«Человек — провальный проект»
Они призывают отказаться от деторождения и мечтают о мире, где человечество перестанет существовать как вид. И все это — из лучших побуждений. Нет, речь не о чайлдфри, а о тех, кто называет себя антинаталистами. Чайлдфри не заводят детей, потому что не хотят, у антинаталистов же за этим стоит целая философия. Она уходит корнями еще в Древнюю Грецию, ей посвящено множество научных работ. В мире действуют несколько организаций, продвигающих антинаталистские идеи, например Движение за оптимальную численность населения и «Церковь эвтаназии». «Такие дела» поговорили с двумя антинаталистками из России и узнали, почему они считают рождение ребенка актом насилия и что думают о всеобщей стерилизации.

Жизнь — это насилие
«Человек — провальный проект», — говорит 44-летняя Оксана. Все потому, что с самого рождения люди вынуждены испытывать страдания. Более того, они приносят страдания и другим. Из этой мысли берет свое начало антинатализм — так называют философское течение, сторонники которого негативно относятся к идее размножения. Их идеал — отсутствие людей на Земле.
«В мире слишком много страданий. Рожая ребенка, мы не даем ему гарантии, что он будет страдать меньше, чем мы», — объясняет Оксана. По мнению антинаталистов, приводить нового человека в мир, где существуют войны, терроризм, голод и климатический кризис, неэтично. У детей в утробе нет права голоса, узнать их волю невозможно, а значит, рождение — это всегда насилие.
«Люди добровольно приводят душу в этот мир только для того, чтобы она влачила жалкое существование, а потом вечно горела в аду. Даже если они не верят в ад, вероятность его существования должна напугать их настолько, чтобы они не заводили детей. Но они все равно это делают», — размышляет сторонник антинатализма на форуме Reddit.
Идеи антинатализма в 2019 году публично поддержал индиец Рафаэль Сэмюэл. Он пытался подать в суд на своих родителей — за то, что они не спросили у него, хотел ли он рождаться. По словам Рафаэля, он в хороших отношениях с отцом и матерью и выиграть у них большую сумму не входило в его планы. Молодой человек всего лишь хотел показать на своем примере, как важно сознательно подходить к рождению детей. Суд отклонил иск Рафаэля.
«Лучшая доля — на свет никогда не родиться»
Антинатализм не новая система взглядов. Истоки этой философии можно найти в культуре Древней Греции. Именно оттуда происходит миф о Сизифе, отражающий абсурдность человеческого бытия: Сизиф пытался обмануть богов и сбежать из мира мертвых, за это его приговорили к вечному бессмысленному труду — Сизиф должен был снова и снова поднимать на вершину горы огромный валун, который сразу после скатывался вниз. Идеи, близкие антинаталистам, высказывал и поэт Феогнид. Он писал: «Лучшая доля для смертных — на свет никогда не родиться».
Похожие мысли встречаются даже в древних религиозных текстах. Например, в «Книге Екклесиаста», входящей в состав Ветхого Завета, говорится: «И я подумал, что тем, кто уже умер, лучше, чем тем, кто еще жив. Но лучше всего тому, кто еще не родился и не видел тех злых дел, которые люди совершают под солнцем».
В начале XIX века идеи антинатализма развил немецкий философ Артур Шопенгауэр. Он называл наш мир «наихудшим из возможных миров». В трактате 1851 года Parerga und Paralipomena Шопенгауэр размышлял о том, что люди должны проявить сочувствие и избавить будущие поколения от «бремени существования». По его мнению, страдание более сильное по интенсивности переживание, нежели счастье, поэтому жизнь всегда будет опытом со знаком минус.
В XX веке к отказу от деторождения стали призывать еще и биологи. Они предупреждали, что рост мирового населения приведет к голоду и экономическому кризису. В 1996 году американский активист-эколог Лес Найт основал VHEMT — Движение за добровольное вымирание человечества. Его участники верят, что исчезновение нашего вида пойдет на пользу планете. Сам Найт в 25 лет сделал вазэктомию.
В 2006 году вышла книга философа-биоэтика Дэвида Бенатара «Лучше не рождаться: вред начала существования». В ней он утверждает, что те, кто считает свою жизнь хорошей, просто заблуждаются: эволюция заставила их адаптироваться к условиям, в которых они живут, чтобы они не сошли с ума. Его мысль отчасти подтверждают психологи, которые выявили такую особенность человеческой психики, как принцип Поллианны — склонность искать хорошее даже в негативных событиях.

