По данным научной работы, опубликованной группой ученых Лундского университета в Швеции, у людей, изучающих иностранные языки, мозг в буквальном смысле больше, чем у остальных. Проведенные специалистами МРТ-исследования показали, что у тех, кто знает больше одного языка, увеличен гиппокамп — отдел, который отвечает за превращение кратковременной памяти в долговременную. Белое вещество тоже увеличивается, сохраняя нейронные связи, и мозг дольше остается здоровым. Дети, которые учат иностранные языки, лучше говорят и на родном — им легче усваивать информацию, запоминать новое, их словарный запас богаче. Чужой язык заставляет более чутко прислушиваться к интонациям, тщательнее подбирать слова — так развиваются эмоциональный интеллект и эмпатия. Иностранный язык тренирует когнитивные способности — исследователи называют его изучение одним из методов профилактики болезни Альцгеймера.
Английский — самый распространенный язык в мире. На нем говорят 1,8 миллиарда людей — больше, чем на китайском, с учетом 1,5 миллиарда тех, для которых он не является родным. Гарвардский университет называет английский языком мирового бизнеса, а люди, которые владеют им, могут зарабатывать на 48% больше, чем все остальные. На английском публикуются 28% всех книг в мире, 90% онлайн-контента, 50% научных работ.
Для того чтобы английский или любой другой иностранный язык по-настоящему подействовал на мозг, им нужно пользоваться активно и постоянно, то есть практиковать. А уговорить ребенка заниматься английским, приводя «взрослые» доводы о хорошей памяти и будущем карьерном росте, практически невозможно.
С какого возраста лучше всего начать учить английский?
Светлана Грачева, маркетолог Cambly Kids
«Если вы планируете переезд в англоговорящую страну или уже живете там, тогда, конечно, чем раньше, тем лучше. Но если вы живете в русскоязычной (или другой неанглоязычной) среде, то желательно дождаться, пока у ребенка сформируется родной язык, то есть достигнет такой стадии, на которой этот ребенок может говорить не только с родными, но и с другими взрослыми, — это обычно происходит в четыре года.
При этом вы можете с раннего детства включать мультики на английском — как оригинальные, так и обучающие. Есть исследования, которые показывают, что таким образом детский мозг привыкает к звукам иностранного языка и впоследствии таким детям проще его осваивать».
Как мотивировать ребенка заниматься английским? Какие аргументы действуют на детей лучше всего, а какие не работают?
Алексей Шелестенко, директор Cambly в России
«Для ребенка аргументы об успешном будущем, карьере, работе — это пустые слова. Это мы, взрослые, живем долгосрочными планами — думаем о повышении через пару месяцев, о переезде через год. У ребенка горизонт планирования — это ближайшие школьные каникулы, окончание учебного года. Поэтому для детей нужна мотивация либо “здесь и сейчас”, либо в непосредственном будущем.
Нужно знать, что мотивирует ребенка, что или кто для ребенка является авторитетом.
У них этой потребности, как правило, нет, она начинает возникать постепенно. Сейчас дети все больше занимаются играми, ютьюбом или тиктоком, им интересно понимать, что делают сверстники с другого конца планеты, им нужен простой английский. С одним ребенком может сработать это: “Смотри, тебе понравился этот ютьюб-канал, а чтобы находить и смотреть других блогеров, тебе нужно говорить на английском”. С другим ребенком можно попробовать воззвать к чувству гордости или соперничества: “Вот есть мальчик в другом классе, который знает английский и намного больше общается со своей командой в онлайн-игре”. Есть дети, которые более соревновательны. Одного ребенка можно увлечь языковой группой, для другого разговаривать на английском в группе — это шок и страх. У каждого человека свои кнопочки. Только родитель знает, что работает с его ребенком в плане мотивации. Можно перебрать с ребенком разные причины учить язык, на две, допустим, он не среагирует, а на третью скажет: “Да, я согласен”».
Чего точно не нужно делать, чтобы не отбить у ребенка желание учить иностранный язык?
Алексей Шелестенко
«Точно нужно избегать критики и насмешек. Это не только у детей, но и у взрослых отбивает желание заниматься чем-то, ведь никто из нас не хочет выглядеть глупо. Работает позитивное поощрение: “Ты молодец, что-то сегодня не получилось, но в следующий раз обязательно получится”. Некоторые дети очень чувствительны к критике, и, если их покритиковать или допустить насмешку над их умственными способностями, ребенок может обидеться всерьез и надолго. Поэтому здесь только позитив».
Светлана Грачева
«Совершенно точно не стоит учить детей так же, как и взрослых, то есть сажать за парту, учить с опорой на текст и объяснениями грамматики. Дети учатся в игре, в практике, во взаимодействии. Если вы потратите время на поиск хорошего преподавателя, это потом окупится сторицей — ваш ребенок сможет пользоваться языком как инструментом для развития и достижения целей. Не стоит заставлять ребенка заниматься, если ему не хочется, подумайте, что ему было бы интересно делать на языке: смотреть мультики про динозавров, играть в Among Us или строить замки из “Лего”.
Многие делают ошибку, фокусируясь именно на “изучении языка”, в то время как надо сделать язык другом и способом осваивать какие-то новые навыки. И еще раз хочу подчеркнуть важность учета возраста и развития, а также особенностей конкретного ребенка».
С чего лучше начать обучение?
Светлана Грачева
«В четыре года бесполезно учить грамматику — еще не сформировалось логическое мышление. Детям нужна наглядность и возможность сразу что-то применить, поэтому используются игры, песенки, игрушки.
Соответственно, и материалы в этом возрасте исключают книги и прочие активности, основанные на тексте, ведь в четыре года мало какой ребенок умеет читать даже на своем языке. Освоение языка в этом возрасте идет устно. Если вы сможете организовать ребенку погружение в среду — билингвальный детский сад, учитель-носитель, — то к моменту поступления в школу ваш ребенок будет говорить не хуже билингва.
Когда мне было четыре года, моя мама нашла преподавателя, договорилась с соседкой — у нее была дочка лет пяти, — и мы ходили заниматься вместе. Преподаватель маме объяснила, что так лучше: дети, занимающиеся вместе, больше взаимодействуют, соревнуются, у них лучше результаты. Мама меня не очень контролировала, и это хорошо — детей часто напрягает, когда родители присутствуют на занятии.
Мы пели песенки, учили стихи и смотрели Muzzy in Gondoland. Это прекрасный обучающий мультфильм с очень простой лексикой. При этом там есть сюжет, есть герои интересные, есть прекрасная принцесса и садовник, который в нее влюблен и с которым она сбегает. Мне было интересно. Он поделен на очень короткие отрезки, его удобно было смотреть в рамках занятия. И мне всегда было интересно посмотреть, что там дальше. Мало того, что там простой язык и понятный сюжет, там еще многое показывается — практически все, что они говорят, дублируется визуально».
Может ли родитель, который не знает языка, начать учить ребенка?
Алексей Шелестенко
«Что такое процесс обучения? Это когда мы показываем, как надо делать, и человека тренируем делать точно так же. Если образец неправильный, то усваиваться будет именно он и ребенок будет просто повторять эту ошибку. Мы считаем, что учить нужно по первоисточнику.
Они могут дать первоначальную базу, научить ребенка понимать слова. Но, к примеру, может пострадать произношение. Поэтому мы и рекомендуем отдавать это дело профессионалам и носителям».
Светлана Грачева
«Всерьез заниматься с ребенком самостоятельно без знания языка невозможно. Ребенку нужно взаимодействие, без него информация просто не будет задерживаться в голове, мозг к такому еще не готов.
Наличие преподавателя снимет с родителей необходимость подбирать самостоятельно активности на языке и порядок освоения материала с учетом возраста и особенностей ребенка. Обучение же без преподавателя заставит вас решать кучу вопросов от поиска наглядных пособий до попытки объяснить ребенку, почему вдруг мама или папа заговорили с ним на тарабарщине. С преподавателем же такой проблемы нет, все просто: дома — на русском, у преподавателя или в группе — на английском. Если занятия организованы интересно, то ребенок примет правила игры».
Как помочь ребенку с домашними заданиями по английскому, не зная языка?
Светлана Грачева
«Сейчас таких ресурсов очень много. Во-первых, есть форумы и чаты для изучающих иностранные языки. Плюс: там обычно уже есть ответы. Минусы: ответы есть не всегда, и их нужно поискать. Да и гарантии, что тебе ответят на вопрос, нет.
Во-вторых, можно брать небольшой урок с репетитором (русскоязычным или носителем) и проверять задание с ним. Если это носитель, то заодно и свой английский подтянете. Минус: часто это стоит денег, хотя обычно не таких больших, как все боятся. Плюс: вы делаете это на своих условиях и заодно что-то сами учите.
Вообще, мне кажется оптимальной ситуация, когда родители не говорят: “Я не знаю, что мне делать”, а начинают учить английский с ребенком вместе. Ведь язык доступен в любом возрасте, а его знание может пригодиться в любое время».
Что делать, если ребенку не нравится учитель(ница) английского в школе и из-за этого он не хочет учить язык?
