Такие дела

«Мы забили тревогу». Как благотворительные фонды в Краснодаре и Новосибирске пострадали от кризиса

Из-за пандемии коронавируса и экономического кризиса у благотворительных фондов по всей стране возникли проблемы. В поддержку некоммерческих организаций фонд «Нужна помощь» запустил акцию «Спасаем тех, кто спасает нас», а «Такие дела» — одноименный сюжет.

Порталы «Юга.ру» и «Тайга.инфо», которые входят в журналистское объединение «Синдикат-100», рассказали, с какими проблемами столкнулись благотворительные фонды в Краснодарском крае и Новосибирской области.

Фото: Александр Гальперин / РИА Новости

Александра Вандышева

руководитель проектов организации «Синяя птица», помогающей детям с инвалидностью, семьям, попавшим в трудное положение, пожилым людям (Краснодар)

Первые изменения мы почувствовали 2-2,5 недели назад, когда пожертвования снизились на 70%. Были дни, когда пожертвований не было вообще. Так как на нашем попечении находятся дети с инвалидностью и дети в тяжелом паллиативном состоянии, потребности которых ежедневны, мы все равно стараемся поддерживать семьи средствами первой необходимости.

Мы забили тревогу, потому что понимаем, что ситуация в ближайший месяц не улучшится. В наших подопечных семьях мама не имеет возможности работать, потому что она часто привязана к ребенку, поэтому единственным кормильцем в семье является папа. В условиях же карантина папы остаются без работы.

В последнее время в организацию стали обращаться не с просьбами о реабилитации или каком-то техническом оборудовании — сейчас речь идет о том, как прокормить ребенка и обеспечить его средствами гигиены. Стали приходить запросы, касающиеся продуктов питания, и мы понимаем, что таких обращений будет еще больше.

Деятельность фонда перешла в онлайн-режим, сейчас мы переводим в онлайн и работу центра для особенных детей «Верь в себя»: наши преподаватели записывают видеоуроки, с середины недели планируется проведение прямых эфиров в социальных сетях для родителей с психологами, логопедами, специалистами, которые занимаются с детьми с инвалидностью. Также будут видеоуроки и для детей.

Самый простой и надежный способ помочь — это оформить пожертвование, пусть даже оно будет небольшим. 

Яна Сторожук

руководитель благотворительного фонда помощи детям «Край добра» (Краснодар)

Мы очень зависим от добровольных пожертвований, а сейчас бизнес и просто люди проходят через сложности, вызванные пандемией, и сами нуждаются в поддержке. Снизилось количество жертвователей, упал средний размер пожертвований. Отменились две масштабные акции фонда, запланированные на апрель: в помощь детям с нарушениями слуха и «Клуб добрых дел» Сбербанка. В прошлом году благодаря этим акциям удалось собрать более 20 миллионов рублей.

Мы приостановили прием заявлений, ведь сейчас запланировать объемы поступлений крайне сложно. Но мы продолжаем вести наших подопечных, детей с онкологическими заболеваниями, покупать им препараты, которые подорожали из-за роста курса. Мы также помогаем детям, которые находятся на лечении за рубежом.

Сейчас фонд запускает два онлайн-проекта в инстаграме для сбора средств: #МузыкаДобра и #ЗвездныйКрайДобра. В рамках первого проекта будут проводиться музыкальные концерты в прямом эфире, а в рамках второго — мастер-классы звезд шоу-бизнеса по стилю, рисованию, музыке.

Нельзя допустить, чтобы фонды просто прекратили свою работу. Наверное, больше всего в этом меня поддержат родители больных детей. Ведь у этих детей нет времени на карантин, их надо спасать, им надо помогать. Сейчас любая сумма имеет значение, каждые 100-200 рублей важны.

Дарья Баканова

администратор приюта для животных «Краснодог» (Краснодар)

Введенные ограничения сильно отразились на деятельности приюта. Закрыты торговые центры, где проводились благотворительные мероприятия, что позволяло большему количеству животных уезжать в семьи. Не работают торговые точки, в которых размещены наши боксы для сбора пожертвований. До минимума сократилось количество посетителей ветеринарного кабинета, который являлся основным источником дохода организации. Ограничения на передвижение по городу не позволяют горожанам приехать в приют лично и выбрать подопечного. При этом тяжело травмированные собаки и кошки продолжают поступать ежедневно. И каждому требуется лечение, операции и корм.

Хотя сложности сейчас у многих, когда в самый тяжелый момент руководство приюта обратилось в социальных сетях с просьбой о помощи, за три дня нам удалось собрать необходимую сумму для закрытия задолженностей перед поставщиками лекарств и кормов и закупки необходимых препаратов. Но этого недостаточно для осуществления полноценной деятельности на длительный срок.

Часть нашей работы всегда проходила онлайн, сейчас, конечно, ее стало больше. Именно благодаря официальным аккаунтам в социальных сетях и сайту желающие взять питомца могут выбрать себе друга, а те, кто уже получил разрешение на передвижение по городу, успели обзавестись новым питомцем.

Основная помощь приюту — «усыновление» наших подопечных. Сейчас их более 500, а самая острая проблема у собак, их чуть больше 300. Наша главная задача — устройство животных в семью, ведь даже самый лучший приют не может ее заменить.

Денис Камалдинов

председатель правления региональной общественной организации «Гуманитарный проект» (Новосибирск)

Мы давно работаем с инфекциями, такими как ВИЧ, гепатит С, и понимаем последствия эпидемий, поэтому перевели в дистанционный режим как офисную работу, как и группы поддержки, сообщества.

Сейчас мы разрабатываем алгоритмы, которые помогли бы нашим целевым группам — людям, наиболее уязвимым к ВИЧ, — не остаться без сервисов, прежде всего без тестирования на ВИЧ и сопровождения. Мы работаем в тесной связи с Центром СПИДа и инфекционной больницей и, так же как и они, продолжаем работу. Наши консультанты и горячая линия по вопросам ВИЧ будут работать, несмотря на объявленные выходные дни.

Было странно, что федеральное правительство, упоминая про поддержку малого бизнеса, забывает про НКО. Видимо, некоммерческие организации не вживились еще в мышление правительства. Мы надеемся, что ситуация будет меняться и какие-то меры по поддержке НКО правительство тоже будет предпринимать.

Пандемия коронавирусной инфекции несет кризисные тенденции и, как после любого кризиса, сложности для НКО, которые их еще не почувствовали, могут возникнуть через год-полтора. У людей и государства будет меньше денег, следовательно, и у НКО будут сложности с финансированием. Нам нужно привыкать к новым реалиям и думать, что можно сделать в этой ситуации.

Частные пожертвования мы не собираем, поэтому падения, которое чувствуют коллеги из других НКО, мы не ощутили. Но наши обязательства перед донорами сохраняются, и мы будем выстраивать систему поддержки людей, уязвимых к ВИЧ-инфекции, в существующих реалиях. Доноры с пониманием относятся к кризису, Фонд президентских грантов, бизнес (мы получаем поддержку от фармкомпаний) уже заявили о том, что готовы пересматривать сроки реализации проектов, потому что многие мероприятия, не только у нас, переносятся на более поздние даты.

Может быть, пандемия коронавируса поменяет отношение вообще к любым проблемам в обществе, связанным с вирусами. Это очень важно — поддерживать тех, кто пытается противостоять этим проблемам, независимо от ситуации, возраста, пола. Для ВИЧ-сервисных НКО в России это давно понятно — вирусы не прощают легкомысленного отношения к ним. Надеемся, это осознание придет и ко всем в обществе.

Евгения Соловьева

президент новосибирской городской общественной организации усыновителей «День аиста»

Частные пожертвования вообще уменьшились, ибо известия о том, что НКО получила грант или субсидии (а мы получили поддержку Фонда президентских грантов), очень успокаивает и сложно объяснить людям, что грант — это лишь часть необходимого и их пожертвования по-прежнему важны для нас. По ситуации последних дней говорить рано, ибо анализ можно делать по окончании месяца.

Как пандемия коронавируса повлияла на проекты нашей организации? А вот тут очень сложно: во-первых, наша работа с благополучателями всегда проходит в нерабочее время (вечером или в выходные дни), поэтому непонятно, должны ли мы остановить работу.

Ранее вышло распоряжение мэра, что не рекомендуются массовые мероприятия, где количество людей превышает пятьдесят человек. В наших проектах никогда число благополучателей не превышает тридцати человек, так что формально мы ничего не нарушаем и можем продолжать работать, тем более что клиентам это нужно. Но мы должны были начать три новых проекта и пока не можем понять, кто должен принять решение о приостановке или продлении.

Учитывая, что почти все наши услуги — это оказание психологической поддержки, сопровождение усыновителей и замещающих семей, трудно оценить, является ли наша деятельность «предприятием непрерывного цикла». Конечно, это не коровы, которых нельзя не доить, но оставлять людей без психологической помощи в период общей тревоги просто опасно.


Кризис ударил по многим некоммерческим организациям. Поддержите благотворительные фонды небольшим, но регулярным пожертвованием на странице акции «Спасаем тех, кто спасает нас».

Exit mobile version