Жительница Москвы Светлана Качалова рассказала «Таким делам», что в середине апреля у нее и у ее сына Дмитрия обнаружили коронавирус. Медицинской помощи им пришлось дожидаться в течение пяти дней. Юрист проекта «Правозащита Открытки» Эльза Нисанбекова пояснила ТД, что эта ситуация незаконна.
«Система здравоохранения не справляется»
В апреле у Светланы и Дмитрия появились характерные симптомы коронавируса: сильный кашель, высокая температура. По словам женщины, у них с сыном «был контакт» с зараженным человеком, при этом они в группе риска: у Дмитрия ДЦП и I группа инвалидности, он не передвигается самостоятельно, а Светлана перенесла онкологическое заболевание. 15 апреля они самостоятельно сдали анализы в платной лаборатории. 17 апреля пришел положительный результат на коронавирус у обоих.
Светлана Качалова сообщила в поликлинику при диагностическом центре № 5, что у них с сыном коронавирус, однако в течение нескольких дней врач так и не пришел. Женщина обратилась за помощью к друзьям, которые распространили информацию в фейсбуке, и в ситуацию вмешалась председатель совета Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов Юлия Камал. Только после этого 21 апреля на дом к семье пришла врач.
«Я понимаю, что врачей самих спасать надо. Я не хочу их ругать. Они уже работают из последних сил, сами больные и поэтому не справляются. У меня много друзей среди врачей из первичного звена, я знаю, как они в больницах вкалывают, оказывают помощь, им дай бог продержаться. Но сама система [здравоохранения] нигде не кричит, что они не справляются, — у нас “все хорошо”, как всегда. А по факту они не могут ни анализы взять, ни коммерческую медицину привлечь. Фактически мы оказались без помощи. Я сама купила все приборы для отслеживания оксигенации, кислородные подушки… Какие-то больницы справляются, а вот конкретно наш КДЦ № 5 — нет», — рассказала Качалова.
Женщине и ее сыну выписали на двоих упаковку противовирусного препарата «Тамифлю» и упаковку антибиотика «Амоксиклав». 27 апреля врач приходила повторно, потому что 19 апреля Светлана и Дмитрий еще раз сдали тест, который вновь оказался положительным. По словам Качаловой, в ближайшее время к ним должны впервые прийти из поликлиники взять анализы на коронавирус бесплатно.
«В России отлажена часть с тяжелыми заболевшими, госпитализацией, больницами. Но если у вас нет дыхательной недостаточности и вы просто решаете отсидеться дома и лечиться самостоятельно, вы фактически остаетесь без помощи, — говорит женщина. — Все эти горячие линии — тупиковые, там рассказывают, как помыть руки. Я дозванивалась в минздрав и просила вызвать нам скорую, а там меня отправили жаловаться в страховую компанию на неоказание медпомощи. Выйти мы с сыном никуда не можем, потому что положительный тест. Не можем ни КТ легких сделать, ни сдать анализы. Врачи частных клиник не имеют права приходить на дом для взятия анализов, а государственные врачи не идут, потому что не справляются [с потоком]. Это просто катастрофа. У нас в семье нет возможности самим доехать в диагностический центр — нет машины, а на общественном транспорте передвигаться с коронавирусом просто безответственно с нашей стороны».
Комментарий юриста
Нисанбекова пояснила, что помощь пациентам с COVID-19, которые лечатся на дому, должна оказываться незамедлительно.
Согласно приказу Минздрава № 198н, при получении положительного результата на COVID-19 решается вопрос, как человеку будет оказываться медицинская помощь — на дому или стационарно. На дому помощь можно получать в случае отсутствия клинических проявлений заболевания или при его легком течении: температура тела менее 38,5, частота дыхательных движений менее 30 раз в минуту, насыщение крови кислородом по данным пульсоксиметрии — более 93%, для детей — 95% и более.
При этом гражданин должен сообщить о всех лицах, контактировавших с ним, и обязан вызвать врача при ухудшении самочувствия: если температура тела превысит 38,5, появится затрудненное дыхание, одышка, появится или усилится кашель, насыщение крови кислородом снизится.
Плановый повторный забор биоматериала назначают на 3-й и 11-й день после выявления COVID-19.
На сегодня нет доказательств эффективности применения при COVID-19 каких-либо лекарственных препаратов, поэтому назначают симптоматическое лечение, но медицинскую помощь должны оказывать незамедлительно. В противном случае вы вправе обратиться в региональное министерство здравоохранения по телефону горячей линии.