Накануне, 11 декабря, Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях закон, запрещающий зачислять в школы детей мигрантов, не знающих русский язык.
По этому закону перед поступлением в школу дети иностранных граждан в России будут обязаны пройти бесплатный тест, подтверждающий знание русского языка.
«Лица, не прошедшие тестирование на знание русского языка, достаточное для освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, не допускаются до освоения указанных образовательных программ», — сказано в законе.
Новые правила вступят в силу 1 апреля 2025 года после одобрения Совфедом и подписания президентом.
В конце ноября 2024 года спикер Госдумы и один из авторов инициативы Вячеслав Володин привел данные МВД и Минпросвещения, по которым в прошлом учебном году в российских школах обучалось больше 200 тысяч детей, у которых есть трудности с освоением образовательной программы на русском языке.
«Низкий уровень знания русского языка или его отсутствие у детей мигрантов вызывает стресс у самого ребенка, не знающего языка, но обучающегося в классе, а также создает проблемы для одноклассников», — заявил Володин.
На самом деле проблемы могут создавать мигранты, не включенные в культурную и социальную жизнь, объясняют исследователи. Новый закон отрицательно повлияет на интеграцию мигрантов в российское общество, а кроме того, спровоцирует коррупцию, уверена адвокат Мария Красова, которая сотрудничает с командой «Гражданское содействие».
Многое, по словам Красовой, в инициативе депутатов остается неясным: «Например, в целом процедура тестирования детей не установлена, не проработана и будет устанавливаться на уровне субъектов», — отметила она.
Вероятно, после принятия этого закона в России останутся те мигранты, у которых изначально меньше возможностей для интеграции и адаптации.
«Это люди с низким уровнем образования, те, кто приезжает для неквалифицированного труда, а также беженцы, которые не могут уехать в другую страну. Все они будут сегрегированы в российском обществе. Вот в таких условиях будет происходить отрицательный отбор среди тех, кто готов и хотел бы работать и жить в России», — объясняет Красова.
С ней согласна социолог и исследовательница проблем миграции Ольга Ручина. Она считает, что в конечном итоге такая политика властей спровоцирует появление социальных гетто, где мигранты и их дети будут изолированы от основного общества.
«Из-за новых правил значительно затруднится интеграция детей из мигрантских семей в российское общество. Дети, не владеющие языком, будут исключены из образовательного процесса, что лишит их возможности адаптироваться и развиваться в этом обществе дальше», — говорит социолог.
Она называет новый закон существенным откатом в развитии инклюзивного образования в России.
«Если дети мигрантов не смогут учиться в обычной школе из-за языкового барьера, они лишатся возможности взаимодействовать с другими детьми, знакомиться с местной культурой, ценностями страны, в которой живут», — поясняет Ручина.
Так, новый закон углубит разделение в обществе и поддержит стереотипное отношение к этим людям, уверена эксперт: «Поскольку дети мигрантов не смогут посещать школу, они будут вынуждены оставаться в своих общинах, где будут коммуницировать только с теми, кто говорит на их родном языке».
Закон о запрете зачисления в школы детей мигрантов без знания русского языка принимается на фоне и без того сложного положения иностранцев внутри страны. Они сталкиваются с трудностями при поиске работы, жилья и доступа к социальным услугам, отмечает Ручина.
О фактической дискриминации мигрантов в России говорит и адвокат Красова. По ее словам, в Москве уже какое-то время работает негласное ограничение на зачисление детей мигрантов в образовательные учреждения.
«Я вела несколько таких дел. Мы выиграли, но решения до сих пор остаются неисполненными. Для этого нужно обращаться к приставам, судиться с ними за бездействие. Все это время дети не зачислены в школу, а такие процессы длятся по несколько лет», — рассказывает адвокат.
О дискриминации мигрантов в России сказала и социолог Ручина. Например, она напомнила о запрете для иностранных граждан на работу в такси в Липецкой области и Камчатском крае.
Вопрос дискриминации детей мигрантов в разных странах решается по-разному — в зависимости от школьной системы, миграционной политики и участия государства в международных конвенциях, объясняет демограф и социолог Александр Грепачевский.
Например, в США дети мигрантов, у которых нет документов, получили право обучаться в школах в конце 1970-х годов прошлого века после широких общественных обсуждений. «Сейчас мигранты находятся в юрисдикции США, отношения с ними регулируются Конституцией, согласно которой дети имеют право на образование вне зависимости от статуса родителей или знания ими английского языка», — рассказывает Грепачевский.
В то же время совсем другая ситуация сложилась в ОАЭ: там мигранты, не владеющие арабским языком, составляют большую часть населения. «Там слишком дорого учиться в государственных школах, если ты не гражданин. В результате некоторые мигранты либо не привозят своих детей, либо привозят, но те остаются дома, по итогу не включаются в местное общество», — отмечает эксперт.
По его словам, Россия в своей миграционной политике во многом пытается следовать примеру ОАЭ: «Сделать так, чтобы мигранты приезжали, работали и уезжали, не пуская здесь корни».
Россия отталкивает мигрантов, а вместе с ними и Центральную Азию, которая теперь ориентируется на другие миграционные рынки. «Что в результате будет с российским рынком труда и в целом с российской демографией в перспективе даже десяти лет — вопрос открытый», — заключает социолог.