17 августа прошел Всемирный день бездомных животных. «Такие дела» поговорили с представителями ветеринарного сообщества, директором и юрисконсультом ассоциации «Благополучие животных» о том, какие вопросы об уличных кошках и собаках задают чаще всего и как гуманно решить проблему с беспризорными животными.
Бездомных животных больше не убивают?
Поголовная эвтаназия безнадзорных животных сейчас запрещена во всем мире, рассказала ТД директор ассоциации «Благополучие животных» Мария Лежнева. Система массового умерщвления за рубежом теперь носит другой характер: сначала кошек и собак отлавливают, затем держат в приютах некоторое время, во время которого пытаются пристроить животных либо в благотворительные фонды, либо новым владельцам. Только если новое место для них так и не находят, их усыпляют.
В ряде стран, где вместе с отловом животных предусмотрена их эвтаназия, считается, что безболезненное инъекционное умерщвление гуманнее, чем возврат во враждебную среду. Так принято в США и Словении: в зависимости от количества свободных мест животных могут как разместить в приюте, так и усыпить, даже здоровых. По словам Лежневой, эвтаназия здоровых животных неприемлема, поэтому выпуск животных обратно на улицы в условиях российского климата — «вынужденная жестокость».
В Азербайджане, Албании и Армении собак отстреливают. Лежнева подчеркивает, что это незаконный метод, потому что отстрел животных может быть опасен и для людей. Численность бездомных животных при таком подходе к ее регулированию либо не меняется, либо растет. В Молдове средства не выделяются даже на усыпление — животных убивают тупым предметом по голове. Так же, по словам эксперта, происходило и в некоторых регионах нашей страны вплоть до прошлого года.
Такое жестокое умерщвление было вызвано тем, что до 2018 года в России не было единого федерального закона, который бы регулировал, как нужно поступать с бездомными животными, — все контролировалось только на уровне субъектов. По словам Марии Лежневой, это привело к тому, что в многих регионах основным способом регуляции численности был отстрел или еще более жестокие методы.
19 декабря 2018 года Госдума приняла новый федеральный закон «Об ответственном обращении с животными». На его основании во всех регионах России по отношению к безнадзорным животным должен применяться один из двух самых распространенных в мире методов. Первый — это отлов, стерилизация, вакцинация и выпуск (ОСВВ) обратно в среду обитания. Такой способ принят на всей территории Греции, частично в Болгарии и Великобритании. Второй — это массовое безвозвратное изъятие (МБИ): в мировой практике он предусматривает как помещение животных в приют, так и эвтаназию после передержки.
Самое главное изменение в российском законодательстве — запрет на безосновательное умерщвление беспризорных животных. Поэтому в нашей стране по системе МБИ животных могут оставить собак и кошек до конца их жизни. Причиной для усыпления может быть только болезнь, не совместимая с жизнью, и в этом случае эвтаназия предусматривается как способ прекратить невыносимые физические страдания. Благодаря этому закону ассоциация «Благополучие животных» случаев жестокой эвтаназии кошек и собак — ударом лопатой по голове — за этот год не зарегистрировала.
Однако из-за того, что закон был введен недавно, в регионах до сих пор проводят отстрел. По словам юрисконсульта ассоциации «Благополучие животных» Екатерины Кузьменко, большинство тендеров, размещаемых муниципальными заказчиками, противоречит гуманным нормам нового законодательства. В закупках «на отлов и содержание» бездомных кошек и собак можно найти пункты, связанные с неправомерным умерщвлением.
«Часто в техническом задании встречаются размытые формулировки. Из самого вопиющего — возможность эвтаназии по причине “потенциальной угрозы обществу и государству”. Но ведь при желании любую собаку можно отнести к этой категории. Любая такая неточность в закупочной документации развязывает руки недобросовестным подрядчикам и позволяет им применять на практике метод массовых умерщвлений. Помимо того, что подобных критериев нет в федеральном законе, нет и никаких диагностических методик для того, чтобы эти критерии как-то выявить», — считает Кузьменко.
Помимо «угрозы обществу», иногда в закупках указана возможность уничтожить животное, если при отлове оно ведет себя агрессивно. По словам юриста, ловцы не могут подобные вещи определять на глаз — для этого нужны ветеринары и кинологи.
«Из-за таких технических заданий за отлов животных могут взяться недобросовестные подрядчики, и заказчик не сможет полноценно проверить и оценить объем оказанных услуг, — пояснила Екатерина Кузьменко. — В результате это может привести к завышению этого объема: отловили и умертвили 10 собак, а указали, что 20 или 50. Бюджетные деньги потрачены, животные пострадали, жители возмущаются, а проблема не решена. Страдают от этого и люди, и животные».
По мнению юриста, пункты, противоречащие действующему законодательству, допускаются заказчиками не столько по причине их антигуманных взглядов, сколько из-за объективно сложного процесса формирования закупочной документации.
Могут ли бездомные животные расхаживать по городу?
Последняя часть системы ОСВВ — выпуск собак и кошек обратно в естественную среду обитания — вызывает много споров. По словам директора ассоциации Марии Лежневой, часто люди думают, что если выпустить животных на улицы, то они могут напасть. Тем не менее в городах таких многолюдных стран, как Турция или Индия, уличных собак очень много, они никому не мешают и стали уже частью общего уличного пространства. Кроме того, добавила Лежнева, домашние собаки кусают людей гораздо чаще, чем бродячие.
Согласно системе отлова и последующего выпуска на улицу отпускают только вакцинированных и стерилизованных собак, а значит, неопасных для общества. Во-первых, они привиты от бешенства, а во-вторых, после стерилизации, говорит эксперт, их эмоциональный фон улучшается, и поводов для враждебности становится меньше.
Агрессивные животные остаются в приюте либо до конца жизни, либо пока не социализируются, после чего их могут пристроить новым хозяевам. Агрессивность собак теперь можно определять новым способом, который ассоциация разработала совместно с Тимирязевской академией, — тестом на социальную совместимость. Он проходит в три этапа: сначала дипломированный кинолог просто проходит мимо собаки, потом проходит мимо нее с едой, в конце пытается потрогать животное.
Что касается крупных стай, о которых беспокоятся жители, то, если они слишком большие и активные, собак разделяют и выпускают в разных местах. Когда стая немногочисленная, ее отпускают на улицу или отправляют охранять заводы, заранее договорившись с дирекцией, что за собаками там присмотрят. В этом случае бездомные животные становится не просто неопасными, но и полезными.
Помимо охранной службы, вакцинированные бездомные собаки помогают городам и другим способом: они — естественный барьер против бешенства. Бешеные животные не могут пройти в город отчасти благодаря таким псам: стаи на окраинах городов защищают свою территорию и свои кормовые базы. Поэтому в регионах, где введена поголовная вакцинация, вспышки бешенства не начинаются, говорит Мария Лежнева. В Санкт-Петербурге, где собак отпускают на улицу после вакцинации, случаев заражения бешенством не было зарегистрировано уже на протяжении 30 лет. В то же время в Москве, где правительство категорически против бродячих собак и их всех отлавливают и отправляют в приюты, такие опасные переносчики бешенства, как лисы, в 2018 году добрались даже до парка «Зарядье». Точно так же безнадзорные кошки и собаки контролируют популяцию крыс. Мария Лежнева считает, что если их полностью убрать с улиц, то таким образом будет нарушена экосистема города.
Откуда появляются безнадзорные животные?
Главная причина роста количества безнадзорных животных — человек. По данным Марии Лежневой, 85% бродячих зверей — бывшие домашние питомцы, которых либо выгнали владельцы, либо они были самовыгульными и потерялись. Луиза Тэскер в исследовании «Практика контроля безнадзорных животных в Европе» отмечает, что питомцы, от которых отказались люди, с высокой вероятностью могут погибнуть. Их потомство не рассматривается как главная причина роста уличных зверей, потому что у них небольшие шансы выжить вне дома.
В случае самовыгульных животных ситуация обстоит иначе: эти собаки и кошки не ограничены в перемещении, при этом у них есть стабильный доступ к еде — их может подкармливать хозяин либо другие люди, например соседи. Так как за ними все-таки следит человек, их выживаемость, как и их потомства, гораздо выше.
«У нас в Москве во дворе несколько лет назад были самовыгульные чау-чау и хаски. Такие собаки часто не стерилизованы, потому что у нас и население, и ветеринары не всегда рекомендуют стерилизацию из-за своей дремучести. И в итоге они гуляют, где хотят, и плодятся», — рассказывает Мария Лежнева.
По мнению экспертов, стерилизация безнадзорных животных — одна из главных возможностей снизить их популяцию, и важно, что в этой процедуре нет ничего опасного для них.
«Мир в борьбе с бездомными животными на сегодняшний день никакой другой истории, кроме стерилизации, не придумал, поэтому сегодня это единственный метод бороться с таким явлением. Для животных это абсолютно безвредно, и так делается во всем цивилизованном мире», — считает президент Российской ассоциации практикующих ветеринарных врачей Сергей Середа.
Бездомных животных много, потому что люди их подкармливают?
Мария Лежнева отмечает: часто считается, что причиной большого количества бродячих животных становятся люди, прикармливающие животных. Тем не менее эксперт не видит в этом явлении ничего плохого, если человек убирает места кормления.
«Подкармливание, которым занимаются разные добрые бабушки, ничто по сравнению с тем, что у нас нет нормальной мусорной системы в городах, — комментирует Мария Лежнева. — Все эти собаки и кошки кормятся с помоек. Если бы не было этих мусорных развалов, гораздо меньше было бы безнадзорных животных. Все равно самая важная причина такого количества бездомных животных — это плохо развитая система ответственного владения».
Как правильно контролировать численность животных?
Эксперты, опрошенные ТД, считают, что убивать животных с целью сокращения их популяции не только негуманно, но и невыгодно: не сокращается ни количество собак, ни траты на их истребление. Согласно статистике, приведенной Галиной Стебловской в презентации «Экономические аспекты ведения ОСВВ», в Белгородской области с 2010 по 2016 год было убито больше 66 тысяч собак. На такое регулирование численности животных потратили 65 миллионов рублей. Как утверждает Стебловская, если бы животных стерилизовали и отпускали обратно, то можно было бы сократить затраты на 20 миллионов рублей.
Способом отлова и вакцинации уменьшили популяцию бесхозных собак в Нижнем Новгороде. В статье Владимира Гройсмана «Эффективность возвратного ОСВВ-метода: регулирование численности безнадзорных собак в Нижнем Новгороде» представлены данные, что с 2003 по 2013 год, когда всех собак изымали с улицы, количество бездомных животных в этом городе выросло на 58%. К моменту, когда в Нижнем Новгороде решили ввести систему ОСВВ, в городе было уже 7 тысяч бесхозных собак. Теперь же к 2020 году ожидается, что благодаря этому методу на улицах останутся всего 1200 уличных животных и все они будут вакцинированными и стерилизованными.
Похожий опыт есть у Болгарии: в своей презентации Стебловская отмечает, что в стране за несколько лет было убито уже больше 70 тысяч собак. Власти потратили более 2,5 миллиона евро на регуляцию популяции бездомных животных, и при этом никакого положительного эффекта не добились. После введения в 2008 году возвратного метода отлова число беспризорных кошек и собак всего за два года снизилось по всей стране на 55%.
Галина Стебловская также приводит в пример Италию, где в некоторых регионах существует система пожизненного помещения животных в муниципальные приюты. Животные находятся в тяжелых условиях, а хозяева приютов наживаются за счет государственных субсидий, не заботясь при этом о питомцах. Лежнева отмечает, что в российских приютах тоже условия для собак не всегда подходящие — маленькие вольеры, недостаток питания. Для кошек в России нет ни одного муниципального кошачьего приюта, они в основном содержатся в тех же приютах, где и собаки. И даже при самых лучших условиях они всегда в стрессе из-за лая. Есть частные приюты для кошек, где они неплохо живут, но их, к сожалению, очень мало. В конечном результате животные все равно находятся в негуманных условиях. «ОСВВ — это как демократия; система не совершенная, но лучше еще ничего не придумали», — считает Мария Лежнева.