Такие дела

Выманить и выгнать. Репортаж из суда по делу о депортации китайского студента МГУ за нарушение карантина

В марте Московский городской суд во время апелляционного слушания постановил депортировать из России гражданина Китая. Это студент первого курса МГУ, который по незнанию нарушил карантинный режим по коронавирусу. Всего, по данным «Коммерсанта», около 100 граждан Китая ожидают депортации, в основном это студенты.

Корреспондент «Таких дел» побывала на одном из процессов по депортации студентов и посмотрела, как принимаются подобные решения.

* Имя судьи не указывается ради защиты персональных данных студента, настаивающего на анонимности. Запись процесса находится в распоряжении редакции ТД

Сотрудники скорой помощи в защитных костюмах
Фото: Илья Питалев/РИА Новости

В один день в Мосгорсуде проходит сразу несколько апелляционных слушаний по делам студентов МГУ из Китая. Поддержать студентов своего факультета пришла и декан факультета Высшей школы управления и инноваций МГУ Виктория Печковская.

Студента из Китая, на слушание дела которого пришла корреспондент ТД, обвиняют в нарушении режима пребывания в России (часть 3 статьи 18.8 КоАП РФ). Первокурсник побывал на родине и должен был после возвращения оставаться на карантине 14 дней. 24 февраля сотрудники полиции задержали его во дворе. Сам студент объяснил, что вышел на улицу за продуктами и не осознавал, что предписание оставаться в изоляции настолько сурово. В начале марта Никулинский суд вынес решение о его депортации, на этом процессе в Мосгорсуде рассматривают апелляцию.

Адвокат Сергей Малик просит допросить в качестве свидетеля декана Викторию Печковскую. Декан побывала у студента в Сахарове, где сейчас содержат всех студентов из Китая, ожидающих депортации, общалась с ним и поэтому готова дать пояснения по делу.

— Он первый год учится, мальчик очень хороший. Он практически досрочно сдал сессию, и поэтому у него была возможность уехать [домой]. Так получилось, что из-за того, что он хороший студент, он попал в такую ситуацию.

— Знает хорошо русский? — уточняет судья. — А вот адвокат пишет, что плохо знает [и не понял предписание о карантине]…

Адвокат уточняет, что его подзащитный понимает разговорную речь, но плохо разбирается в юридической терминологии.

Из-за того, что он хороший студент, он и попал в такую ситуацию

— Скажите пожалуйста, были ли аналогичные случаи таких задержаний у ваших студентов? спрашивает декана факультета судья.

Виктория Печковская говорит, что на ее факультете сейчас 120 китайских студентов, которые вернулись из Китая. По ее словам, факультет проводит «очень серьезную работу по предотвращению коронавируса».

«Те студенты, которые живут в общежитии, им легче. Те, которые живут на квартирах, столкнулись со следующим: к ним приходят, отрубают свет, студент выходит [в подъезд] смотреть, что с рубильником, а там его уже ждет полиция, которая хватает его, как нарушившего режим», описывает декан.

По данным Виктории Печковской, были и случаи, когда полиция останавливала китайских студентов, не выезжавших на родину и у которых есть справка о том, что они не подлежат карантину. «[Студента] остановили полицейские, он предъявил справку. Ему сказали, либо давай 10 тысяч, либо мы тебя сейчас повезем в инфекционную больницу. Он отдал 10 тысяч и вызвал такси, чтобы уехать домой. Полицейские, видимо, передали эту информацию кому-то еще, и, пока студент ждал такси, к нему подошли представители туристической полиции, которые взяли с него еще 10 тысяч. То есть он за 15 минут отдал 20 тысяч нашей полиции», возмущается она.

Во время судебного заседания адвокат Сергей Малик говорит, что располагает данными о 80 гражданах Китая, которые задержаны и ждут выдворения с территории России из-за нарушения карантина по коронавирусу. Он добавляет, что большинство его подзащитных — это студенты московских вузов.

«Понимаете, одно дело [китайцы, которые] на рынках работают, другое дело студенты, которые везут сюда большие деньги. Они платят за год обучения на нашем факультете 487 тысяч рублей!  отмечает Виктория Печковская. Мне их жалко, понимаете? Мне их жалко!»

Адвокат отмечает, что постановление главного врача России о самоизоляции несет прежде всего рекомендательный характер. Оно касается граждан КНР, которые имеют вид на жительство в России, но у его подзащитного не вид на жительство, а студенческая виза.

За 15 минут отдал 20 тысяч нашей полиции

Сергей Малик отмечает, что материалы дела были сфальсифицированы: на самом деле полицейские задержали подзащитного в его квартире, а не на улице, как написано в рапорте. Кроме того, продолжает он, при задержании в качестве переводчика указан человек с недействительными доверенностью и паспортом. Тот должен был заменить паспорт еще в ноябре 2019 года, а доверенность была выдана на просроченный паспорт.

«Это грубейшее нарушение процессуального характера. Я уверен, что переводчик не принимал участия в мероприятиях [по задержанию], поскольку все написано под копирку. Все однотипно, заготовленные протоколы. Меняют только фамилию, имя и место обнаружения», рассказывает Малик.

Читайте также «В глазах россиян мы равны коронавирусу». Как изменилось отношение к китайцам после обнаружения вируса?

По его словам, также перед студентом, который подлежит карантину после приезда из Китая, стоит дилемма. С одной стороны, он должен лично встать на миграционный учет в течение семи дней после возвращения в Россию. С другой — из-за карантина он в течение 14 дней не имеет права выходить из дома.

Адвокат отмечает, что только в его производстве восемь подобных дел, в которых большинство обвиняемых — студенты разных курсов. Рассматриваются дела как первокурсников, так и четверокурсников. Одному из студентов оставалось всего четыре месяца до получения диплома, но его все равно депортировали.

«Суд первой инстанции не принял во внимание характеризующие данные личности. На самом деле эти дети не болеют никаким коронавирусом. Законодательство позволяет назначить наказание в виде штрафа с выдворением либо без такового. С целью гуманного подхода в данной ситуации, исходя из многочисленных нарушений процессуального характера, я считаю, что суд должен прекратить административное преследование студента или как минимум вынести штраф, не депортируя его«, заключает Сергей Малик.

Суд вынес решение оставить без изменения решение Никулинского суда и депортировать студента на родину.
_______________________________________________________________________
«Такие дела» направили запросы в МВД России и в посольство КНР, чтобы уточнить точное число граждан Китая, которым грозит депортация. На момент публикации заметки никакой информации не поступало.

Редакция благодарит комитет «Гражданское содействие» за помощь и консультацию.

Exit mobile version