Общественная палата (ОП) исключила правозащитницу Марину Литвинович из Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы. Об этом «Таким делам» сообщили в ОП.
Комиссия Общественной палаты по безопасности и взаимодействию ОНК провела 2 апреля заседание в закрытом режиме. На нем заслушивались аргументы правозащитницы и излагались претензии к ней. Комиссия направила свои рекомендации в ОП — в релизе палаты не уточняется, какие именно.
5 марта члены ОНК Москвы на внеочередном заседании проголосовали за исключение Литвинович из состава организации. Правозащитница предполагала, что причиной решения ОНК стало ее интервью «Дождю», где она рассказала о деталях содержания юриста Фонда борьбы с коррупцией* Любови Соболь в ИВС.
Члены комиссии рассказали, что Литвинович неоднократно разглашала данные следствия, хотя не имела права это делать. Они заявили, что на правозащитницу поступали жалобы со стороны граждан, адвокатов подозреваемых и обвиняемых и органов власти из-за нарушения кодекса этики членов ОНК, закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания» и регламента комиссии.
В марте бывшие арестанты центра в Сахарове и граждане России создали петицию с просьбой не исключать правозащитницу из ОНК. На момент публикации новости ее подписали свыше 55 тысяч человек.
Марина Литвинович была одним из самых активных членов московской ОНК последнего состава. Только за 2020 год она более сотни раз посетила заключенных в СИЗО, отделах полиции и изоляторах временного содержания.
«Я хожу ко всем — к бывшим губернаторам и членам Совета Федерации, к оппозиционерам и гражданам бывших союзных республик, у которых нет ни родственников, ни денег, ни адвокатов. Моя задача — проверять, кормят ли их, есть ли у них на чем спать, что надеть, не бьют ли их. Долг члена ОНК — защищать права заключенных, невзирая на их статус, происхождение, возможности или что-то еще», — рассказывала «Таким делам» Литвинович.
*Организация включена в реестр организаций-инагентов.
Обновлено в 17:55. «Принятое сегодня решение уничтожает общественный контроль. Думаю, “зачистка” Московского ОНК продолжится. Я — просто первая», — написала Литвинович в телеграме. Она сообщила «Интерфаксу», что планирует обжаловать в суде решение ОП.