Такие дела

Эксперт: страховая медицина в России все больше превращается в «крепостническую»

Правительство внесло в Госдуму проект поправок в закон об обязательном медицинском страховании (ОМС). Документ входит в так называемый бюджетный пакет на 2021-2023 годы и направлен на обособленное финансирование федеральных медцентров в рамках базовой программы ОМС. «Такие дела» разобрались, что это изменит для пациентов. 

Регистратура в национальном медицинском исследовательском центре онкологии
Фото: Валерий Матыцин / ТАСС

Лечись там, куда направят

Сам по себе страховой принцип предполагает, что пациент может обратиться за помощью в любое медучреждение и к любому врачу, а страховая компания за это заплатит. До сих пор полис ОМС, выданный страховой компанией, давал пациенту возможность попасть в выбранную им клинику. В случае возникновения проблем можно было обратиться в свою страховую компанию, представитель которой мог вмешаться в ситуацию или даже выдать направление самостоятельно.

«Сегодня федеральный центр, допустим, Институт гематологии, чтобы иметь возможность лечить граждан со всей страны, входит в систему ОМС Московского городского фонда. А Московский фонд, получив счет за иногороднего пациента, отправляет его в территориальный фонд соответствующего региона», — объясняет доктор медицинских наук Алексей Старченко, член Совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре и президент Национального агентства по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе.

Теперь такие межтерриториальные расчеты изымаются из системы ОМС. Страховая компания уже не будет иметь никакого отношения к федеральным центрам.

«Необходимо исходить из того, что в настоящее время федеральные университетские клиники в регионах финансируются по остаточному принципу, не могут проводить научные исследования, теряют высококвалифицированные кадры, — пояснил на обсуждении документа Дмитрий Морозов, председатель комитета Госдумы по охране здоровья. — Формула такая: федеральным клиникам — федеральное финансирование и федеральный контроль. Главное, что субъекты РФ смогут направлять в федеральные учреждения своих жителей».

В интервью «Российской газете» глава ФОМС Елена Чернякова объяснила изменения проще: условная «тетя Маша», которая хочет прооперироваться по поводу язвы желудка в той больнице, которую выберет сама, а не куда ее «смаршрутизируют» в родной поликлинике, должна будет за это заплатить.

«Если вы приехали из другого субъекта РФ, скорее всего, [сможете туда попасть] через платное подразделение.

язву желудка давайте все-таки полечим в хорошей местной больнице, в которой работают знающие специалисты

Уникального специалиста не может хватить на всех», — заявила глава ФОМС.

По словам Алексея Старченко, в регионах направления в центр дают крайне неохотно, никто не хочет терять деньги ОМС. «Поэтому подход такой: не хочешь лечиться у нас — езжай хоть в Москву, хоть в Париж или в Шарите. Но платно, никаких направлений никто давать не будет», — говорит эксперт.

В российском законодательстве закреплено право на выбор клиники, настаивает эксперт. А приписка граждан к медучреждениям по месту жительства и маршрутизация без учета желания пациента превращает страховую медицину в «крепостническую», считает он.

Перед госпитализацией — заплати

Как следует из законопроекта, нормативы объемов специализированной медпомощи, которые будут распределяться между федеральными центрами, предусмотрены только для лечения в условиях стационара (круглосуточного или дневного). Это значит, что амбулаторная помощь будет оказываться платно, считает Старченко.

«Что такое амбулаторная помощь? Это обследование перед госпитализацией и наблюдение после выписки, — говорит эксперт. — Кроме того, сегодня пациенты, состоящие на диспансерном учете в федеральных клиниках, могут наблюдаться в них бесплатно. Например, если вы находитесь на учете в Чазовском кардиоцентре, который входит в систему ОМС через Московский городской фонд, то можете бесплатно записаться на прием к нужному специалисту и на плановое обследование. А если вам вдруг скажут, что нет места, нет времени, приходите через год или платно, то можно позвонить в страховую компанию, и место сразу найдется. Но если федеральным центрам станут распределять объемы только на стационарную помощь, мы получим такую же картину, как с зарегистрированными в системе ОМС частными клиниками, все амбулаторные обследования в которых все равно приходится делать платно».

При этом, по словам Старченко, законопроект, существенно меняющий права граждан, подается, как технический документ, прилагающийся к основному документу, законопроекту о бюджете федерального фонда на 2021 год и последующие два года.

И благодаря этой уловке проходит ускоренное рассмотрение без привлечения внимания и широкого общественного обсуждения

Между тем учет замечаний экспертного сообщества мог бы значительно улучшить документ, считает Старченко. Речь идет о сохранении контроля за соблюдением прав пациентов со стороны страховых медорганизаций и включении федеральных центров в систему ОМС не только со стационарной, но и с амбулаторной помощью.

«Пациент не должен выпадать из поля зрения страховой компании на период лечения в федеральном центре. Кроме того, врач-страховой представитель третьего уровня должен сохранить право выдавать предписание на устранение нарушений прав пациента, то есть на выдачу направления в федеральную медорганизацию», — поясняет Старченко.

В сентябре о попытке ограничить пациента в выборе клиники заговорили в связи с принятием нового Порядка оказания медпомощи при онкологических заболеваниях. Эксперты обратили внимание на отсутствие упоминания в документе частных клиник, в которых сегодня по ОМС и квоте можно получать практически любую терапию рака. Кроме того, новый порядок усложняет маршрутизацию онкологических пациентов: теперь им будет затруднительно перевестись в более крупное государственное учреждение. Фактически люди теряют право бесплатно лечиться в федеральных центрах вместо периферийных больниц, опасаются эксперты.

Exit mobile version