С Бенатаром соглашается и 31-летняя Маргарита. «Возможно, идея не рожать детей нравится не всем, но этот способ на 100% эффективен, чтобы избежать умножения страданий. Нерожденный человек их никогда не испытает. Тогда как рожденный испытает наверняка», — рассуждает она. Маргарита с детства не хотела детей и искренне не понимала, зачем люди их заводят. В 25 лет она пришла к мысли, что и сама предпочла бы не рождаться. Тогда же она узнала об антинатализме и начала считать свое появление на свет актом насилия.
В работе «Критика позитивной морали» современный философ-антинаталист Хулио Кабрера пишет, что родители рассматривают детей как объекты. Их рожают не ради их самих, а только для удовлетворения собственного эгоизма. Маргарита полностью разделяет эту точку зрения.
По мнению Маргариты, большинство людей мысленно разделяют ребенка и взрослого, которым он станет в будущем. Родители хотят малыша, представляют, как будут его нянчить и катать на велосипеде. Но почти никто не задумываются о том, что этот ребенок когда-то станет сорокалетним мужчиной с психическим расстройством и геморроем, отмечает девушка. Это мешает испытывать сострадание к своему ребенку и выбирать не рожать его.
Можно подумать, что у Маргариты очень тяжелая жизнь, раз она рассуждает таким образом. Но, по ее ощущениям, она довольно приятно проводит отпущенное ей время: живет с любимым мужем, хорошо зарабатывает, коллекционирует орхидеи, играет в компьютерные игры, много читает и гуляет с собакой. Тем не менее девушка убеждена, что жизнь не стоит того, чтобы жить.
«Итогом все равно будет смерть. И всю жизнь человек будет об этом думать. Это само по себе страшно, еще страшнее, если жизнь у него хорошая. Ведь с такой жизнью не захочется расставаться», — рассуждает Маргарита.
Спасти от страданий детей, животных, планету
Как другие и философские течения, антинатализм неоднороден: представители этого движения могут занимать разные позиции по отдельным вопросам. Некоторые люди поддерживают только ситуационный антинатализм, то есть отказ от рождения ребенка в определенных случаях, например если известно, что у него есть серьезное хроническое заболевание.
И Оксана, и Маргарита не разделяют ситуационный антинатализм. Маргарита считает, что отказ от рождения детей с заболеваниями — это евгеника. Такие взгляды на производство новых людей несправедливы, говорит девушка: оберегать от страданий следует всех, а не только детей, которые рискуют родиться нездоровыми.

Женщины поддерживают филантропический антинатализм — это ответвление ставит во главу угла интересы потенциального ребенка. Оксана и Маргарита уверены, что стоит отказаться от деторождения, чтобы не обрекать своих отпрысков на ежедневные мучения, о которых они не просили.
Существует еще экологический антинатализм: его сторонники убеждены, что люди приносят страдания не только друг другу, но и природе. Человечество массово убивает животных для производства мяса и меховых изделий, разводит декоративные породы, не заботясь о здоровье питомцев. Чтобы не поддерживать насилие, многие антинаталисты становятся веганами. По этой же причине они выступают за вымирание человечества.
Оксана считает, что животным будет лучше, если люди исчезнут. Маргарита с ней не согласна: в дикой природе звери тоже страдают — от холода, голода, паразитов, болезней. Человек не главная их проблема, уверена девушка. Биоэтик Брайан Томасик утверждает, что все вообще наоборот: люди приносят пользу диким животным, захватывая их среду обитания, поскольку ограждают их от враждебности этой среды.
Как ни странно, у некоторых антинаталистов есть дети: люди могут прийти к идеям антинатализма уже после рождения ребенка. Именно так произошло с Оксаной. «Пятнадцать лет назад у меня появилась дочь. Во время родов я испытала самую ужасную боль в своей жизни. Я поняла, что зря пошла на это», — вспоминает женщина. Сначала она пришла к мысли, что дети «должны появляться на свет каким-то иным путем, не через эксплуатацию женских тел», а потом увлеклась идеями антинатализма и решила, что детям лучше вообще не рождаться.
«У меня клевая дочь. Но я чувствую вину перед ней, что ей приходится “вариться” в этом мире, полном страданий», — признается Оксана.
