В России школьное образование в селах и крупных городах сильно отличается — об этом говорят данные международного исследования PISA. Дети из сел и малых городов знают меньше, чем в миллионниках, хуже анализируют материал и чаще не способны применить свои знания. Это сказывается и на их дальнейшей жизни, считают эксперты: такие дети часто становятся «неуспешными взрослыми» — без работы, достатка и мотивации что-то менять.
«Такие дела» разбирались, как отличается школьное образование в селах, малых и крупных городах, чем это вызвано и как отражается на детях и их дальнейшей жизни.
Алфавит в девятом классе
Анастасия Марьина — учитель английского языка в селе Сабуро-Покровское Тамбовской области. В местной школе она преподает второй год, а до этого была преподавателем на курсах английского языка в Москве. В столице на занятия приходили дети, которые много путешествовали и потому точно знали, зачем им нужен английский. В селе многие ученики Анастасии не знают названия столиц европейских стран.
«Мы не знаем, где находится Париж, что такое Мадрид. И это не только у маленьких детей, но и у взрослых. Мы не знаем, где находятся столицы, — что говорить о более сложных концептах», — рассказывает Анастасия.
Анастасия ведет уроки в шести классах, но в трех преподает не по учебнику из-за сильного отставания школьников от программы. В этих классах часто менялись преподаватели английского языка — по словам самих детей, один из учителей сидел в телефоне, а на все вопросы отвечал: «Посмотрите в учебнике». В итоге, когда Анастасия пришла в школу, обучение девятиклассников начала с изучения алфавита.
«В сельской школе дети не знают на девятый класс по Федеральному государственному образовательному стандарту, — рассказывает учительница. — Я прихожу к детям, которые вообще ничего не умеют: ни писать, ни читать, ни слушать, ни тем более говорить. Соответственно, какой учебник девятого класса, где надо учиться проводить дебаты на английском? Я могу такое сделать? Нет, не могу».
12% неграмотных
Отставание сельских школьников от городских подтверждают исследования. Самое авторитетное из них — исследование PISA. Это исследование проводится с 2000 года, последние данные были получены в 2018 году. Россия участвует в исследовании с самого начала.
PISA определяет грамотность 15-летних подростков по трем направлениям: это чтение, математика и естественные науки. В 2018 году к ним добавилась еще и финансовая грамотность. Задания исследования творческие, школьники должны не просто ответить на вопросы теста, но и применить знания в жизненных ситуациях.
В 2018 году показания российских школьников по всем направлениям немного упали. В целом Россия показывает средние значения, но почти треть всех учащихся не показала минимальные знания хотя бы по одному из трех видов грамотности: читательской, математической или естественно-научной. Неграмотных по всем трем предметным областям — 12%, на 4% больше, чем в 2015 году.
«По сути, они девять лет ходили в школу, учились, но результата как такового нет», — комментирует такие данные соосновательница программы «Учитель для России» Алена Маркович.
Наименьшие результаты показывают подростки в небольших городах и селах и из неблагополучных семей. Сельские школьники отстают от учащихся из городов-миллионников на 72 балла по чтению, на 64 — по математике и на 63 — по естествознанию. К примеру, жители российских городов-миллионников набрали по чтению 520 баллов — столько же, сколько канадцы, занявшие второе место среди всех стран. Подростки из российских деревень набрали только 448 баллов, как Мальта, занявшая 15-е место.
Ценность образования
По мнению Анастасии Марьиной, в селах нет ценности образования, «грамотность не так важна». «Есть такое, что ты закончишь девять классов — и достаточно, потом пойдешь учиться на профессию», — рассказывает Анастасия. В прошлом учебном году в ее классе после девятого ушло 14 человек, в десятом осталось всего четверо.
PISA показывает, что самые низкие результаты по уровню читательской грамотности у тех детей, у родителей которых нет высшего образования. Высшего образования нет у многих сельских жителей, говорит Анастасия. Большинство родителей нынешних сельских школьников сами заканчивали девять классов и потом шли в колледжи и техникумы.
«Некоторые родители неграмотны тоже, это люди, которые оканчивали вот так же школу. Они не читают книжки с детьми, не показывают им интересные видео на темы, откуда берется ребенок или как появилась Земля. Это просто продолжается из поколения в поколение», — считает Анастасия.
Нераспакованные принтеры
Ирина Белоусова работала учителем в городе Белоусово Калужской области. В городе 10 тысяч населения, школы оснащены компьютерами, проведен интернет, но техника работает медленно и с перебоями. В городе нет дополнительного образования, дети не участвуют в конкурсах и олимпиадах.
Слова Ирины подтверждает Алена Маркович, соосновательница программы «Учитель для России». Программа отправляет в села и малые города молодых учителей на два года, за пять лет через нее прошло более 500 учителей. «Во многих сельских школах, где мы работаем, есть интернет, но он такого качества, что учебное видео в онлайне ты посмотреть не сможешь и видеозвонок будет проходить с большими перебоями», — говорит Алена.
Согласно паспорту проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование», с 2019 по 2024 год не менее чем в 16 тысячах школ России, расположенных в сельской местности и малых городах, должна быть создана материально-техническая база. По планам, в 2019 году на эти цели должно было быть потрачено почти 3 миллиарда рублей из федерального бюджета, в 2020-м — 3,1 миллиарда.
Но по опыту «Учителей для России», даже если школа хорошо оснащена, не факт, что дети будут заниматься с приобретенным оборудованием — в селе часто не хватает учителей, которые умели бы пользоваться современной техникой. «3D-принтеры могут годами стоять нераспакованными, потому что никто не знает, что с ними делать», — рассказывает Алена.
У многих школ, по словам Маркович, нет транспорта или денег, чтобы вывезти детей на экскурсии в крупные города — в театр, музей, на выставку. В самих же селах нет культурно-образовательной среды. «Нередко бывает так, что есть школа, есть дом, заколоченная библиотека или Дом культуры — и больше ничего. Дети выезжали в какой-нибудь крупный город два раза за всю школьную жизнь», — комментирует она.
Уставшие учителя
Статус учителя — главная проблема российских школ, уверена Алена Маркович. В школах не хватает молодых, мотивированных, подготовленных учителей и среды, в которой они могли бы развиваться и работать с удовольствием.
В школе, где работает Анастасия Марьина, почти всем учителям больше 50 лет. Только двоим меньше 30 — Анастасии и ее коллеге, которая тоже приехала по программе «Учитель для России». Подход учителей к обучению разный: кто-то использует новые форматы, мультимедиа, учит детей рефлексировать, а кто-то просто дает задание прочитать параграф и ответить на вопросы в конце.
«Есть такие люди, по которым видно, что они очень устали. Они хотят на пенсию, но пока не идут, потому что не могут это себе позволить или нет пенсионного возраста, может, остался год-два. Тут просто “уставшее образование”, я бы так сказала», — комментирует Анастасия.
Четыре стены
Как рассказывают учителя, пандемия усугубила отставание школьников, потому что у детей в селах часто нет компьютеров и стабильного интернета. «Это не было похоже на обучение», — говорит Анастасия. Она вела уроки в соцсети «ВКонтакте» — давала задания, слушала голосовые сообщения от учеников на английском. Ирина Белоусова ездила по пожилым учителям, чтобы помочь им настроить Zoom и разобраться с электронным журналом.
По словам Алены Маркович, многие педагоги и родители «делали все возможное, чтобы дети продолжали учиться, даже если не было очевидных каналов коммуникации», — присылали ученикам задания по вотсапу, в некоторых городах родители, работающие таксистами, развозили по пути задания школьникам, в регионах задания развозили школьные автобусы, кое-где — сами учителя на велосипедах.
У учителей при этом не было понимания, как вообще можно построить урок удаленно. «Некоторые задавали: параграф такой-то, вопросы с первого по десятый, ответить письменно в тетради и прислать мне [фото], — рассказывает Анастасия. — В итоге дети с ума сходили, ночами делали домашние задания».
Неуспешные взрослые
В исследовательской среде есть понятие «неуспешные взрослые» — это люди старше 18, но младше 30 лет, которые нигде не работают и не учатся, либо часто меняют место работы, либо могут даже совершать мелкие преступления. Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов в 2017 году в колонке «Ведомостей» писал, что «в России неуспешных молодых людей около 25%».
По его мнению, неуспешность молодых людей отражается на экономике всей страны. «Нынешняя 25-процентная доля “неуспешных” равносильна потере как минимум 15% российского ВВП», — утверждал Кузьминов.
Ученый выделяет три фактора будущей неуспешности. Первый — проблема со школьным образованием, второй — слабые возможности коммуникации, третий — дефицит базовых социальных знаний. «Школа сегодня не дает обязательного набора практических финансовых и правовых знаний — и это формирует социальную незащищенность выпускников, ведет к регулярным проигрышам во взрослой жизни. Достаточно сказать, что сегодня экономика и право преподаются только в половине школ — и практически все эти школы расположены в крупных городах», — отмечает Кузьминов.
Школьники могут в дальнейшем преодолеть какой-то фактор неуспешности, например научиться коммуникации. Но есть «большая группа школьников», пишет Ярослав Кузьминов, у которых факторы будущей неуспешности накладываются друг на друга: «Наибольшие шансы попасть в эту группу имеют дети из неполных и малодоходных семей, дети из семей с низким уровнем образования родителей, дети из небольших населенных пунктов, из глубоко дотационных регионов».