его сотрудников заподозрили в жестоком обращении с животными. Для обсуждения этого и других вопросов провели общественные слушания. Тогда руководитель МУП «Жилкомсервис» Андрей Лебедев уверил, что пункт регулярно проходит все проверки и для большей открытости на его территории установят камеры наблюдения.

Уже через пару недель волонтеры, приехавшие кормить питомцев, нашли на территории объекта контейнер с трупами около двух десятков собак, не досчитались части кошек и котят, а также обнаружили следы крови на тропинках, в клетках и в мисках. Зоозащитники предположили, что животных незаконно убили, причем расправились с ними особенно жестоко, а не просто усыпили. Тогда пункт получил название «якутская усыпалка», а его директор Максим Львов уволился.

В 2017 году якутские зоозащитники добились встречи с мэром Айсеном Николаевым. Он поддержал идею стерилизовать животных на базе пункта передержки и отказаться от эвтаназии, если за 10 дней животному не найдут хозяина. Там же новый директор пункта Валентина Дроздова отчиталась, что через пункт передержки проходит порядка 5 тысяч собак в год, из них более 1,5 тысячи находят хозяев.

Местных зоозащитников поддержала специальный корреспондент «Русского репортера» Марина Ахмедова. Она обвинила Айсена Николаева в том, что убийства животных происходят по его инициативе, и пообещала приехать в Якутск и разобраться с ситуацией. Об увиденном она рассказала на своей странице в фейсбуке — особенный ужас у нее вызвали условия содержания животных. От встречи с мэром она отказалась.

Николаев в ответ на ее обвинения признал, что пункт передержки — это не бессрочный приют и его цель не сохранение бродячих собак, а защита населения от них. При этом бывший мэр уверил, что объект работает строго по закону: животных усыпляют специальным препаратом, а не убивают. А вопрос о замене эвтаназии на стерилизацию уже в работе.

Что происходит в Якутске сейчас?

Проблема для жителей Якутска по-прежнему остается актуальной, особенно весной. По данным травматологического пункта города, за первые три месяца года к ним за помощью после укусов собак обратились 119 человек — это вдвое больше, чем за тот же период прошлого года. Чаще всего нападения происходят в Сайсарском, Гагаринском и Строительном округах Якутска.

Став главой Якутска, Сардана Авксентьева также занялась проблемой бродячих собак. В первую очередь она посетила пункт передержки безнадзорных животных. 21 марта мэр провела круглый стол, где обсудила с приглашенными горожанами, предпринимателями, волонтерами и студентами проблему бродячих животных. В частности, она рассмотрела возможность строительства городского приюта.

«На сегодня департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска находится в поиске земельных участков для строительства приюта для безнадзорных животных. Существующий пункт передержки животных по новому закону не считается приютом, в связи с этим считаю возможным передать пункт передержки животных города Якутска какой-либо некоммерческой организации», — сказала Авксентьева.

Якутская зоозащитница Злата Сычева рассказала, что была на круглом столе, организованном Сарданой Авксентьевой. Только, по ее словам, высказаться общественникам так и не дали. Она напомнила, что каждый раз при смене власти чиновники обещают гуманно решить проблему бродячих животных. Но ничего не происходит.

«Почему? Возможно, финансов не хватает. Но почему-то волонтерам хватает средств, чтобы заниматься этим, хотя у нас нет никаких бюджетов и вливаний», — добавила она.

«На Якутии ставят клеймо живодеров»

У зоозащитников много вопросов к городской администрации, но главный — работа якутского пункта передержки животных. Общественники отслеживают перемещение машины отлова по городу, видят в ней собак, но на другой день этих собак в пункте передержки не находят.

«Куда дели животных? Я полагаю, что, наверное, утилизировали. Пункт передержки животных — это абсолютно непрозрачное предприятие. Волонтеров туда пускают только в определенное время. Соответственно, проконтролировать, что там происходит, мы не можем. Мне бы очень хотелось, чтобы правоохранительные органы, прокуратура как-то реагировали», — прокомментировала Сычева.

Вторая проблема, связанная с пунктом передержки, в том, что животных оттуда берут неохотно. По словам зоозащитницы, все наслышаны, что кошки и собаки там больны, соответственно, потребуются деньги на их лечение и реабилитацию. Поэтому многие животные просто погибают. Сычева также отметила, что «выбираются» из пункта в основном собаки, которых забирают волонтеры и сами находят им ответственных хозяев в городе либо в других регионах и даже странах, например в Швеции.

