Такие дела

Почему между пациентами и врачами случаются конфликты и нужна ли тут новая этика?

Врачи страдают патернализмом, а родственники пациентов считают, что им все должны. В спорах врача и пациента каждая сторона винит в конфликте другую. Нужна ли врачам и пациентам новая этика? 

«Такие дела» публикуют тезисы дискуссии представителей пациентских НКО и врачебного сообщества.

Регистратура одной из больниц
Фото: Ростислав Нетисов / РИА Новости

 

Почему возникают конфликты между врачами и пациентами?

Читайте также Понимание на приеме. Как общаться врачам и пациентам?

В государственной медицине показатели определяются госзаданием или оборотом койки по ОМС, а не реальной удовлетворенностью людей от медицинской помощи, их отзывами, желанием в следующий раз прийти именно к этому врачу. Пациент может даже доверять конкретному врачу, но не доверять команде или медицинской организации.

Законодательство отчасти лишает пациента права выбрать врача и организацию, а учреждения автоматически получают финансирование, не конкурируя между собой, объясняет Леонид Печатников.

Нюта Федермессер вспоминает свое путешествие по России в рамках проекта «Регион заботы», когда у нее не оставалось сил смотреть на равнодушие к тяжелобольным, пожилым и одиноким умирающим людям: «Сами медики живут без уважения к самим себе. У них прохудившиеся крыши, поваленные заборы, грязные магазины, выбоины на дорогах. <…> Они живут и не понимают, почему кому-то в конце жизни они должны оказывать больше уважения, чем они получают сами».

Как можно решить эти проблемы?

Больницы должны ориентироваться на реальные потребности человека и на то, чтобы его жизнь качественно изменилась после лечения, а не на абстрактные цифры, объясняет Нюта Федермессер. Это и входит в основное понятие беседы о новой этике — пациентоориентированность.

Давид Мелик-Гусейнов считает, что строгая иерархия врач-пациент может работать только в режиме чрезвычайной ситуации. В остальных случаях в команде медицинских работников «должна быть взаимовыручка, помощь друг другу, выстроенные связи, система взаимных оценок». «Команда сама себя регулирует, и в центре такой команды находится пациент, который всех видит и всем доверяет», — убежден эксперт.

Читайте также "Бездушие врачей - отдельное испытание": как умение понять пациента отличает хорошего специалиста от плохого

Одно из ключевых прав пациента, которое должно быть реализовано административным и организационным ресурсом, — это право выбора, отмечает Нюта Федермессер. «Каждый доктор, каждый главный врач должен почувствовать на себе, <…> что у больного есть выбор, у роженицы есть выбор, есть выбор у родственников, куда поместить больного, в том числе психиатрического, в том числе паллиативного, — говорит Печатников. — Везде должна быть конкурентная среда». Должно быть так, что если пациент уходит в другую клинику, то руководителю приходится осуществлять непопулярные меры: сокращать персонал, койки, — подчеркивает Федермессер.

Со стороны врачей необходимы эмпатия, создание психоэмоционального комфорта пациента и его родственников, без которых, по словам Дениса Проценко, эффективность и безопасность лечения невозможны. Но при этом, по его мнению, на врачей нельзя перекладывать административные и организационные вопросы. Например, администрация должна организовать место для отдыха родственникам пациентов, — уверен главврач.

Нужен ли медикам новый этический кодекс?

«Этический кодекс важен невероятно, но открытость [учреждений] важнее этического кодекса, — уверена Нюта Федермессер. — Когда мы пускаем близких в отделение, тогда уважение к работе медиков становится неимоверным».

Этика остается прежней, но законы конкуренции и открытость учреждений неизбежно приведут к улучшению качества, в том числе в вопросах этического отношения и уважения, подводит итог она. 


Дискуссия прошла на форуме «Сильные идеи для нового времени», в ней приняли участие:

Exit mobile version