Почему детям с особыми потребностями важно отдыхать в лагерях
Кире девять лет, у нее синдром Дауна. Как рассказывает ее мама Ольга, с трех до восьми лет девочка ездила в лагерь «Кучугуры» для детей с особенностями здоровья. На занятиях Кира научилась резать бутерброды и варить кашу, попробовала испечь блинчики. После этого она стала готовить дома для себя и близких, хотя раньше никогда этого не делала.
Летом 2022 года в лагере Кира впервые смогла сходить в магазин и купить себе сок. Сотрудники лагеря незаметно проследили за девочкой, чтобы она не потерялась по дороге, а также предупредили продавца, что у нее могут возникнуть трудности в общении.
«Сейчас она может перейти от одного репетитора к другому, пока я нахожусь на другом конце города. Честно, это огромный прогресс», — рассказывает Ольга.
В этом году Кира впервые пойдет в обычный школьный лагерь. Ее мама уверена, что девочка многому научилась на сменах в инклюзивной среде — и может двигаться дальше.
Инклюзивные лагеря бывают разными. Некоторые принимают всего одного-двух детей с особыми потребностями в течение смены, другие специализируются на работе именно с такими ребятами. Найти подходящий лагерь можно для ребенка любого возраста — например, Киру возили в «Кучугуры» с трех лет, а в Greencamp есть отделение для юношей и девушек в возрасте от 18 лет до 21 года.
Лагерь «Кучугуры» в Краснодарском крае принимает на смены детей с аутизмом и другими особенностями развития. Каждая смена длится две недели.
Как рассказывает директор лагеря Наталия Великовская, на сменах дети с особыми потребностями получают опыт жизни вне дома и навыки самостоятельности. По словам эксперта, в семьях дети с ОВЗ часто привыкают, что все внимание родственников направлено на них — им сложно формулировать свои желания, учитывать чужие интересы и договариваться. Всему этому они могут научиться в лагере.
У семилетнего Давида расстройство аутистического спектра (РАС). Он ездил в лагерь «Кучугуры» трижды — в 2018, 2020 и 2022 годах.
Особенность характера мальчика в том, что он очень нетерпеливый. «Если он хотел что-то, то шел и брал», — рассказывает его мама Галия.
Давиду было сложно понять, зачем пропускать на горку других детей или уступать качели. Еще мальчик пытался все сделать сам, никогда не просил о помощи.
«После лагеря у нас постоянно происходят маленькие подвижки, — говорит Галия. — Для нормотипичных детей — маленькие, а для нас — существенные».
Например, Давид научился соблюдать очередь и правила личной дистанции. Он больше не пытается никого обогнать или толкнуть. Как рассказывает его мама, это произошло благодаря групповым занятиям в лагере: на них надо было выполнять задания вместе с другими детьми, передавать им пластилин или брать у них краски.
Поведенческий аналитик и преподаватель коммуникативной игры Александра Гучева обращает внимание на то, что лагерь — это социум.
«А социум важен для детей с ментальными особенностями или другими видами инвалидности, — отмечает она. — В нем есть возможность играть и общаться, учиться быть среди других детей, следовать социальным нормам».
Кроме того, в лагере дети учатся взаимодействовать с разными педагогами и выполнять их инструкции — это особенно важно для дошкольников.
«Этот навык не появится 1 сентября в портфеле первоклассников вместе с набором учебников и прописей», — подчеркивает эксперт.
Помимо этого, инклюзивная среда полезна не только для детей с ОВЗ, но и для ребят без каких-либо особенностей здоровья. Еще ранние исследования 2000-х показали, что школьники, которые учатся в инклюзивных классах, успешнее в учебе и коммуникации со сверстниками, меньше тревожатся, им легче устанавливать близкие отношения.
Как лагеря помогают родителям детей с ОВЗ
В некоторые лагеря родители приезжают вместе с детьми. При этом они не проводят все время рядом с ребенком. В таких лагерях у родителей есть возможность отдохнуть: искупаться в море, погреться на солнышке, уделить время себе.
«Обычно я вместе с сыном сижу в четырех стенах. Волонтеры помогают, если нужно выйти из дома на несколько часов, но большую часть времени я провожу в квартире, потому что Бориса не с кем оставить. Лагерь для меня — это смена обстановки», — рассказывает Галина, мама мальчика со спинальной мышечной атрофией.
По словам психолога из «Кучугур» Надежды Петуховой, в лагере родители могут найти понимающих людей, которые готовы выслушать и поддержать. Там они могут делиться опытом друг с другом и учиться у специалистов.
Григорий, папа 13-летнего мальчика с РАС, рассказывает, что раньше испытывал вину за то, что сын родился с особенностями развития. В «Кучугурах» родители обсуждали эту тему на групповом занятии с психологом — и после этого Григорию стало легче.
Как считает Надежда Петухова, для родителей в лагере важно включиться в общие занятия и совместную работу, но в то же время отдохнуть: поспать днем, сходить на море. Для этого нужно позволить себе просить о помощи и принимать ее.
Почему в России мало инклюзивных лагерей
Точной статистики о количестве инклюзивных лагерей в стране нет.
«Можно констатировать, что эта сфера развита недостаточно. Об этом говорит хотя бы тот факт, что запись в наш лагерь закрывается в течение первого часа [после открытия записи] из-за наплыва желающих», — рассказывает руководитель центра «Наш солнечный мир» и лагеря при нем Игорь Шпицберг.
По словам Шпицберга, дети с особенностями здоровья могут посещать обычные лагеря, но для этого нужны условия, которые готовы создавать не везде.
Есть несколько причин, по которым обычные лагеря редко принимают на смены детей с особыми потребностями. Главная — отсутствие инфраструктуры для доступной среды. Но эта причина не единственная.
По словам Наталии Великовской, ребенку с инвалидностью в лагере нужно сопровождение тьютора — человека, который все время присутствовал бы рядом и помогал. Например, в «Кучугурах» это штатные сотрудники и волонтеры-студенты из педагогических вузов. Каждый родитель также выступает в роли тьютора для чужого ребенка два часа в день.
По словам организатора лагеря GreenCamp Ирины Соколовой, не все лагеря могут выделить деньги на оплату ставки тьютора или освободить одного из сотрудников от обычных задач и поручить ему сопровождение ребенка с инвалидностью.
Проблемы возникают и с выгоранием сопровождающих, подчеркивает эксперт. Важно, чтобы другие сотрудники лагеря были готовы время от времени помогать тьютору с обязанностями и давать возможность отдохнуть.
Во многих лагерях дети не только отдыхают, но и ходят на занятия. Программа может быть сложной для детей с особыми потребностями, а темп обучения — слишком быстрым, отмечает Великовская.
Как объясняет Александра Гучева, многим детям с особенностями развития тяжело дается общение со сверстниками. Они не всегда понимают чужое поведение и социальные нормы. Им бывает непросто освоиться в группе. Эксперт отмечает, что такие дети чаще других сталкиваются с травлей, поэтому без контроля взрослых опыт пребывания в лагере может быть опасным для них.
По мнению Соколовой, мешают также бюрократические барьеры. Чтобы работать с детьми с инвалидностью, нужно преодолеть дополнительный список государственных требований — и взять на себя большую юридическую ответственность.
Как выбрать лагерь
Организатор лагеря «Наш дом» Андрей Аксенов считает, что информации с официальных сайтов и отзывам в интернете не стоит доверять полностью. Эксперт советует лично пообщаться с родителями детей, которые уже были в лагере. Еще можно позвонить сотрудникам и расспросить, как давно лагерь работает с детьми с инвалидностью, ребенка с какими особенностями здоровья могут принять, как готовят вожатых.
Сейчас в России есть несколько лагерей, которые принимают детей с особыми потребностями. Например, можно поехать в следующие места:
- Little People Camp (Московская область, для детей от 6 до 14 лет, стоимость — от 56 тысяч рублей);
- лагерь «Наш дом» (Московская область, для детей от 6 до 17 лет, стоимость — от 49 тысяч рублей);
- инклюзивный лагерь «Наш солнечный мир» (Московская область, возраст, с которого лагерь принимает детей, а также стоимость услуги надо уточнять у его сотрудников);
- интегративный лагерь при фонде «Каждый» (Ленинградская область, возраст, с которого лагерь принимает детей, надо уточнять у его сотрудников, стоимость — бесплатно);
- лагерь «Подсолнух» (Псковская область, для детей от 2 до 18 лет, стоимость надо уточнять у сотрудников лагеря);
- коррекционный лагерь для детей с аутизмом «Кучугуры» (Краснодарский край, возраст, с которого лагерь принимает детей, надо уточнять у его сотрудников, стоимость — от 45 тысяч рублей);
- лагерь для семей с «особыми» детьми в селе Давыдово (Ярославская область, возраст, с которого лагерь принимает детей, а также стоимость услуги надо уточнять у его сотрудников).
При выборе лагеря надо обратить внимание на условия безопасности, которые там созданы для детей. В зданиях должны быть запирающие устройства на окнах, страховочные сетки на лестницах. На территории не должно быть водоемов, оврагов или складов со старым оборудованием. Кроме того, территория лагеря должна быть огорожена, а ворота его сотрудники должны запирать и охранять.
«Но в первую очередь нужно понимание и доброжелательное отношение окружающих к особенностям поведения ребенка», — рассказывает руководитель центра «Наш солнечный мир» Игорь Шпицберг.
По его мнению, не только сотрудники и волонтеры лагеря должны быть обучены работе с детьми с особыми потребностями, но и остальной персонал: повара, уборщицы, охранники.
Как подготовить ребенка к поездке в лагерь
Во время сборов в лагерь важно проследить, чтобы ребенок взял с собой любимые вещи, например игрушку или кроссовки. Это поможет ему чувствовать себя комфортнее, отмечает Аксенов.
Эксперт также рекомендует заранее познакомить ребенка с сотрудниками лагеря и другими детьми.
Александра Гучева добавляет, что можно показать сыну или дочери фотографии лагеря. Хороший способ подготовить ребенка к поездке — рассказать историю о лагере и нарисовать к ней картинки.