Некоторым пациентам с онкологическими заболеваниями можно делать прививку от COVID-19. Их категории перечислила врач-инфекционист Оксана Станевич, научный сотрудник ПСПбГМУ имени академии И. П. Павлова, в прямом эфире фонда «Не напрасно».
По ее словам, чаще всего потенциальный риск тяжелого течения коронавируса в несколько раз выше, чем риск от побочных эффектов вакцинации. В то же время она подчеркнула, что каждый случай необходимо отдельно обсуждать со своим лечащим врачом.
«Как течет заболевание [COVID-19] у больных с онкогематологическими заболеваниями: либо очень тяжело — так, что мы не успеваем их спасти, либо они переносят инфекцию, стабилизируются, но затем длительно выделяют жизнеспособный вирус и являются источником инфекции для окружающих. Кроме того, это задерживает момент возобновления противоопухолевой терапии», — говорит Станевич.
Сделать вакцину можно и пациентам, которые получают поддерживающую терапию во время ремиссии, продолжила врач. Например, привиться могут люди, принимающие препарат «Ритуксимаб». Станевич объясняет, что это средство вводят на определенных этапах. Если с последнего приема препарата прошло больше 4-6 месяцев, то можно вакцинироваться. Можно прививаться и раньше, но при этом эффект от вакцинации будет недостаточным. В любом случае важно проконсультироваться со своим лечащим врачом.
«Учитывая высокий риск заражения ковидом и его тяжелого течения, прививка в это окошко возможна. Это обсуждаемый момент. Особенно это важно для тех больных, которые давно болеют лимфомой, например, и для которых коронавирусная инфекция может стать фатальной. Этически для врача, конечно же, важно сделать все возможное, чтобы пациент не погиб. В данном случае вакцинация в окошко [между введением препарата] — это то самое действие, которое может защитить [пациента]», — рассказывает Станевич.
Прием ингибиторов тирозинкиназ также не является противопоказанием к вакцинации от коронавируса, говорит Станевич. Однако из-за того, как препарат воздействует на иммунитет, эффективность вакцины может снизиться.
«Мы не боимся какой-то избыточной иммунной реакции, потому что вакцина “Спутник V” неживая. Но ингибиторы тирозинкиназ снижают эффективность вакцинации: должным образом не активируются Т-лимфоциты и не вырабатываются антитела в достаточном количестве», — говорит врач-инфекционист.
По ее словам, «если есть хотя бы малейший шанс, что даже маленький иммунный ответ все же защитит его [пациента] или даст возможность заболеванию течь легче, то надо стараться дать возможность человеку привиться».
Директор Центра Гамалеи Александр Гинцбург рассказал «РИА Новости», что инструкция к «Спутнику V» не запрещает онкобольным прививаться. Он отмечает, что «есть только указание о применении <…> с осторожностью в такой группе пациентов, по консультации с лечащим врачом». По его словам, это связано с тем, что онкологические больные могут проходить различные курсы химиотерапии, которые могут влиять на иммунитет.