Госдума приняла в третьем чтении поправки к закону «О СМИ». Трансляция пленарного заседания велась на сайте нижней палаты парламента.
Согласно принятому закону журналист, главный редактор или редакция будут нести ответственность за цитирование публикаций других СМИ, если нельзя установить или наказать главреда первоисточника. Сейчас пункт 6 статьи 57 закона освобождает от наказания журналистов, когда они дословно цитируют сообщение другого СМИ.
Директор и ведущий юрист Центра защиты прав СМИФизическое лицо, выполняющее функции иностранного агента Галина Арапова рассказала «Таким делам», что с 1991 года в законе «О СМИ» появилось множество поправок, в том числе ограничительных, для журналистов. Но статья 57 «Освобождение от ответственности» до последнего времени, по словам юриста, «оставалась островком свободы и гарантией для журналистов в рамках их профессиональной деятельности».
Арапова обратила внимание, что по искам о защите чести и достоинства главные редакторы никогда не привлекались в качестве ответчиков в суде, потому что они не авторы и не распространители сообщений.
«Сейчас пункт 6 статьи 57 хотят изменить. Очевидно, это делается не для того, чтобы привлечь к ответственности СМИ за публикацию недостоверных сведений. Считаю, что это еще один способ давления на главных редакторов, чтобы они повысили градус самоцензуры. Они будут понимать, что раз уж завис дамоклов меч, то проще вообще ничего спорного не публиковать. Потому что, даже если человек сменит редакцию, эта головная боль останется с ним», — подчеркнула Арапова.
Один из авторов законопроекта первый замглавы думского комитета по информполитике Сергей Боярский сказал ТАСС, что поправки внесли, чтобы СМИ не ссылались на несуществующие издания. «Если главреда другого СМИ нельзя установить, то это не СМИ, а выдумки тех, кто хочет создать нечто и прикрыться цитированием», — отметил депутат.
В марте 2018 года несколько российских журналисток заявили о домогательствах со стороны председателя комитета Госдумы по международным делам Леонида Слуцкого. 21 марта комиссия по этике Госдумы не нашла нарушений в поведении депутата.