От свахи до «Тиндера». Как поменялась семейная жизнь москвички за три поколения?

В Музее Москвы открылась выставка «Фамильные ценности». Экспозиция показывает, как за последние 150 лет российская семья прошла путь от традиционной патриархальной модели к советской, а затем к современной — с многообразием форм и свободой личного выбора.

Куратор выставки Полина Жураковская рассказала «Таким делам», как развивалась бы семейная жизнь жительницы Москвы в зависимости от эпохи.

Фото: экспозиция в Музее Москвы
Фото: предоставлено пресс-службой "Музея Москвы"

До революции

В дореволюционной Москве возможность девушки повлиять на выбор партнера стремилась к нулю, говорит Полина Жураковская. Как правило, чем выше был социальный слой ее семьи, тем меньше учитывались ее воля и пожелания. Похищение невесты у родителей — даже с ее согласия — считалось преступлением и каралось тюремным заключением.

Фото: предоставлено пресс-службой "Музея Москвы"

«Организация отношений в дореволюционный период — это встреча двух расширенных, патриархальных семей. Если речь о купеческих семьях, то это встреча двух капиталов», — отметила она.

В патриархальном обществе невеста получала приданое, у которого было несколько функций. Во-первых, юридическая. После заключения брака приданое признавалось собственностью жены и обеспечивало ей финансово-экономическую самостоятельность. При разводе женщина могла забрать его себе, а в случае смерти приданое могли забрать ее родители. Во-вторых, бытовое назначение. В приданое входили предметы домашней утвари, обихода, комплекты женской одежды на все сезоны, поэтому его также использовали для обустройства повседневной жизни новой семьи. В-третьих, у приданого была утешительная функция.

«Привычные вещи давали возможность женщине скорее привыкнуть к совершенно незнакомой обстановке. В лучшем случае невеста видела жениха до свадьбы. В худшем для нее все в первый раз, и это колоссальный стресс», — объяснила Полина Жураковская.

До революции 1917 года, когда церковь и государство были неотделимы друг от друга, важное значение имел обряд венчания. Церковный брак был абсолютно законен, дополнительных официальных регистраций не требовалось.

После венчания девушка входила в семью супруга. Младшие члены семьи беспрекословно подчинялись старшим. Процесс воспитания чаще всего был делом частным, семейным, однако воспитанием маленьких детей занимались, как правило, женщины — не только матери, но также няни, воспитательницы, учительницы, либо бабушки и старшие сестры.

Советский Союз

В советской России возможность самостоятельного выбора партнера у девушки значительно выросла, говорит Полина Жураковская. Тем не менее инициатива всегда должна была исходить от мужчины или его представителей. Были и специализированные службы знакомств, а также знакомства по брачным объявлениям в газете.

В советский период свадьба стала более формальной. Теперь брак регистрировала не церковь, а государство. Чаще всего церемония состояла из регистрации в ЗАГСе и «красной свадьбы» (празднование в кругу семьи и партийных товарищей, когда стол покрывался красной скатертью). Тем не менее разнообразие торжеств сохранялось, массово переориентировать людей на аскетичные празднования не удалось.

Торжественность свадеб вернулась в 1960-е, отметила куратор выставки. Открывались Дворцы бракосочетаний, работники ЗАГСов стали читать напутствия молодым, в залах учреждений начали исполнять марш Мендельсона, появился ритуал возложения цветов к монументам.

Михаил Буланов. Плакат «Государственное
пособие помогает мне воспитывать
детей!». 1947 г. Музей Москвы
Фото: предоставлено пресс-службой "Музея Москвы"

«В обществе, для которого важен спектакль, свадьба — это его кульминация и отличный способ показать свой статус, продемонстрировать свои социальные связи, пригласить на событие “нужных” людей», — прокомментировала Полина Жураковская отношение советских людей к церемониям.

При советской власти приданое воспринималось как буржуазный пережиток, унижающий женщину. Однако фактически этот атрибут сохранился, просто получил другое название — подарки на свадьбу. Приданое лишилось гендерного маркера, и всем необходимым обеспечивали родственники или товарищи молодых с обеих сторон. Дарили чаще всего мебель, бытовую технику.

В советском обществе роль главного «воспитателя» детей перешла государству, которое ставило своей целью сформировать нового человека. Жительница Москвы, скорее всего, вскоре после рождения отдала бы ребенка в ясли. «Дети буквально становятся объектом воспитания. Это все работало на создание советского человека», — объяснила Полина Жураковская.

Ситуация изменилась во второй половине ХХ века. В этот период детей впервые стали воспринимать в семье как отдельную личность со своими потребностями и интересами, пропагандируются новые психолого-педагогические подходы к воспитанию.

Современная семья

Семья в современном обществе не претерпевает кризис, несмотря на то, что такая точка зрения превалирует сегодня, говорит Полина Жураковская. По ее словам, социология и психология рассматривают современную семью с другого ракурса — они смотрят на это явление как на трансформацию, увеличение разнообразия, возможностей выбора и личной свободы и ответственности.

Читайте также Все свои

В современной России знакомства, напротив, все больше опосредованы. Только теперь это не объявления в газете и брачные агентства, а сайты знакомств и специальные приложения, в которых можно ввести определенные параметры поиска. Отношения и знакомства все больше виртуализируются.

И сегодняшняя свадьба — это разнообразие форм. Нет единого правила или нормы ее проведения. Кто-то по-прежнему воспринимает ее как кульминацию социального спектакля, кто-то, напротив, демонстративно отказывается от этой сложной церемонии.

«На самом деле в современном обществе это ненормальная ситуация, чтобы существовала нормативная модель семьи. Потому что общество устроено настолько сложно, настолько сильно поменялись ценности и вся организация жизни. Семья — это хрупкий союз, который построен на возможности договариваться, находить общий язык, дающий эмоциональное удовлетворение членам семьи и, конечно, не диктующий никаких строгих правил», — подчеркнула Полина Жураковская.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам
Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: