Такие дела

«Мам, нужно помочь». Как грамотно вовлекать детей в благотворительность

Фото: Annie Spratt / Unsplash

«Сын всегда будет неравнодушен к чужой беде»

Джамиля Алиева

В 2002 году я основала фонд помощи тяжелобольным детям «Настенька» после того, как от онкозаболевания погиб мой шестилетний сын. Позже я взяла из детского дома мальчика Влада. Сейчас ему 18 лет, и с самого детства он вовлечен в благотворительность.

Влад постоянно слышал мои телефонные разговоры о тяжелобольных детях. Однажды, когда я собиралась на работу, он протянул мне рисунок со словами «Передай это Лене, пожалуйста» — девочка была нашей подопечной. Это стало его первым шагом в благотворительности. Дальше Влад стал передавать через меня игрушки для детей.

Я думаю, во многом Влада замотивировал мой пример. Мы нередко обсуждали, как тяжело живут дети с онкозаболеваниями, сын часто ездил ко мне на работу — тогда наш фонд располагался в детском онкологическом отделении больницы. Влад постоянно видел пациентов и понимал, что они могли месяцами не выходить из палаты. Он испытывал сострадание.

Ведь за дверью больницы был спрятан скейт или самокат, на котором он весело ехал домой вечером, а у этих детей такой возможности не было

Поэтому Влад всегда играл с ними в больнице.

В шесть-семь лет он стал жертвовать в фонд деньги, полученные на день рождения. Когда ему подарили десять тысяч рублей, пять он передал в фонд на лечение детей. Тогда мы, взрослые, очень его хвалили и гордились его поступком. Во все следующие праздники Влад старался тоже передавать часть подаренных денег на благотворительность. Я писала ему благодарственные письма от фонда, чтобы поддержать его желание помогать.

Читайте также На своих двоих

Сын приобщился и к благотворительным ярмаркам — ему нравилось раздавать сувениры на мероприятиях «Настеньки». Любил выставлять свои рисунки. Однажды он нарисовал картинку «Китенок в холодной воде», на выставке ее увидела художница и купила за тысячу рублей. Влад очень обрадовался, что его творчество так высоко оценили, а деньги передал на помощь детям.

Когда сын вырос, он стал нашим курьером: отвозит на мероприятия флаеры, значки, футболки и материалы для мастер-классов, перед Новым годом доставляет подарки нашим донорам. Владу это приносит удовольствие, хотя на поездку может уйти целый день: мы живем за городом, а ехать нужно в Москву.

Сейчас Влад учится в колледже, но иногда задумывается о том, чтобы открыть свой благотворительный фонд. Я считаю, независимо от того, чем он будет заниматься, главное — что он всегда будет неравнодушен к чужой беде. Это качество ему привило раннее вовлечение в благотворительность.

Фото: Markus Spiske / Unsplash

«Главная задача — чтобы сын и дочь не тыкали пальцем в тех, кто отличается»

Юлия

Моей дочери Вике было три года, когда ее положили в больницу с раком легкого. После операции началась химиотерапия: мы часто ходили в процедурный кабинет на перевязки, промывку катетера и сбор анализов. Там Вика увидела коробку с игрушками, из которой медсестра предложила ей взять одну, если дочь не будет плакать.

Тогда я узнала, что это называется «коробкой храбрости» — такие стоят во многих больничных кабинетах, чтобы отвлекать детей от слез. Действительно, когда Вика копошилась, выбирая игрушки после всех болезненных процедур, она как будто забывала о боли.

Вика помогает проводить мастер-класс по украшению капкейков. Это был благотворительный мастер-класс для детского дома
Фото: из личного архива

Муж предложил привезти в больницу игрушки, ведь коробка должна пополняться, — мы стали так делать. А однажды Вика сама сказала: «Я всегда беру что-то из коробки — дайте и мне тоже что-то туда положить».

Мой старший сын Максим был тогда в четвертом классе. Я предложила его учительнице собирать подарки для детей с заболеваниями в школе. В нескольких классах установили коробку, и дети клали туда игрушки, канцелярию, творческие наборы. Мы передавали их в фонды и больницу.