Две собаки Златы умерли от ядовитых дротиков. Животных подстрелили, когда они гуляли на территории дома зоозащитницы. По предположению собеседницы, это сделали «отловщики». Один дротик отправили на экспертизу, чтобы выяснить, какое он содержал вещество, а другой — на баллистическую экспертизу, чтобы понять, из чего стреляли.

«У меня предложение отдать волонтерам пункт передержки животных, чтобы они занимались отловом, а не живодеры. Вот сейчас мне предложите работу в ППЖ — я пойду. И нас таких много, — отметила Сычева. — Волонтеры пытаются устроиться в пункт хоть на полставки, даже бесплатно. Не берут. Волонтеры могли бы ездить на отлов вместе с бригадами. И без применения силы, спокойно, поговорив с животным, сажать его в машину, пристегивать и отвозить. Они же (бригады пункта передержки. — Прим. ТД) ездят по городу с этими дротиками, как на сафари, и стреляют в домашних собак».

Тем не менее за гуманное решение проблемы выступают не все жители города. Как рассказывает Сычева, в Интернете творится «настоящий ужас, все призывают к кровопролитию». Из-за этого, по ее словам, зоозащитники из других регионов ставят клеймо живодеров на всю Якутию.

«В стаи собаки сбиваются не только в Якутии. Это происходит везде и всегда, особенно когда у них начинается гон. Они же не люди, они не могут контролировать свои инстинкты и защищаются. Животные в этом не виноваты, виноваты люди, которые допустили такое количество собак на улице. У нас очень много дач, люди берут на лето “охранника”, а осенью отпускают, потому что не хотят забирать животное домой. А собаки пытаются выжить любыми путями», — заключает зоозащитница, добавляя, что на улицах можно встретить не только бездомных собак и кошек, но даже лошадей.

Директор МУП «Жилкомсервис» Андрей Лебедев, в свою очередь, в ответе на запрос «Таких дел» сообщил, что все профилактические работы по отлову и содержанию бездомных животных ведутся, опираясь на местные и российские законы и нормативные акты.

«Отлов безнадзорных животных основывается на принципах гуманного отношения к ним и производится с применением приспособлений, препаратов и материалов, исключающих травмы, увечья и гибель животных. Использование ядов и других веществ представителями бригады по отлову не допускается», — заявил Лебедев.

Руководитель «Жилкомсервиса» уверил, что пункт передержки регулярно проверяют все ответственные надзорные органы — от курирующих руководителей до департамента ветеринарии Якутии и прокуратуры. За учреждением также закреплен инспектор от управления ветеринарии Якутска, который проверяет его два раза в месяц. Грубых нарушений, по словам Лебедева, выявлено не было. На просьбу «Таких дел» прокомментировать обвинения зоозащитников в том, что в приюте продолжают массово усыплять собак, прямого ответа от организации не поступило.

«Работа не на перспективу»

Президент Центра защиты прав животных «Вита» Ирина Новожилова рассказала, что, по статистике, нет собак, которые из поколения в поколение живут в городах в диком виде. Срок жизни животного в городе — примерно 2,5 года.

«Бездомные животные — это постоянно выбрасываемые домашние животные. Поэтому убивать — это не только негуманно, но и абсолютно неэффективно. Отстрел и умерщвление — работа не на перспективу», — уверена зоозащитница.

По словам Новожиловой, проблемы бездомных животных бывают только в тех странах, где государство не берет под контроль разведение домашних животных: заводчиков и тех, кто плодит по «недомыслию» — это обычные граждане, не стерилизующие животных. В России не контролируются ни те, ни другие. «С помощью СМИ и мощной информационной кампании нужно объяснять людям, что в условиях города, особенно мегаполисов, получать приплод — это обрекать на гибель уже существующих бездомных животных. Кроме того, нужно рассказывать, что ничем не хуже брать животное из приюта, чем поддерживать чужой бизнес», — прокомментировала президент «Виты».

В качестве примера Новожилова привела модель западных стран. Там, если человек берет животное, то есть помогает городу в решении проблемы, он освобождается от налогов на него. Если он покупает животное из других источников и не стерилизует его, то платит налог.

Хорошим подспорьем в решении проблемы бродячих животных стало бы строительство ветклиники, где стерилизация проводилась бы на льготных условиях, отметила спикер. Ирина Новожилова считает, что нехватка денег для создания комплексной программы, о которой часто говорят власти, это не более чем лукавство.

«На содержание штата ловцов тратятся огромные средства. Помимо этого, по правилам отлова, животное должны минимум 10 дней передерживать, на это тоже выделяются бюджетные деньги. Огромные деньги тратятся на эту программу, которая ничем не заканчивается, потому что выбрасывают новых животных», — заключила эксперт.

Exit mobile version