Подавляющее большинство россиян (83%), согласно опросу ВЦИОМа, одобряют намерение подростков получить свой первый опыт работы до 18 лет. Только 16% респондентов заявили, что предприниматели не соблюдают законы в отношении несовершеннолетних сотрудников. Как подросткам защитить себя от недобросовестных работодателей — в материале «Таких дел».
Юридические основы
В 2003 году Россия присоединилась к конвенции Международной организации труда «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда». Еще одну касающуюся детей конвенцию № 138 «О минимальном возрасте для приема на работу» Советский Союз ратифицировал еще в 1979 году.
В 2017 году возможности работодателей по найму несовершеннолетних были расширены Федеральным законом № 139, он разрешает заключать трудовой договор с подростком на любое, а не только свободное от учебы время. Фактически статья 63 ТК РФ допускает ситуации с приемом на работу даже детей до 14 лет, но ограничивает возраст, с которого допускается заключение трудового договора, — 16 лет.
До 14 лет, согласно этой статье, ребенок может работать в сфере кинематографа, театра, в театральных и концертных организациях, в цирке; участвовать в создании или экспонировании произведений, выступать в качестве спортсмена. Работа не должна приносить ущерб его здоровью и учебе, на нее требуется согласие одного из родителей или опекуна и разрешение органов опеки (они же устанавливают максимально допустимый предел работы).
С 14 до 15 лет список доступных работ расширяется понятием «легкий труд», но строго во внеучебное время. Для людей моложе 18 лет закрыты более двух тысяч должностей, например в сфере горных работ, добычи горно-химического сырья, черной металлургии и прочих.
По закону трудовые права несовершеннолетних защищены даже лучше, чем взрослых. Например, на них распространяется правило сокращенного рабочего времени. Ограничения устанавливает статья 94 ТК РФ: 4 часа для 14-15-летних подростков, 5 часов для 15-16-летних и 7 часов для 16-18-летних. При совмещении с учебой ограничения даже жестче: 2,5 часа у 14-16-летних и 4 часа у 16-18-летних.
Также у подростков больше оплачиваемый отпуск — 31 календарный день (вместо 28), а работодателю запрещено отзывать такого сотрудника из отпуска или заменять отпуск дополнительной выплатой. Оплата труда производится по тем же «взрослым» правилам, как и увольнения (кроме увольнений «по статье», в этом случае статья 269 ТК РФ обязывает нанимателя получить согласия трудовой инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних. — Прим. ТД).
Но на практике ситуация с нарушением трудовых прав у школьников куда хуже, чем у взрослых. Исследование Южно-Уральского государственного университета в 2016 году свидетельствует, что права несовершеннолетних работников не соблюдались в 9 из 10 случаев. При этом 83% опрошенных не могли точно сказать, было ли в их случаях нарушено какое-либо законодательство, и, только ознакомившись через социологов с законами, дали ответ: «Да, мои права были нарушены».
С 86% не были заключены вообще какие-либо трудовые договоры, у 99% процентов не брали справку о состоянии здоровья, а продолжительность рабочего дня соблюдалась только в 56% случаев; у 72% зарплата оказалась ниже оговоренной.
Еще хуже ситуация у детей из семей мигрантов. Исследование проблем защиты прав детей без гражданства Центра миграционных исследований, проведенное в Москве в 2017 году, показало, что в каждой десятой опрошенной семье есть работающие дети. Фактически это занятость в теневой экономике, поскольку работать легально в России эти дети не могут. 24% из них раздают листовки с рекламой, 14,5% работают продавцами или помощниками продавцов и 14% — грузчиками. Исследование показало, что занятость среди детей-мигрантов на 40% — это постоянная работа в течение всего года. Только 27% детей работают на каникулах и 30% периодически подрабатывают в течение года.
Истории учащихся
Учащаяся 11-го класса московской школы Наталья Р. рассказала «Таким делам» о неудачной попытке устроиться год назад в семейное кафе детским аниматором.
«Директор [кафе] сказала, что работать можно с 16 лет. Мы прошли неоплачиваемую практику, шесть часов, стандартная смена в этом ресторане. В другой день я отработала семь часов по договоренности, что, когда оформим трудовой договор, мне оплатят те семь часов работы», — вспоминает Наталья. Позже ей отказали в трудоустройстве на основании «нового распоряжения» о трудоустройстве только с 18 лет, а деньги за отработанную смену не выдали. Вернуть их она даже не пыталась, так как «не хотела долгих разбирательств» и «сомневалась в том, что сможет что-то отвоевать».
Друга Натальи обманули на сайте по поиску подработок: заказчик попросил купить у определенного продавца дорогостоящую деталь и привезти ему, пообещав компенсировать стоимость и вознаградить суммой «сверху».