Не страдает тот, кто ничего не делает
Российское сообщество антинаталистов большим не назовешь: в паблике Международного движения за вымирание человечества (VHEMT) состоит около 10 тысяч человек, в самой крупной группе об антинатализме — чуть меньше тысячи. При этом у них есть внушительное собрание материалов на русском и английском языках. Однако многие ссылки уже недоступны — посты регулярно удаляют, что, вероятно, связано с законом о пропаганде чайлдфри. Антинаталисты считают, что этот закон дискриминирует их движение. Из-за возможных штрафов люди боятся открыто обсуждать свои взгляды в интернете.
На Западе антинаталисты проявляют себя более активно, чем в России. Существует как минимум две организации, которые пропагандируют идею неразмножения: Движение за оптимальную численность населения в Великобритании и «Церковь эвтаназии» в США.
Благотворительная организация «Движение за оптимальную численность населения» существует с 1991 года. Она призывает людей ограничиться двумя детьми, чтобы замедлить истощение ресурсов, изменение климата и вымирание животных.
«Церковь эвтаназии» — более радикальная религиозная организация с лозунгом «Спаси планету, убей себя!». Ее принципы — аборты, суициды, каннибализм и содомия. К счастью, в жизнь их никто не претворяет: такими принципами церковь лишь эпатирует окружающих. Однако один инцидент на счету организации все же есть. В 2003 году 52-летняя женщина покончила с собой, воспользовавшись инструкцией, опубликованной на сайте церкви.
По словам Маргариты, иногда антинаталисты действительно совершают суициды: мысль о необходимости день за днем проживать эту жизнь для них настолько невыносима, что они выбирают прекратить свои страдания. Но это их личный выбор, само движение к суицидам не призывает, более того, это противоречит его ценностям, подчеркивает Маргарита. Суицид в любом случае мучение, а значит, антинатализм его не одобряет.
Такого же мнения придерживается и философ-антинаталист Дэвид Бенатар: он считает смерть не избавлением от страдания, а лишь еще одной его составляющей. «У того, что ты перестаешь существовать, есть цена», — пишет мыслитель.
Сторонники антинатализма есть не только на Западе, но и в Индии. Там набирает популярность движение VHEMT: городские жители все чаще отказываются от рождения детей из-за перенаселения. В 2023 году в стране насчитывалось полтора миллиарда человек.
Несмотря на все это, антинаталистов сложно назвать заметной политической силой. Они не выдвигают требований к властям, не проводят акций и не пытаются распространять свои идеи. Их главное занятие — обсуждение своих взглядов с единомышленниками. И это неудивительно: философия, которая выше всего ценит отсутствие страданий, предполагает бездействие. Если что-то делать, можно ненароком заставить кого-нибудь страдать (например, себя).

Ни Оксана, ни Маргарита не пропагандируют свои идеи. Если знакомые интересуются, они рассказывают им об антинатализме, но никогда не вступают в споры — обе считают их бессмысленными. Для них быть антинаталисткой означает прежде всего не рожать. При этом Маргарита размышляет над тем, чтобы взять ребенка из сиротского учреждения: так она хочет уменьшить количество страданий в мире.
Родственники женщин знают об их мировоззрении и не осуждают их. Более того, они сами частично разделяют идеи антинаталистов. Муж Маргариты тоже принципиально не хочет детей, но называет себя чайлдфри: чтобы быть антинаталистом, он слишком мало интересуется философией.
Стерилизация во имя светлого будущего
Идеальный мир для антинаталистов — тот, в котором нет человеческих страданий. Но пока люди продолжают существовать, достичь этого невозможно. По словам Маргариты, из-за таких категоричных идей антинаталистов часто обвиняют в ненависти к человеческому роду. На самом деле она очень любит людей. Ее желание избавить их от страданий произрастает именно из любви.
Время от времени антинаталисты на Reddit обсуждают идею всеобщей стерилизации. С одной стороны, такие меры могут остановить воспроизводство новых людей, но с другой — они противоречат основному принципу антинатализма.
«Люди спорят, гуманно ли стерилизовать всех людей. Я считаю, что это насильственное вмешательство в жизнь других. Стерилизация приносит страдания тем, кто хочет иметь детей», — говорит Маргарита. Поэтому приблизить человечество к идеальному миру может только сознательный подход к деторождению, считает она.
Мнение героев материала может не совпадать с мнением редакции.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам