Почему люди открывают бизнес?
Дарья Сонькина устала работать в редакции: ей приходилось писать на эмоционально сложные темы, она получала негативные комментарии, после смены руководства не осталось человека, который мог бы ее направлять. Кроме того, для нее было важно получать четкую оценку своей работы, но на ее должности такого не было. Однажды Дарья принесла знакомым пирожки, всем они очень понравились.
В 2013 году был рост кулинарных низовых инициатив. Восемь месяцев девушка пекла пирожки для знакомых у себя на кухне, у нее было три противня. После этого Дарью пригласила сотрудничать «Лавка.Лавка», и девушка поняла, что пора открывать свой бизнес, после чего ушла из издания.
«Это полная дичь — начинать дома, не имея представления о рынке, каналах продаж, способах сбыта», — оценивает свой уровень подготовки к ведению бизнеса Сонькина.
Максима Воробьева позвал работать в фотолабораторию его друг, который знал об успехе подобного бизнеса своих знакомых.
«Он упустил два важных момента: что для этого нужны деньги и что в 2012 году делать бизнес на печати фотографий звучало дико, — вспоминает Максим. — Первую лабораторию мы открыли напротив действующего конкурента, причем у нас аренда была в несколько раз больше». Тем не менее он решил войти в долю, деньги для этого занял у родителей.
Мифы о бизнесе
- Если у вас хороший продукт, то его обязательно будут покупать и бизнес будет успешным. На самом деле даже при не очень качественном продукте продажи могут быть, если предприниматель знает, как правильно его упаковать, как управлять персоналом, понимает правила рынка. Эти составляющие самые важные.
- Результат будет сразу. Нет. Важно долгосрочное планирование. Циклы в компании отличаются от циклов одного человека, и на изменения может понадобиться больше времени.
- Бизнес нужно запустить, и, если он начал работать хорошо, так будет всегда. Но руководитель постоянно должен что-то поправлять, поддерживать равновесие.
- Есть список ошибок, которых нужно избегать, и все будет хорошо. На самом деле весь путь ведения бизнеса — дорога проб и ошибок. Нужно проверять гипотезы и делать выводы.
- Конкуренция — зло, она мешает бизнесу. Вопреки этому мнению, есть статистика, которая показывает, что чем больше в определенном районе кафе, тем больше людей будет в них ходить.
- Франшиза — это легко. На самом деле хорошие франшизы стоят очень дорого. Тот, кто ее продает, должен оцифровать все процессы и понять, как все контролировать. Покупателю франшизы нужно предложить уникальный продукт.
Может ли бизнес быть продолжением хобби?
Дарья Сонькина считает, что нет. По ее мнению, в таком случае либо хобби становится бизнесом и начинает приносить деньги, а не удовольствие, либо оно остается хобби, но не приносит стабильного дохода.
Максим Воробьев говорит, что ему нравится бизнес сам по себе. Он никак не увлекался фотографией до открытия своего дела и думает, что стал бы увлеченно руководить любым бизнесом.
Как понять, что бизнес успешен?
- Он должен приносить прибыль.
- Люди покупают не сам продукт, а историю, которая за ним стоит. Ее нужно уметь рассказывать.
- В некоторых бизнесах важно, чтобы клиент возвращался.
- Нужно продумать уникальное торговое предложение и произвести минимальное количество продукта, чтобы протестировать на нем аудиторию.
Зачем бизнес обществу?
- Это рабочие места.
- Это источник налогов.
- Бизнес учит людей нести ответственность за происходящее.
Что важно для руководителя?
Руководитель должен учиться делегировать обязанности. Чтобы, например, когда он будет в отпуске, сотрудники могли сами справиться с проблемами.
Чтобы была возможность сотрудничества, руководитель должен выстраивать отношения с арендодателями, подрядчиками. Тогда можно будет, к примеру, попросить отсрочить аренду.
Сложно ли вести бизнес сейчас?
- Сейчас многие процессы, например встречные проверки налоговой, автоматизированы и проходят онлайн. Сложнее допустить ошибку в документах.
- Банковская система стала более гибкой для бизнеса. Сейчас достаточно легко открыть ИП и расчетный счет.
- Малый и средний бизнес особенно не ждет поддержки от государства.
- Нестабильность, которая есть в обществе, в частности в связи с коронавирусными ограничениями, снижает покупательную способность.
Что почитать?
- Книгу Элияху Голдратт «Цель. Процесс непрерывного совершенствования».
- Книгу Дэна Кеннеди «Жесткий менеджмент».
- Книгу Николая Молчанова «Человек продающий».
- Телеграм-канал Николая Молчанова «Психология маркетинга».
- Телеграм-канал Линор Горалик о маркетинге.
Что посмотреть?
- Фильм «Хвост виляет собакой».
- Фильм «Волк с Уолл-стрит».