«Уроки не извлечены»
Пляжи Анапы, которые после аварии в Керченском проливе загрязнены мазутом, снова будут пригодны для отдыха туристов не раньше лета 2026 года, заявил глава Минприроды. Жители региона потеряют огромные деньги из-за пропуска туристического сезона, а флора и фауна Черноморского побережья будут восстанавливаться десятилетия. Эксперты рассказали «Таким делам», кто должен был оперативно отреагировать на аварию и как можно было не допустить экологической катастрофы.

Министр природных ресурсов Александр Козлов заявил, что пляжи на побережье Черного моря смогут восстановить к лету 2026 года. «Решим вопрос с финансированием, приступим к работам в IV квартале года и завершим в мае 2026 года. Это как раз межсезонье. Пройдем выбросы, которые ожидаем в апреле-мае, и, соответственно, робототехника на пляже не будет мешать отдыхающим», — сказал чиновник.
По словам Козлова, на аварийно-спасательные работы, перевозку и утилизацию загрязненного грунта потребуется около полутора миллиардов рублей. По предварительной оценке ведомства, властям предстоит восстановить примерно 280 гектаров территории пляжей.
«Объем чистого нового песка, который нам потребуется, — порядка 840 тысяч кубов, и при толщине покрытия песка где-то 20 сантиметров дополнительно, то есть почти в четыре раза больше, чем мы вывезли», — добавил министр.
Только после ликвидации всех выбросов будет установлен окончательный объем ущерба экосистеме Черного моря.
Таким образом, регион, который пропустит несколько туристических сезонов, понесет огромные финансовые потери после разлива нефтепродуктов в Черном море. Этого можно было избежать, если бы профильные службы сработали качественно и оперативно, рассказали эксперты «Таким делам».
А что случилось?
15 декабря 2024 года в Керченском проливе потерпели крушение танкеры с мазутом «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239», в результате чего произошел разлив нефтепродуктов. По последним данным Минтранса, в море попало около 2,4 тысячи тонн мазута, от которого сейчас очищают Черноморское побережье и всех его пострадавших обитателей.
Через двое суток после трагедии губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев сообщил, что нефтепродукты вынесло на берег от поселка Веселовка в Темрюкском районе до станицы Благовещенской в Анапе. С тех пор масштаб катастрофы только увеличивался.
С самого начала экологи предупреждали, что важнейшее время для ликвидации последствий такого разлива нефтепродуктов — это первые несколько суток или даже часов после аварии, пока мазут не успел слишком распространиться.

Кто ответит?
Согласно ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические лица, которые допустили загрязнение, должны возместить вред природе в полном объеме, говорит юрист Наталья Лисицына. А это значит, что ответственность лежит на собственниках танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239», добавляет она.
«Компенсация вреда осуществляется добровольно либо по решению суда. Вред исчисляется по утвержденным таксам и методикам, а при их отсутствии — исходя из фактических затрат на восстановление нарушенной окружающей среды, с учетом понесенных убытков и упущенной выгоды», — объясняет Лисицына.
По ее словам, требовать возмещения вреда имеют право Росприроднадзор, Росрыболовство, минприроды Краснодарского края, Росморречфлот в лице Морспасслужбы, а также другие госорганы и муниципалитеты, которые понесли расходы на ликвидацию загрязнения.
«Собственники судов должны оплатить сумму в течение месяца со дня получения от органов государственного надзора соответствующего требования», — напоминает Лисицына.
Сейчас на компанию «Кама Шиппинг» (непосредственный владелец танкера «Волгонефть-212») и связанную с ней «Каматрансойл» подали в суд только Новороссийская транспортная прокуратура и Морспасслужба. «Волгатранснефть» — владелец танкера «Волгонефть-239» — проходит третьим лицом по искам.
Юристка напомнила, что похожая авария произошла в Керченском проливе в 2007 году, когда потерпел крушение танкер «Волгонефть-139». По официальным данным, тогда в море попало около двух тысяч тонн мазута.
«Уроки из той аварии не извлечены, и дряхлые посудины продолжают бороздить морские просторы», — говорит Лисицына.
После аварии 2007 года Южная транспортная прокуратура оценила размер ущерба в 30 миллиардов рублей, но Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2012 году обязал владельца судна заплатить 438 миллионов рублей, напоминает Лисицына. Отдельно Роспотребнадзор требовал от собственника шесть миллиардов рублей в счет ущерба окружающей среде, но ведомство проиграло суд.
Где инструкции?
В случае аварии и утечки нефти судовладелец должен незамедлительно проинформировать МЧС, Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот), Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), а также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, расположенные на территориях, которые примыкают к участку разлива нефтепродуктов, рассказывает Лисицына.
Полномочия госорганов распределяются исходя из того, где произошел разлив, объясняет эксперт. «Море — реагировать должен Росморречфлот в лице Морспасслужбы. Суша — МЧС. Плюс к МЧС на суше должны реагировать местные власти — как региональные, так и муниципальные — в рамках системы реагирования на ЧС», — уточняет юрист.

Время реагирования МЧС также должно прописываться в планах ликвидации аварий, продолжает она. «Ранее было требование о локализации разлива нефти в акватории в течение четырех часов. В новых нормативных правовых актах я этого требования для моря не вижу, идет отсылка на планы, где предусматривается время локализации в зависимости от различных условий», — говорит она.
Порядок действий также определен Министерством транспорта в приказе № 157, добавляет Владимир Чупров, исполнительный директор и эксперт по экологическим аспектам нефтяной отрасли проекта «Земля касается каждого»:
«В соответствии с этим приказом агентство “Росморречфлот” согласовывает федеральный и региональные планы ликвидации аварийных разливов нефти и в случае необходимости обеспечивает привлечение дополнительных сил и средств, если нефтеразлив слишком большой. Плана по ликвидации разливов нефти для Черноморско-Азовского бассейна в открытом доступе мы пока не видели».
В плане по предупреждению и ликвидации разливов нефти в Черном море от 2009 года указано, что для ликвидации разлива нефти более пяти тысяч тонн за 24 часа необходимо два километра боновых заграждений и около пяти тонн сорбента.
Согласно документу, для ликвидации аварии формируется единый командный орган — Штаб руководства операциями, который возглавляется руководителем Госморспасслужбы. Основной исполнитель плана — Морспасслужба Минтранса.
«Как только поступили сообщения от капитанов о разломе танкеров, Морспасслужба была обязана немедленно ввести этот план ЛРН в действие, так как факт превышения разлива в 500 тонн был понятен с первых минут», — пишет эколог Дмитрий Лисицын, который проанализировал документ.
После этого суда-нефтесборщики должны с помощью бонов окружить пятна мазута, локализовать их и за 24 часа собрать с поверхности моря.
Согласно плану, персонал, который участвует в операции, должен быть аттестован и пройти инструктаж на рабочем месте «с оформлением в соответствующих журналах под роспись инструктируемых лиц», пишут в плане. Также количество СИЗ должно быть в полтора раза больше персонала в операции по ликвидации аварии, сказано в документе. В документе перечисляются основные признаки воздействия паров нефтепродуктов на организм человека. При сильных концентрациях может возникать «паралич, потеря сознания и летальный исход», говорится в документе.
Доступ в зону ЧС должен быть ограничен предупреждающими табличками, а береговые сооружения по периметру ограждаются «трехметровым стальным забором» и «имеют охрану с двумя пунктами пропуска».
Представители Минтранса России, МЧС, администрации Краснодарского края, мэрии Анапы не ответили на запросы «Таких дел».

Волонтеры, участвующие в сборе мазута, рассказали «Таким делам», что также отправляли запросы в разные ведомства. В ответе от 13 января 2025 года МЧС России рассказало, что волонтеры в Анапе представлены 12 общественными организациями.
По данным ведомства, координацию работ по ликвидации чрезвычайной ситуации на море осуществляет Росморречфлот, а для уборки последствий разлива нефтепродуктов привлекается Морспасслужба. «Сложившаяся обстановка продолжает оставаться на особом контроле. В настоящее время проводятся все необходимые мероприятия для ликвидации последствий разлива нефтепродуктов», — заявили в ведомстве.
В Минприроды России ответили «Таким делам», что регион «владеет всеми сведениями» о мерах поддержки волонтеров, в том числе вариантах проживания, транспорте и способах получения материалов для обработки птиц. Там добавили, что основное место обеспечения добровольцев находится в едином волонтерском штабе в Анапе. «Здесь выдают необходимый инвентарь и средства индивидуальной защиты для проведения работ. Проживание организовано на несколько тысяч мест, питание в каждом пункте волонтеров, ходит трансфер до мест работы и жилья», — добавили в ведомстве.

