Каждый июнь католическая благотворительная международная организация «Каритас» проводит серию мероприятий, посвященных проблеме бездомности. В 2019 году волонтеры организовали для людей, живущих на улице, пионерский лагерь в лесу под Тверью, серию выставок их работ, а также устроили фестиваль солидарности бездомных в центре Москвы, неподалеку от площади трех вокзалов. Его посетил корреспондент «Таких дел».
Бездомные художества
Фестиваль солидарности бездомных прошел 21 июня на привычном для них месте раздачи еды — на пустыре за Ярославским вокзалом. Раньше там стояла палатка «доктора Лизы», перенесенная в преддверии ЧМ-2018 подальше из центра, в Марьино, а теперь работают только благотворительные фонды. На мероприятие пришло около 40 человек — примерно поровну мужчин и женщин разных возрастов и в разных жизненных ситуациях.
Программа фестиваля состояла из общения, рисования, игры на гитаре и танцев под музыку из колонок — звучали «Машина времени», «Чайф», «Ва-Банк» и другой русский рок. Бездомные нарисовали десятки работ и обклеили ими всю стену привокзального общежития: натюрморты, пейзажи, портреты («то ли бомж, то ли Иисус», пояснил автор самого качественного), сцена грехопадения Адама и Евы, флаг анархии, а также общее полотно — прикоснулись к нему все, но единого рисунка достигнуть не смогли.
— Мы все на одной картине, мы все люди, все должны проявлять человечность друг к другу, потому что мы все на одной картине нарисованы. И ты никуда не денешься от того, что ты нарисован и я нарисован. Есть художник, который это все рисует, — втолковывал один из авторов бородатому волонтеру.
— Ну да…
— Дайте мне еще листочек! — потребовала стоящая рядом нетрезвая женщина. Сюда она пришла с выпившим другом, решила остаться на фестивале подольше и порисовать, за что была им обругана и покинута.
Руководитель службы помощи бездомным «Каритас» Надежда Клюева рассказала, что собирает работы бездомных уже 13 лет. Идея фестиваля солидарности пришла ей в 2011 году, после поездки в Лион и знакомства с местной художницей, которая проводила воркшопы по рисованию среди бездомных. С тех пор организация ежегодно проводит похожие мероприятия — в социальных центрах, парках, Сахаровском центре и других местах. На прошлом фестивале волонтер «Каритас» стилист Женя Никитина стригла всех желающих, но сейчас решили от этого отказаться — для этого потребовалось бы слишком много воды в пятилитровых бутылках, поскольку большинство бездомных приходят с немытыми головами.
«Хочется сделать праздник для бездомных. Обычно человек, живущий на улице, живет в цикле удовлетворения потребностей. Пришел сюда — получил еду, пришел туда — получил одежду. А мы хотим дать им время для того, чтобы повеселиться, расслабиться, как-то выразить себя», — объяснила Клюева. По ее словам, она старалась организовать фестиваль так, чтобы минимизировать раздачу гуманитарной помощи и сделать упор на создание пространства для равного общения и «веселья».
Мимо нее быстро прошел прочь с фестиваля бездомный, минутой ранее схлестнувшийся в конфликте с другим. «Ну что ты там, все нормально?» — обратилась к нему Надежда. «Угомони своих ребят, я вызываю ментов!» — бросил он, скрывшись за углом общежития. «Ой, да вызывай. Рисовать везде можно», — ответила она.
На место ушедшего подошел Петр — пожилой художник, живущий на улице, автор картины с «бездомным Иисусом». Он приехал на фестиваль специально из деревни под Бронницами, где его приютил один из жителей. С Надеждой он познакомился несколько лет назад, когда позвонил в центр «Каритас» в поиске красок.
Петр живет без дома с 1979 года. «Бомжом быть хорошо, у тебя минимальные трения с обществом. Я свободен. Сначала это был неосознанный выбор. Я не сказал папе и маме: пойду-ка я жить на улицу. Просто в какой-то момент я перестал самореализовываться», — рассказал художник.
Отсидев в тюрьме и снова оказавшись на улице, он «сдружился с бандитами»: в обмен на деньги и помощь с документами рассказывал «сказки про тюремную жизнь», пока снова не оказался под заключением за квартирные кражи. В тюрьме начал рисовать на заказ — портреты сокамерников и сотрудников администрации, а после выхода продолжил уже для удовольствия.
«Я никогда не считал себя бомжом. Никогда не спал под открытым небом — то у одной девицы, то у другой, денег всегда было море. А сейчас успокоился, стараюсь быть хорошим», — поделился Петр. Сейчас он полностью погружен в рисование, поскольку в деревне, где он живет, «полная глухомань и нечего делать». Накануне фестиваля «Каритас» организовала выставку его работ.
Лагерь, Исход, каркаде
За неделю до фестиваля в лесу под Тверью «Каритас» совместно с «Домом милосердия» организовала лагерь бездомных — на автобусах из Москвы туда приехали около 100 человек и провели там 10 дней. Они разделились на отряды, жили в палатках, играли в командные игры, управлялись с искусственными валютами и даже разыгрывали спектакли. Фестиваль посетил вожатый одного из отрядов — бородатый низкорослый мужчина по имени Николай. Формально он уже не бездомный — в здании одной из христианских миссий у него есть своя комната с дверным проемом высотой 160 сантиметров, «чтобы все при входе кланялись Господу».
В лагере он организовал «христианский КВН для бездомных». «Мы брали истории из Библии и обыгрывали так, что там все персонажи просто в угаре были», — пояснил он. В частности, были затронуты события книги Исход, только он в версии исполнителей случился «из Москвы и на электричке», а египетского фараона «конкретно обули»; завершался спектакль фразой «с Богом мы не лохи».
В ходе лагерной экономической игры, когда бездомные должны были учиться бережно обращаться с выдуманной валютой, за которую можно было получить еду и услуги, Николай создал свою линию производств и услуг — швейную и обувную фабрики, студию танцев, «Лагерь-банк». На этом базисе запустил свою валюту, которая, по его словам, в итоге стала более ходовой, чем официальная игровая, потому что была подкреплена «чаем и бутербродами». «Мне не нравятся нарисованные деньги. Вот серебряная или золотая монета — это реальные деньги», — пояснил он.
Вне лагеря основное занятие Николая — школа выживания для бездомных в городских и внегородских условиях: ориентация на местности, простые способы полностью помыться, базовые сельскохозяйственные навыки, создание одежды и обуви. Денег за это он не берет, но в ходе занятий активно проповедует среди учеников христианство. Также он преподает в миссионерском центре нетрадиционные методы евангелизации. «Маленький человек, которого хватит на целый мир. Если надоест, просто скажи ему: отстань», — прокомментировала рассказы Николая Надежда.
— Сначала справимся с бездомностью в России, потом пойдем в другие страны, потом полетим на другие планеты, — заявил Николай.
— Мы не занимаемся проповедью! — одернул его один из волонтеров «Каритас» Павел, напомнив про один из главных принципов организации.
— Вообще не занимаемся! Тихонько отошли в сторону и общаемся с братьями просто! — подтвердил он.
Волонтер Павел Петров признал, что часть бездомных, опекаемых «Каритас», в итоге воцерковляется, но это не принципиальный момент; в основе их деятельности — именно благотворительность. Формально католическая организация, объяснил он, не подчиняется напрямую католической церкви и Папскому Престолу, хотя ее административный центр находится в Ватикане, а возглавляет конференция епископов. Присутствует «Каритас» в 154 странах.
Сам Павел занимается волонтерством среди бездомных с 2014 года, это желание у него появилось после прочтения Евангелий. «Когда я начал помогать бездомным, я был сильно удивлен, — рассказал волонтер. — Я представлял себе их не так — среди них были люди, которых не отличишь в толпе, многие из них работали. На кого-то ситуация бездомности больше влияет, на кого-то — меньше. Ты видишь этого человека каждую субботу на вокзале, а тут он перед тобой и рассказывает что-то про себя, что его волнует, и ты видишь: это человек». Помимо фестиваля, Павел активно участвует в лагерях бездомных и группах поддержки в дневном социальном центре «Каритас» на Павелецкой.
Спустя час после начала фестиваля волонтеры начали раздавать собравшимся пайки и угощать каркаде — бездомные вытянулись в большую очередь. «И выпил, и закусил, и сразу все», — заметил Николай. Кто-то пустил слух, что тем, кто рисовал, должны выдать еще по колбасе, но волонтеры его опровергли: тут все равны. Один из бездомных, пожилой мужчина на костылях, не выдержал долгого ожидания, выпрыгнул из очереди и стал кричать: «Волонтеры е***е, пидарасы, б***ь!» Его обслужили в отдельном порядке, а несколько бездомных дали ему хлеба и конфет из своих пайков, и он быстро успокоился.
В остальном раздача прошла без происшествий. Сразу после нее в другом конце пустыря началась раздача еды уже от другого фонда. «Конкуренты приехали», — прокомментировал Павел. Толпа плавно переместилась туда, кроме волонтеров «Каритас», Николая, Петра и еще нескольких бездомных. Фестиваль солидарности подошел к концу.