Однажды я связала для Вики корону. Из-за химиотерапии у нее выпадали волосы, дочку пришлось побрить налысо. Она стала себя стесняться, замкнулась и не выходила из больничной палаты. Я вязала ей красивые шапочки, повязки с ушками, но все это ей не нравилось. В интернете я случайно увидела вязаную корону, повторила ее, заказала всяких стразов и попросила Вику украсить новый головной убор. Тогда дочка нарядилась и наконец-то вышла из палаты.

Все стали делать ей комплименты: «Вау, какая принцесса здесь ходит, какая красивая». Это придало ей уверенности в себе

Все дети в больнице захотели себе такие же короны. Даже мальчишки просили: «Мне синюю, а мне красную». 

Когда дочка вышла в ремиссию, я продолжала привозить короны в больницу. Потом подключились волонтеры, стали тоже вязать — короны разлетелись по другим больницам и даже регионам. Тогда родился мой благотворительный проект «Корона Виктория».

Максим и Вика со временем втянулись в его работу. Они стали украшать короны, упаковывать их, покупать стразы для декора на свои карманные деньги. Наверное, сначала они меня ревновали: «Мама, почему ты не занимаешься с нами, а делаешь для кого-то короны?» Но со временем они вовлеклись и заинтересовались. А еще они знают: когда мы делаем короны, то больше времени проводим вместе.

Вика поменялась у меня на глазах. Она стала рассуждать, как взрослый человек. Могла подойти к плачущему ребенку и погладить его со словами: «Тише, не плачь, а то кровь у тебя будет сильнее течь. Тебе скоро дадут игрушку». Иногда она просила у меня короны под предлогом: «Мам, я знаю, кому из детей какая подойдет, а ты не знаешь». 

Максим первый раз принимает участие в акции «Дети вместо цветов»
Фото: из личного архива

Для проекта «Корона Виктория» одноклассники Максима собирали нитки, стразы и сами вязали короны. Мы вовлекли их и в другие акции. Например, с прошлого года проводим «Дети вместо цветов» — на Первое сентября покупаем один общий букет на класс, а сэкономленные деньги передаем на благотворительность. Классная руководительница тоже рада: каждый год она не знала, куда девать охапки цветов. 

Еще мы организовали сбор пластиковых крышек от бутылок для проекта «Добрые крышечки». Их перерабатывают, а деньги, полученные за сырье, перечисляют в фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам». Школьники пытаются помогать и животным: собирают игрушки, коврики и корм для кошек и собак из приютов.

Участие в благотворительных акциях становится среди детей предметом для гордости. От сына я слышала: «Вау, я столько крышечек собрал, представляешь, больше всех принес».

Сейчас Вика пошла в первый класс, а Максиму исполнилось четырнадцать. Пока дети не очень взрослые, им особенно нравится собирать свои старые игрушки — они всё перебирают, разглядывают.

Приговаривают: «Мама, представляешь, как эта кукла деткам понравится?»

Когда дети не хотят делиться игрушкой, я предлагаю: «Если хочешь, бери эту машинку, я взамен закажу новую». Это важно, чтобы не травмировать детей и не вызвать в них зависть к подопечным фондов и больниц.

Я ценю, что дети так вовлечены в благотворительность, ведь именно это учит их милосердию и нормальному общению с особенными детьми. Моя главная задача — чтобы сын и дочь не тыкали пальцем в тех, кто отличается от нас. Благотворительность в этом очень помогает.

Фото: Kelly Sikkema / Unsplash

«Делать добрые дела стоит для себя»

Светлана

Когда мой сын Рома был в шестом классе, мы завели копилку. Я сказала ему: «Ром, давай собирать деньги не на ерунду, а чтобы помогать детям». И мы стали копить.

Мой коллега тесно связан с благотворительностью. Он пригласил нас на благотворительный футбольный матч, организованный фондом «Настенька». В турнире за первое место боролись десять команд. Мы думали, что лучше просто переслать деньги и не приезжать, чтобы не афишировать свою помощь. Но коллега уговорил нас посетить матч и при всех положить накопленные пять тысяч в коробку для сбора пожертвований, стоящую рядом с футбольным полем, — чтобы вдохновить других.

Рома на турнире
Фото: из личного архива

Деньги пошли на реабилитацию шестилетней девочки, которая после операции на мозге училась заново ходить и разговаривать. Когда сын услышал о ней, он сам сказал: «Нужно помочь — давай дадим ей эти деньги».

После этого Рома чувствовал себя героем. Его вызвали на сцену и попросили рассказать о своем поступке, при всех похвалили, сфотографировали, дали грамоту и медаль. 

Тем не менее я считаю, что делать добрые дела стоит для себя, а не ради общественного одобрения, и учу этому сына.

Сейчас Роме 13 лет. Мы сделали новую копилку, чтобы помочь кому-то в следующий раз, но теперь хотим собрать более солидную сумму. Когда мы видим по телевизору или на улице больных детей, я объясняю Роме, что им гораздо тяжелее, чем ему, поэтому так важно помогать. И он это понимает.

Зачем детям участвовать в благотворительности

Благотворительность позволяет ребенку обрести новых друзей, правильные ценности в жизни и повзрослеть, говорит подростковый психолог Марина Новицкая. Помощь другим развивает эмоциональный интеллект и навыки общения.

Читайте также Налоговый вычет, бесплатные музеи, баллы при поступлении. Как получить бонусы за благотворительность

«Фонд “Настенька” устраивал акцию, когда школьники писали письма своим ровесникам с онкозаболеваниями. Для многих это оказалось непросто, ведь нужно было подобрать правильные слова, поставить себя на место адресата. Дети учились думать над вопросами, над которыми им раньше не приходилось размышлять», — рассказывает основательница фонда Джамиля Алиева.

Участие в волонтерских акциях учит детей взаимодействовать с разными людьми — например, с ментальными особенностями, отмечает психолог физкультурно-восстановительного центра «ФизиоПЛЮС» Наталья Двулят. Если ребенок помогает организовывать какое-то мероприятие, он приобретает опыт переговоров и планирования. В результате он становится ответственнее и собраннее. Алиева добавляет, что благотворительность развивает в подростках креативность: они начинают сами придумывать акции, фестивали.

Вика проводит мастер-класс по моментальному фото и оформлению портрета. Собранные средства были потрачены на приобретение игрушек для «коробки храбрости»
Фото: из личного архива

В процессе волонтерства дети учатся адекватно воспринимать обратную связь, реагировать на критику, добавляет психолог. Благодаря такому опыту ребенок видит результат своей работы — конкретную помощь людям. «Например, рабочие установили пандус для людей с инвалидностью, но он оказался неудобным. Мы указали на это, пригласив человека на коляске попробовать подняться. Подростки из молодежного движения понаблюдали за этим и сделали вывод, что поручения нужно выполнять качественно», — говорит Двулят.

Наконец, когда ребенок видит проблемы чужих людей, он учится спокойно воспринимать разные ситуации и адаптироваться.

«В мире есть и светлое, и темное. Не только пони и радуга, но и котики с поломанными лапами»

«Важно перевести акцент с того, что все плохо, на вдохновение: “Ты можешь многое сделать, чтобы изменить ситуацию”», — говорит психолог.

По ее словам, все эти знания и навыки пригодятся детям во время учебы и работы. При этом они приобретаются в игровой форме, «легко и позитивно».

Как и когда вовлекать детей в благотворительность

Четкого возраста, чтобы начать вовлекать ребенка в благотворительность, психологи не называют. Обычно дети начинают осознанно подходить к своим действиям к пяти годам — это хорошее время, чтобы предложить сыну или дочери помочь другим. В этом возрасте можно начать с небольших и понятных для ребенка действий: покормить животных на улице, перевести бабушку через дорогу, выйти на субботник, объясняет Марина Новицкая. 

Когда ребенок идет в школу, можно предложить ему поучаствовать в активностях для всего класса — например, в акции «Дети вместо цветов». Есть еще несколько способов, как сделать благотворительность привлекательной для ребенка.

Фото: Alice Dietrich / Unsplash

Рассказать, как важна благотворительность

Новицкая рекомендует объяснять ребенку, почему для его родителей важна благотворительность, что они чувствуют после волонтерства. Если дети соглашаются помогать вместе со взрослыми, после мероприятия можно закрепить этот опыт положительными эмоциями — например, вместе сходить в кафе.

О благотворительности важно рассказывать с учетом возраста детей и простыми словами, считает Джамиля Алиева. Иногда родители не знают, как это сделать, — тогда с этим помогут сотрудники фондов. По словам Алиевой, они стараются показать детям, что, несмотря на трудности, есть надежда: например, у подопечных «Настеньки» есть шанс выздороветь. Именно позитивный настрой привлекает детей помогать. 

Закрепить результат

Здорово, если после помощи какому-то конкретному человеку получается показать фотографии или видеоролик о том, как изменилась его жизнь, говорит Алиева. Важно, чтобы дети видели результат своей помощи. По словам Новицкой, можно обращать внимание ребенка и на маленькие изменения, которые влекут за собой добрые дела:

«Мы покормили с тобой кошку — теперь ей будет сытно и спокойно до завтра. Посмотри, она мурчит — значит, рада»

Наталья Двулят отмечает, что обсуждать с ребенком благотворительность важно не только в начале пути, но и после конкретных дел. «Нужно спрашивать, как прошел благотворительный фестиваль, что понравилось, что получилось хорошо, а что можно было сделать иначе и почему все произошло именно так», — говорит психолог. Ребенок может не сразу ответить на эти вопросы. Но такие размышления помогут ему правильно оценивать свою волонтерскую работу и понимать, что он старался не зря.

Показать пример

Если родитель сам вовлечен в благотворительность, ребенок последует его примеру, считает Двулят. 

«Важно, чтобы родитель не выпинывал ребенка со словами “Иди делом займись”, а сам осознавал, как важна помощь другим, и оказывал ее», — отмечает психолог

Необязательно обращаться в фонды или участвовать в благотворительных акциях, чтобы развить в детях эмпатию, сострадание и желание помогать. Можно, например, вместе прибраться у бабушки — это тоже научит ребенка доброте, говорит Двулят.

По словам Джамили Алиевой, примером могут стать не только родители, но и другие близкие ребенка: его школьные друзья, учителя или сотрудники благотворительных фондов. «В некоторых школах проводят “уроки доброты”. На них представители фондов рассказывают, что такое благотворительность, кому нужна поддержка и как лучше помогать. Обычно и дети, и учителя задают много вопросов, очень интересуются и в итоге вовлекаются», — комментирует эксперт.

Если ребенок пока не хочет участвовать в благотворительности, можно просто привести его на мероприятие, чтобы посмотреть, как помогают другие, советует Новицкая. Еще можно смотреть вместе фильмы и передачи о благотворительности — например, документалки отряда «ЛизаАлерт». 

Найти занятие по душе

Джамиля Алиева рекомендует найти те формы благотворительности, которые нравятся ребенку. Это может быть участие в ярмарках, где дети создают поделки или приносят уже готовые. Спортсмены любят участвовать в благотворительных марафонах, художники ­­— выставлять картины на выставках, танцоры и музыканты — выступать на концертах, приуроченных к помощи нуждающимся. «Например, дети в одной школе поставили спектакль. Их родители купили билеты, а школьники отправили эти деньги в фонд», — приводит пример руководитель «Настеньки».

Школы могут добавить благотворительную составляющую в уже существующие праздники: например, передавать деньги от продажи горячего чая, угощений и блинов во время Масленицы в фонды.

Фото: Tara Evans / Unsplash

Как не вызвать отвращение к благотворительности

Важно, чтобы волонтерство не травмировало ребенка. Поэтому не стоит сразу вести его в отделение химиотерапии или хоспис либо показывать фотографии детей с ярко выраженными признаками заболевания, говорит Алиева.

Ребенка нельзя винить за то, что он живет лучше других, вызывать в нем стыд, подчеркивает Новицкая. Иначе проблемы ребенка будут обесценены, а к благотворительности возникнет отвращение.

Дети могут чувствовать себя обделенными, когда семья дарит что-то подопечным благотворительных фондов. Чтобы этого не происходило, родителям важно не создавать иллюзию «либо я, либо другой», подчеркивает Двулят. Можно объяснить ребенку, что у него есть разные возможности и подарить игрушку — только одна из них.

Если родитель уделяет сыну или дочери много внимания и объясняет, почему важно делиться, ребенок, скорее всего, отреагирует спокойно. Если он сопротивляется, стоит подумать, достаточно ли тепла и заботы дает ему семья, говорит психолог.

По словам Новицкой, важно спланировать участие в благотворительности так, чтобы ребенок не уставал и успевал проводить время с родителями наедине. «Ваш ребенок нуждается в вас больше, чем кто-либо другой», — напоминает психолог.

Exit mobile version