«Это дало понять, что я не неправильный». ЛГБТ-люди из регионов рассказали, зачем объединяются

Потребность в поддержке и принятии есть у каждого человека, но это особенно важно для представителей и представительниц уязвимых групп. Дискриминация на законодательном уровне, неприятие со стороны родственников и бытовые сложности — все это вынуждает ЛГБТ-людей совместно решать проблемы, с которыми не может помочь государство. Однако сформированное сообщество есть только в крупных городах, прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге.

А как живут ЛГБТ-люди в регионах и с какими сложностями сталкиваются? Об этом «Такие дела» поговорили с квир-персонами из небольших городов и представительницами организации Ресурс ЛГБТКИА Москва,  которая запустила онлайн-проект для объединения сообщества по всей России.

Фото: unsplash.com

Ситуация в регионах

Разговор о положении квир-персон в регионах начинается с того, что его невозможно охарактеризовать однозначно. Ситуация зависит и от позиции государственных институтов, и от социального окружения конкретного человека, и от его отношений с родственниками. Как комментирует директорка центра социально-психологических и культурных проектов «Ресурс ЛГБТКИА Москва» Юлия Малыгина, уместнее говорить об индивидуальном разнообразии регионов.

«Мы знаем и очень хорошие истории из регионов. Бывает, что люди там достаточно мирно и спокойно живут. А есть совершенно чудовищные ситуации, которые происходят в Москве. Единственное, что хорошо в больших городах и почему туда едут, — здесь есть сообщество. Это создает благоприятную атмосферу, которой нет в других местах», — отмечает экспертка.

Еще одно отличие — отсутствие ЛГБТ-организаций в большинстве населенных пунктов. Прежде всего они сосредоточены в региональных центрах и городах-миллионниках. В такую организацию люди могут обратиться за психологической или юридической помощью, прийти на мероприятие или в группу поддержки. Когда этого нет, ЛГБТ-людям сложнее находить сообщество и защищать свои права, если они сталкиваются с дискриминацией.

Что касается уровня гомофобии и трансфобии в повседневной жизни, то на него влияет контекст, в котором находится человек.

Журналистка Эльвира Галиева из Уфы называет свой город гомофобным и связывает это с тем, что там «развито провинциальное мышление». «Здесь очень сильно осуждают ЛГБТ-людей. И если спросить условного рандомного человека, как ты относишься к геям, то реакция будет супернегативная», — рассказывает она. Вместе с тем сама Эльвира полностью открыта как бисексуалка и никогда не сталкивалась с агрессией по отношению к себе. Она связывает это со сферой медиа, в которой работает.

Читайте также «Умри, разорвись, истеки кровью — но не дай никому узнать о тебе правду»

«Я не чувствую сильного давления, порицания, общественного угнетения. Но также я понимаю, что есть люди, которые находятся в гораздо более уязвимой ситуации. Например, у меня есть подруга-лесбиянка, которая работает в госструктуре и “сидит в шкафу” (то есть не совершает каминг-аут. — Прим. ТД). Для нее рассказать о своей ориентации будет равнозначно увольнению. А для меня это просто прикольно. Потому что люди в рекламной тусовке более открытые и толерантные», — объясняет Эльвира.

Единственная проблема, которую она выделяет, — это недостаток общения с другими квир-людьми. В Уфе есть ЛГБТ-сообщество, однако оно небольшое, и все друг друга знают. Это мешает в том числе заводить романтические отношения.

Студентка Викс Канева (имя изменено. — Прим. ТД) из Сыктывкара, наоборот, не испытывает сложностей с поиском других ЛГБТ-людей и участвует в деятельности местной инициативы queerrrriot. Вместе они проводят перформансы и уличные акции. Например, каждый год выходят на День каминг-аута с плакатами и идут по главной улице города.

Свою гомосексуальность девушка не скрывает, что не всегда нравится окружающим. «С агрессией я столкнулась в первый год своего обучения в колледже, и она продлилась до конца четвертого курса (сейчас героиня учится уже в университете. — Прим. ТД). Мои одногруппницы всячески пытались меня задеть высказываниями и действиями. К примеру, присылали в общую беседу фотографии обнаженных девушек и спрашивали, нравится ли мне это. Или просто демонстративно отсаживались от меня [в колледже]», — рассказывает Викс.

Про сам город девушка говорит, что там живут тихие и толерантные люди. А вот властям не нравятся шествия, которые устраивают местные активисты и активистки: были и задержания, и штрафы. Руководительница психологической службы организации «Ресурс ЛГБТКИА Москва» Анна Голубева напоминает, что для оценки положения ЛГБТ-сообщества в регионах нужно проводить исследования (сейчас в России таких почти нет). Личные истории индивидуальны, и только по ним нельзя судить о ситуации в целом.

Почему важно искать своих

Людям важно общаться, быть рядом с такими же, как они. Когда человек видит тех, кто имеет похожий опыт и сталкивался с аналогичными трудностями, это очень поддерживает, рассказывает Голубева. Он, она или они чувствуют, что не единственные в этом мире.

«С другой стороны, это возможность увидеть, как другие люди уже преодолели или преодолевают [подобные] сложности. Это особенно актуально для людей из дискриминируемых групп, потому что атмосфера в нашей стране очень давящая. Начиная с государственного уровня, дискриминирующих законов и заканчивая микро- и макроагрессией, насилием [в повседневной жизни]. Все это создает стресс меньшинств — дополнительный стресс, который испытывают люди из-за их принадлежности к стигматизированной группе, в отношении к которой существуют предрассудки и дискриминация», — поясняет Голубева.

Если поддерживающее сообщество не находится, человек часто становится еще более уязвимым

Появляются чувства неравноценности, тревоги. Ожидаешь, что тебя отвергнут. Это мешает принять себя и обрести внутреннюю опору. В такой ситуации тяжело искать ресурсы, развиваться, двигаться вперед. Давление со стороны государства и общества приводит к тому, что ЛГБТ-люди объединяются и помогают друг другу.

Впервые Константин Бушуев, дизайнер из Краснодара, познакомился с другими трансгендерными людьми в возрасте 37 лет. В юности он думал, что один такой. Когда у него появился интернет, Бушуев узнал о трансгендерности, но долго отталкивал мысль о медицинском переходе. Константин объясняет это нежеланием выглядеть полностью маскулинно, соответствовать типично мужской роли.

Приняв решение начать переход, Константин переехал из станицы (административная сельская единица, состоящая из одного или нескольких казачьих поселений) в Краснодар. Сделал он это из соображений безопасности. Когда внешность и поведение стали меняться, к нему начали приставать на улице, оскорблять. В городе ему было спокойнее. Тогда же, пять лет назад, стали появляться трансгендерные друзья и знакомые.

Читайте также Почему гомофобия касается каждого

«В какой-то момент мне захотелось найти себе подобных. Мне хотелось поделиться своим опытом. И оказалось, что, делясь своим опытом, я еще и помогать могу. Я сейчас участвую в деятельности небольшой инициативной группы, и мы консультируем транс-людей [по вопросам, связанным с переходом и поиском дружественных врачей]», — рассказывает Константин.

Потребность в объединении особенно сильна в тех странах, где есть дискриминация на государственном уровне. В европейских странах, рассказывает Юлия Малыгина, ЛГБТ-организации, скорее, играют роль места досуга. В России же их наличие и сплоченность сообщества в целом — это жизненная необходимость. Социальную поддержку, которую не дает государство, приходится выстраивать собственными силами.

Онлайн как способ объединиться

Организация «Ресурс ЛГБТКИА Москва» существует уже девять лет, а проект «Ресурс.Онлайн» появился в начале 2019 года. После срыва VI Семейной ЛГБТКИАПП+ конференции, которую ежегодно проводила организация, часть мероприятий решили провести позднее, а часть — онлайн. Тогда же организаторки поняли: дистанционный формат может стать хорошей альтернативой в тех случаях, когда нет возможности проводить что-то очно. К тому же он позволяет привлечь тех, кто не способен приехать самостоятельно.

«С августа 2019 года “Ресурс.Онлайн” функционирует на самоокупаемости (по системе донейшен. — Прим. ТД) и волонтерской работе. Это уже совершенно самостоятельный проект», — говорит Малыгина.

По предварительным итогам, в 2019 году организаторкам удалось привлечь людей более чем из 80 населенных пунктов (более свежих данных нет. — Прим. ТД) не только из России, но и из постсоветских стран и тех государств, куда эмигрировали русскоязычные ЛГБТ-персоны. И сейчас связь с регионами продолжает укрепляться.

Большая часть мероприятий «Ресурса.Онлайн» — группы поддержки. Они представляют собой безопасное пространство, где можно рассказать о проблемах и быть принятыми со стороны таких же людей. Это совершенно другой формат, нежели при работе с психологом или общении с друзьями и знакомыми, поясняет Голубева.