Несмотря на неудачный опыт, Наталья по-прежнему ищет работу. «В детстве думала, что до 18 лет работать вообще не буду, но потребности и элементарное “хочу” растут, а постоянно просить деньги у родителей не то что стыдно, а неприятно как-то, хотя и стыдно тоже. Человек я уже взрослый, трудиться могу, да и хочется не только себя радовать, но и родителям помочь. Так и смотивировала себя», — говорит учащаяся.
Сейчас она настроена только на «белую» работу с договором. На этапе поиска вакансий возникают сложности. «Если просто спросить, со скольких лет принимают на работу в компанию, менеджер может сказать, что с 16, но уже на собеседовании тот же менеджер может сказать, что не уверен в возрасте приема на работу и что он свяжется с начальством. Закончиться все может фразой “мы вам перезвоним”», — говорит Наталья.
Самые востребованные и при этом «белые» работодатели среди московской молодежи сейчас, по ее мнению, магазины одежды масс-маркета. Особую, но неоднозначную репутацию имеют сетевые рестораны быстрого питания. Наталья Р. уверена, что там условия сильно зависят от разных точек заведений, но ее сверстница Алина В., работающая в одной из крупнейших сетей фастфуда, в своем рабочем месте уверена. «В работе самое главное, чтобы тебя окружал коллектив твоего возраста. На моей работе большинство людей — это школьники и студенты», — объясняет Алина ТД. Довольна она и ставкой 200 рублей в час, и графиком 5/2, и сменой в 4-7 часов (в зависимости от загруженности точки. — Прим. ТД).
По словам Натальи, большая часть ее одноклассников либо уже имеют опыт работы, либо собираются получить его этим летом — 8 и 12 человек из 29 соответственно. Некоторые школьники работе предпочитают участие в торговле «из рук в руки». Особо популярное направление — «хайповые» предметы одежды, прежде всего кроссовки.
Сникерхед Анастасия П. говорит ТД, что большая часть реселлеров (торговых посредников) популярных кроссовок — школьники и студенты первых курсов, потому что участие в раффлах и кемпах требует большого количества свободного времени. «Взрослые люди таким уже не занимаются, а покупают вещи для себя», — отмечает Анастасия.
«Они покупают пару обуви за 15 тысяч и перепродают за 30 тысяч», — рассказывает Анастасия. Это достаточно надежное вложение — модная обувь наподобие линейки Yeezy Boost почти всегда находит своих покупателей. Для торговли используются в основном специализированные площадки вроде themarket.
Рекомендации эксперта
Несовершеннолетний в силу отсутствия жизненного опыта и порой «дикости» рынка труда менее защищен от произвола недобросовестного работодателя, несмотря на формально лучшую защищенность, констатирует юрист Общероссийского правозащитного центра Троицкого объединения Руслан Курушин. «В любом случае необходимо осознавать, что наличие заключенного договора не является 100%-ной гарантией защиты прав работника, и это касается любого возраста», — отмечает он.
На практике юристы правозащитного центра Курушина сталкиваются с тем, что для временных и сезонных работ несовершеннолетних принимают в фиктивные организации. Несовершеннолетний работник уверен, что с ним заключен договор с синей печатью, но после невыплаты денег выясняется, что компания давно ликвидирована либо же оформлена на подставное лицо и ничего не имеет на своем балансе. В таком случае, отмечает юрист, даже решение суда о взыскании заработной платы может не помочь, так как счета компании пусты или давно закрыты.
Во-первых, необходимо посмотреть, насколько публична компания (есть ли сайт, рекламные материалы, отзывы партнеров и так далее). Во-вторых, попробовать пройти тестовый день на стажировке, окунуться в работу компании, пообщаться с коллегами и клиентами, посмотреть компанию «на деле», а не на словах. В-третьих, внимательно читать договор, взять на ознакомление с ним как минимум час и через портал ФНС России проверить, существует ли подобная компания в государственном реестре и не ликвидирована ли она. В-четвертых, посмотреть отзывы о работодателе и отзывы клиентов. «Они могут быть ложными или искаженными, но среди них можно найти важную информацию», — отмечает юрист.
В-пятых, необходимо посоветоваться с близкими людьми и оповестить их о местоположении компании — на случай, если случится нечто критичное. В практике Курушина бывают случаи, когда компания не выпускает нового работника с территории, поскольку ее деятельность может вызвать интерес правоохранительных органов.
«Во всем остальном — читайте все перед тем, как подписывать, а в случае нарушения прав обращайтесь в Государственную инспекцию труда. И думайте в первую очередь не о зарплате, а о чистоте и легальности компании», — рекомендует юрист.
Просвещением молодежи о трудовых правах занимается Конфедерация труда России (КТР) — у организации есть молодежное направление, основной задачей которого является именно информирование. Как рассказал юрисконсульт профсоюза Дмитрий Якушев, в этом году КТР провела уже пять семинаров по трудовым правам в московских высших и средних специальных учебных заведениях, и интерес к этим мероприятиям среди учащихся стабильно высокий.