Алексей Шелестенко
«Вероятность смены учителя невелика — с кадрами у нас в общеобразовательных школах сложно, и учителя не будут менять из-за одного ученика. Поэтому нужно поменять либо саму среду, либо свое отношение к ней. Но ребенка научить такой взрослой методике, как “измени свое отношение”, — это достаточно сложный вариант. Я бы сделал так, чтобы ребенок не отождествлял английский с тем учителем, который ему не нравится. Надо сделать так, чтобы ребенок понял различия между учителем и английским. И если он сможет учить язык где-то еще, например с репетитором, то английский он может любить, а учителя в своей школе не любить, и это никак не скажется на его знании языка».
Как помочь ребенку преодолеть языковой барьер? Что делать, если ребенок стесняется или не хочет разговаривать по-английски?
Алексей Шелестенко
«Языковой барьер возникает перед людьми из своей культуры. Русский ребенок среди русских детей или родителей стесняться будет намного больше, чем если он останется один на один с иностранцем. Потому что уровень давления и ответственности значительно снижается в этот момент. Иностранец не будет насмехаться над ребенком, как насмехаются сверстники. Насмешки со стороны сверстников — это самое больное для ребенка в годы становления личности. С носителем проще преодолеть языковой барьер, ребенок будет меньше стесняться. И когда это стеснение пройдет, ребенок будет говорить спокойно и при соотечественниках».
Как ребенок сможет понять носителя языка, если сам совсем не знает английского?
Светлана Грачева
«Если носитель имеет специальную подготовку и умеет работать с детьми, с этим не должно быть никаких проблем. Такой преподаватель будет адаптировать свою речь к начинающему ученику и использовать наглядность, очень много жестов, картинок. Носители не будут просто спрашивать, глядя в глаза ребенку: “What’s your name?” Сначала носитель покажет пальцем на себя, назовет свое имя, потом покажет пальцем на собеседника и сделает очень выразительное вопросительное лицо.
Вообще, дети, особенно младшего возраста, будут стесняться скорее незнакомого дяди или тети, чем того, что с ними говорят на незнакомом языке. Взрослые ведь тоже часто говорят на непонятном языке».
Алексей Шелестенко
«Хорошо, если родитель посидит с ребенком на первых занятиях с носителем, чтобы процесс адаптации прошел легче. Если репетитор что-то говорит или показывает, взрослый быстрее догадывается о значении, чем ребенок. Даже если у вас нет базового английского — одна голова хорошо, а две лучше. Кто-то из вас точно поймет, чего хочет репетитор. Но, опять же, делать это стоит только на начальной стадии, когда нужно освоить язык инструкций. После того как они освоены, процесс идет намного быстрее.
Люди думают: “Вот я сначала подучу грамматику, синтаксис и слова, а потом, через пять лет, когда буду свободно говорить, попробую с носителем пообщаться”. На самом деле это не так. Начинающий ученик может заниматься с носителем-иностранцем, получать удовольствие и очень быстро прогрессировать. С носителем заниматься не страшно, а, наоборот, эффективно. Представьте, что вы учитесь играть в футбол и у вас есть выбор: тренироваться с учителем физкультуры из местной спортшколы или с Месси. Я бы выбрал Месси — пусть мне поначалу будет страшно, потому что он в миллион раз сильнее играет, но от него я научусь намного быстрее и лучше.
В целом эксперты сходятся на том, что начинать учиться действительно можно рано — необязательно ждать, когда ребенок пойдет в школу, например. И учить ребенка самому необязательно — можно доверить это опытному репетитору, который хорошо справится с задачей. Это не так страшно, дорого и бесполезно, как кажется. А вложения точно окупятся, ведь изучение английского — это не образование ради образования, а инвестиция в будущее плюс широкий кругозор, целый набор новых навыков и удовольствие от общения в настоящем».
Найти индивидуального преподавателя-носителя языка можно на сервисе Cambly — заполнить простую анкету на русском, посмотреть подробные профили преподавателей и выбрать того, кто подходит больше всего. В разделе Cambly Kids можно посмотреть видео о том, как проходят занятия, прочитать о том, как будет проходить обучение, выбрать преподавателя из Великобритании, США, Австралии, Канады и других стран, где говорят на английском. Еще на сайте есть курсы, обучающие материалы, уроки по специализированной лексике для взрослых — можно поговорить с преподавателями об экологии, стартапах, кино и сериалах, воспитании детей, подготовиться к презентации или просто потренировать разговорную речь. Или записаться на пробное занятие и попробовать «сыграть в футбол с Месси» самому.