Даже в тех документах и актах, которые есть в российском законодательстве, отсутствуют обязательные разделы, посвященные защите и спасению биоты. «Пока таких инструкций нет, чиновникам сложно действовать», — добавляет Чупров.
Это связано с особенностями работы государственных органов. «Система начинает действовать только при наличии нормативного акта или инструкции. Сейчас, как и при похожем разливе нефти в 2007 году, спасение живой природы во многом остается уделом волонтеров», — объясняет Чупров.
И все же в 2007 году власти действовали быстрее, чем сейчас, считает эксперт. «Я помню, что приехал с активистами убирать пляж одним из первых. Это было примерно через сутки после начала аварии. И когда мы шли обратно с берега, там уже все было оцеплено военными, которые убирали выброшенный мазут», — вспоминает он.
Что мешало сразу среагировать?
Согласно критериям классификации ЧС природного и техногенного характера, к авариям федерального уровня относятся те, где пострадало больше 500 человек либо размер материального ущерба достиг 1,8 миллиарда рублей, рассказывает Михаил Крейндлин, специалист по особо охраняемым природным территориям фонда «Земля касается каждого».

«Примерный объем вылитого мазута был известен почти сразу. Если бы Росприроднадзор немедленно рассчитал ущерб, то сразу стало бы понятно, что это чрезвычайная ситуация федерального характера. По предварительным расчетам экспертов фонда “Земля касается каждого”, ущерб только водным объектам превышает 30 миллиардов рублей», — отмечает он.
Режим федеральной ЧС в Краснодарском крае был введен лишь 26 декабря 2024 года — спустя 11 дней после аварии. Крейндлин говорит:
«“Волгонефть-239” уже давно сел на мель, и из него до сих пор продолжает вытекать мазут. Почему откачку нефтепродуктов не начинали, до сих пор остается загадкой», — отмечает эксперт.
13 января в оперативном штабе Краснодарского края сообщили, что техника начала собирать мазут у кормы танкера «Волгонефть-239». В самом Минтрансе сказали, что планируют откачать мазут до конца января.
Крейндлин также предупреждает, что угроза экологического ущерба возрастает из-за того, что мазут уже добрался до Таманско-Запорожского орнитологического заказника. «В заказнике гораздо больше концентрация птиц, чем в открытом море. Если не перекрыть эти места сетями и боновыми ограждениями, количество погибших птиц будет расти», — подчеркивает эколог.
Это экоцид?
В конце декабря фонд содействия защите окружающей среды «Дело принципа» подал заявление в Следственный комитет с требованием возбудить уголовное дело в связи с разливом мазута по статье «экоцид». Об этом рассказал юрист в области экологии и представитель фонда Дмитрий Трунин.
«Налицо факт экологической катастрофы. Все действия и бездействие чиновников, включая отсутствие режима чрезвычайной ситуации и должных мер по ликвидации последствий, препятствовали волонтерам и должны рассматриваться как отдельные эпизоды этого преступления», — уверен юрист.
Фонд «Дело принципа» подал иск в Анапский городской суд, требуя ликвидации последствий аварии на основании статьи 78 ФЗ «Об охране окружающей среды», добавляет юрист. Ответчиками являются правительство Российской Федерации, правительство Краснодарского края и власти Анапы.
«Мы просим суд назначить экспертизу и подготовить проект рекультивации. Это должно включать подъем танкеров, а также ихтиологические и орнитологические заключения о восстановлении популяции рыб и птиц», — рассказывает Трунин. Он отмечает:
Эксперт подчеркивает, что факт затопления двух танкеров указывает на бездействие правительства и органов, ответственных за контроль речного флота, проведение технического осмотра судов и выдачу разрешений на выход в рейс. «Власти не только допустили эту катастрофу, но и не предприняли никаких эффективных мер для ее ликвидации», — заключил Трунин.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам