Такие дела

«Пропаганда людоедских ценностей». В школьную программу добавят патриотические произведения советских авторов

Алексей Пахомов. Иллюстрация к книге Николая Островского «Как закалялась сталь», 1948 год

Алексей Пахомов. Иллюстрация к книге Николая Островского «Как закалялась сталь», 1948 год
Фото: Детгиз

Роман «Как закалялась сталь» Николая Островского, повесть «Брестская крепость» Сергея Смирнова и рассказ «Русский характер» Алексея Толстого включат в школьную программу по литературе, заявил Кравцов.

«Все эти произведения формируют общественное историческое сознание целых поколений», — сказал он.

В школьную программу уже включили «Молодую гвардию» Александра Фадеева, романы «Горячий снег» Юрия Бондарева, «Сын артиллериста» Константина Симонова и роман-эпопею «Тихий Дон» Михаила Шолохова, добавил министр. До этого идею об обязательном изучении этих произведений в школе поддержал президент Владимир Путин.

Читайте также «Совесть не позволяет работать с детьми в форме и песнями о вожде». Как учителя и родители школьников пытаются избежать «патриотических» уроков

Учитель словесности и доцент ВШЭ Михаил Павловец напомнил, что «Тихий Дон» и военную прозу Юрия Бондарева давно изучают в школе. «Молодую гвардию» Фадеева до начала семидесятых проходили монографически, потом она была перемещена в программу седьмого класса, а затем и вовсе выведена из программы. «Просто в силу не слишком высокого качества для того, чтобы ее пристально изучать в выпускном классе», — отметил Павловец.

Педагог полагает, что от изменений в программе не будет ни вреда, ни пользы, но они «прибавят головной боли словесникам и лишний раз продемонстрируют имитационный характер школьного предмета “Литература”».

Тамара Эйдельман, историк и заслуженный учитель России, считает, что в списке, озвученном министром, «есть талантливые, есть бездарные, есть вообще никакие» книги, но включают их в программу не по этому принципу. 

«Все они укрепляют созданный еще при Сталине, а теперь возрожденный образ победы во Второй мировой войне как достижение партии, товарища Сталина и советского государства»

«Войну, с их (чиновников. — Прим. ТД) точки зрения, выиграли не люди, не народ, а государство. И вот этому государству ты должен служить — так же, как Павка Корчагин, идти на смерть ради него, потому что твоя жизнь ничего не стоит», — объясняет Эйдельман.

Она уверена, что включение в школьную программу этих произведений — «поворот к превращению преподавания литературы из знакомства с гуманистическими ценностями в пропаганду ценностей людоедских». 

Большинство школьников будут пропускать уроки об этих книгах мимо ушей, отмечает учитель. «Но все равно кому-то она западет в душу. А главное — создастся общий фон: будь как молодогвардейцы, твоя жизнь ничего не стоит, будь готов отдать ее за государство». 

По мнению Павловца, главная цель изменений в школьной программе — создание ложной повестки. При этом пропагандистский эффект от изучения книг он оценивает скептически. 

«Чтобы впихнуть что-нибудь ненужное, нужно сперва выпихнуть что-нибудь ненужное»

«А если вы скажете, что среди программных произведений есть ненужные, вас свои же и заклюют. Значит, в лучшем случае на уроке учитель расскажет об этих книгах. В еще более лучшем — ребята прочтут их краткое содержание и мало что поймут, после чего благополучно забудут», — рассуждает преподаватель.

За последние 100 лет в России только с 1991 по 1997 год списки обязательных для изучения в школе произведений были вариативными. «Борьба за обязательные списки — всегда борьба за власть», — добавляет Павловец.

«Как закалялась сталь» — частично автобиографический роман Островского, в котором описывается становление личности Павла Корчагина на фоне Гражданской и советско-польской войн. Главный герой работает в ЧК и особом отделе.

«Русский характер» и «Брестская крепость» рассказывают об участниках Великой Отечественной войны. Автор повести Сергей Смирнов участвовал в травле Бориса Пастернака, подписывал коллективные письма с осуждением Андрея Сахарова и Александра Солженицына. 

Exit mobile version