«У нас есть правила, которые защищают от критики, от оценки. От культуры насилия в языке, в которой мы привыкли существовать в нашем обществе. Мы порой не замечаем всей этой оценочности. Такой формат вначале кажется несколько искусственным. Но благодаря этим правилам человек может безопасно рассказывать о своем опыте и слушать истории других», — комментирует Голубева.

Читайте также «Мы же есть, значит, так бывает»

Эллиот Дингезов узнал о группах поддержки от «Ресурса.Онлайн», увидев анонс во «ВКонтакте». Он небинарный человек из Уфы и несколько лет назад столкнулся с травлей в университете. Одногруппники писали в соцсетях, что хотят его убить, создавали фейковые аккаунты в соцсетях, чтобы узнать личную информацию об Эллиоте через его друзей.

Из-за буллинга Эллиоту пришлось сначала перейти на заочное отделение, а потом бросить учебу. Однако травля продолжалась и после этого, вплоть до 2020 года. Потом, полагает Эллиот, это перестало быть для его бывших одногруппников актуальным. Сейчас он ведет замкнутый образ жизни. Вживую разговаривает только с бабушкой и минимально выходит на улицу. Все остальное общение происходит в интернете.

«[Я не боюсь посещать онлайн группы поддержки], потому что там не обидят. Несмотря на то что сначала там были незнакомые люди, теперь я многих знаю. Это дало понять, что я не неправильный, я не один. И то, что со мной происходит, — нормально. И какие-то полезные [для небинарных людей] вещи обсуждаются. Узнаю новое», — делится Эллиот.

На группе поддержки, объясняет он, голосованием выбирают одну-две темы. После все желающие делятся личным опытом через «Я-высказывания». Такой психологический прием позволяет избежать оценочности, поскольку говорящие опираются только на собственные мысли и эмоции.

Для жителей и жительниц небольших городов, а тем более деревень или поселков такие дистанционные мероприятия могут быть единственной возможностью пообщаться с другими ЛГБТ-персонами.

«Одна из наших миссий — быть связующим звеном между людьми, выстроить связи между ними, — резюмирует Малыгина. — В силу того что ЛГБТ-людей часто не принимают близкие, кто может поддержать их в трудной ситуации? Оказывается, что эти связи [внутри сообщества] невероятно важны. Даже если они только онлайн. Поддержка через города, через расстояния. Просто словом. Она очень важна бывает».

Фото: unsplash.com

Как найти группу поддержки или создать свою

Комьюнити-центр, или общественный центр для ЛГБТ, — это место, где проводятся группы поддержки и разные мероприятия для представителей и представительниц сообщества. Например, кинопоказы, чаепития, лекции. В крупном городе можно поискать организации, входящие в состав Российской ЛГБТ-сети, которая поддерживает инициативы более чем в десяти регионах. Вот часть из них.

Полный перечень организаций и их описание можно посмотреть на сайте Российской ЛГБТ-сети. Местные филиалы есть и у Альянса гетеросексуалов и ЛГБТ за равноправие. В некоторых городах также есть независимые инициативы, организованные местными активистками и активистами. Так, в Нижнем Новгороде работает комьюнити-центр QDeer, а в Казани действует ЛГБТ+ центр «Принятие». Нередко такие организации предоставляют возможность самим организовать группу поддержки или предложить мероприятия.

Участие в группах поддержки от «Ресурса.Онлайн» могут принять люди из любой части России, а также жители и жительницы стран СНГ и русскоязычные персоны из других государств. Актуальное расписание публикуется в социальных сетях проекта. Стоимость — донейшен, также есть возможность участвовать бесплатно, если человек испытывает финансовые трудности.

Поскольку «Ресурс.Онлайн» поддерживает низовые инициативы, предложить свою идею может любой человек. Для этого достаточно связаться с организаторками проекта. «Чтобы начать вести, например, группу поддержки, важно получить собственный опыт участия в таких группах, а потом обучиться правилам и разным нюансам ведения», — добавляет Малыгина. Помогут и с продвижением: об инициативе расскажут в соцсетях проекта, чтобы привлечь участников. Если впоследствии ведущим потребуется помощь, организаторки проекта также готовы консультировать их.

Благодарим за помощь в подготовке материала школу медиаменеджмента «Молоток», сеть социальных предпринимателей SOIN и медиа «Трамплин».


В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам
Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: