Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) присудил 25 тысяч евро компенсации жительнице Красноярского края, на глазах у которой в детстве жестоко задержали ее отца-полицейского. Психологическую травму девочки признали видом пытки, сообщает «Ъ».
ЕСПЧ 12 ноября счел доказанным факт избиения отца на глазах у маленькой девочки и признал это нарушением статьи Европейской конвенции, гарантирующей запрет пыток и жестокого обращения. Власти РФ теперь обязаны выплатить 20-летней девушке, которая до сих пор вынуждена обращаться за психолого-психиатрической поддержкой, 25 тысяч евро в качестве компенсации.
Задержание отца девушки, сотрудника Апшеронского РОВД, произошло в 2008 году, когда ей было девять лет. Мужчина забрал дочь из школы, посадил в машину, и в этот момент его задержала группа сотрудников ФСБ и ФСКН. По словам заявителей, задержание было максимально жестким: люди в масках повалили мужчину на землю, били ногами. На него надели наручники и обвинили в торговле марихуаной.
Девочка испугалась и закричала, на что участники группы захвата приказали ей «закрыть рот и сесть в машину». Отец просил отвезти его дочь домой или в школу, но силовики отказались. Девочка почувствовала себя плохо и выбежала из машины, догонять ее никто не стал. Впоследствии ребенка в шоковом состоянии обнаружили на улице родственники.
Обстоятельства задержания подтверждал свидетель, но в ФСБ и ФСКН отрицали все обвинения в необоснованном применении силы.
Из-за увиденного у девочки начались трудности с речью, появилась дрожь в конечностях, она стала бояться людей. Медики диагностировали неврологический синдром, неврозоподобный энурез и фиксацию на стрессовой ситуации.
Семья обратилась в прокуратуру с жалобой на действия группы захвата, но следователь четыре раза отказал в возбуждении дела, заявив, что причиной стресса стала «хорошо развитая фантазия и чувствительность» девочки. В 2009 году семья обратилась в ЕСПЧ. Отмечается, что дело против отца ребенка было прекращено в том же году: выяснилось, что свидетель его оговорил по требованию сотрудников ФСКН.
Руководитель отдела международно-правовой защиты Комитета против пыток Ольга Садовская, чьи юристы представляли интересы девочки, указала, что ЕСПЧ подтвердил: даже смотреть на пытку близкого тебе человека — пытка.
«Это решение важно не только для России, но и для других стран Совета Европы. Теперь правоохранительные органы должны разработать протокол проведения спецопераций, исключающий применение насилия и к тому, кого задерживают, и к случайным свидетелям», — уверена Садовская.
Председатель межрегионального профсоюза полиции и Росгвардии Михаил Пашкин выразил мнение, что российские силовики могут специально проводить жесткие задержания на глазах у родных, чтобы «сломать» человека и тот «написал все, что скажут».