Старинный дом Топоркова в Екатеринбурге не прошел государственную историко-культурную экспертизу. Об этом говорится в акте, опубликованном на сайте управления госохраны объектов культурного наследия Свердловской области.
«Объект не связан с какими-либо важными историческими событиями, с жизнью или деятельностью какой-либо известной личности. Таким образом, объект не обладает исторической и мемориальной ценностью», — говорится в документе.
По мнению госэкспертов, первоначальный облик дома был изменен, а его значительная часть, включая подлинные элементы конструктивного решения и декора фасадов, и крыша разрушены. «То есть объект не имеет научной ценности», — отмечается в акте.
Кроме того, дом не связан с важными историческими событиями, с жизнью или деятельностью известных личностей, поэтому «не обладает исторической и мемориальной ценностью».
Также дом Топоркова не имеет художественно-эстетической ценности, считают госэксперты, поскольку в его облике нет уникальных отличительных черт, которые выделяли бы его из рядовой малоэтажной городской застройки конца XIХ века.
Наконец, дом Топоркова не является частью исторической среды улицы Чернышевского, так как эта среда не сохранилась.
«Включение выявленного объекта культурного наследия “Дом псаломщика Свято-Духовской церкви Топоркова Николая Петровича” <…> в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации не обосновано (отрицательное заключение)», — говорится в акте.
7 июня 2024 года екатеринбургским активистам, включая героиню «Таких дел», удалось добиться признания дома Топоркова XIX века объектом культурного наследия.
О том, как они боролись за сохранение дома, «Такие дела» рассказывали в материале «Маленькие дела могут изменить всё».