
Минпросвещения решило сократить изучение английского языка в 5–7-х классах российских школ с 1 сентября 2026 года до двух часов в неделю. Как пояснили в ведомстве, решение принято ради «оптимизации нагрузки и рационального перераспределения учебного времени».
«Сокращение часов не отменяет предмет, а направлено на поиск оптимального баланса в учебном плане», — отметили в министерстве.
Вместо языка в 5–7-х классах вводится изучение предмета «Духовно-нравственная культура России». В тексте приказа Минпросвещения говорится, что новая дисциплина направлена на формирование у обучающихся мировоззрения, «основанного на традиционных российских духовно-нравственных ценностях». Делать это планируется через изучение жизни различных государственных деятелей, в том числе героев «специальной военной операции» в Украине, «и иных значимых личностей России».
В ведомстве считают, что на уроках детям будут рассказывать про патриотизм, веру в Бога, гражданственность, «служение Отечеству и ответственность за его судьбу» и другие «традиционные ценности».
Что будет с уровнем английского?
Для реального изучения языка не хватает и тех трех часов, которые есть в действующей программе, говорит «Таким делам» учитель английского в московской школе Андрей Васильев. «Некоторые школы обеспечивают пять часов для отдельных профильных классов — но это скорее исключение. Ситуацию осложняет квалификация преподавателей: большая часть учителей переходит в репетиторы, в школах же остаются люди, которые в силу возраста или привычки продолжают преподавать», — рассказал он.
Кроме того, стандартная линейка учебников Spotlight в основном используется для репродуктивного обучения. Школьники не создают новые знания, а воспроизводят полученную от учителя информацию и запоминают ее путем многократного повторения, считает специалист.
«Развитие навыков говорения и слушания проводится крайне несистемно. Если раньше у хорошего, неравнодушного учителя еще была хоть какая-то небольшая возможность обеспечить минимальное развитие навыков владения языком при трех часах в неделю, то сейчас это будет невозможно», — говорит педагог.
По его словам, теперь английский язык окончательно уходит в режим «прохождения учебника». Сокращение часов приведет также к увеличению разрыва в уровне знаний между учениками. «Сильные и стремящиеся к ним ученики уйдут к репетиторам, слабые и немотивированные будут отбывать уроки, в лучшем случае ритуально молча отсиживаясь за партой», — рассказывает учитель.
Зачем нужен новый предмет?
Педагог Дима Зицер считает, что власти специально заменили английский еще одним идеологически заряженным предметом. Это продолжение системной трансформации российской школы, которая включает «Разговоры о важном», изменение учебников истории и возвращение военной подготовки.
«Никакого иностранного языка, а вместо него у нас своя культура, правда, нравственность и духовные основы — сочетание слов, которые вообще ничего не значат. С одной стороны, это печально, а с другой — очередное звено длинной цепочки», — говорит Зицер.
Изучение «Духовно-нравственной культуры» будет обязательным для всех школьников. Родителям, которые не хотят, чтобы их ребенок посещал такие занятия, Зицер советует переходить на семейное обучение:
«Если человек уходит на семейную форму обучения, вариативность предметов, которые он изучает, намного выше. На семейной форме обучения можно организовывать учебную группу и учиться вместе с репетиторами, с тьюторами, совсем не обязательно учить уроки с мамой», — отметил эксперт.
Что будет с учителями?
По мнению председателя профсоюза «Учитель» Дмитрия Казакова, инициатива Минпросвещения может создать для школ новые сложности. Сокращением уроков английского власти пытаются решить проблему дефицита учителей языка, считает он.
«Урезание английского неправильно: изучение языков всегда полезно. Подобные решения должны обсуждаться с экспертами и родителями», — говорит Казаков.
Среди возможных последствий для учителей он называет уменьшение зарплат из-за сокращения ставок, а также необходимость перестраивать рабочие процессы. По данным ТАСС, «Духовно-нравственную культуру» будут преподавать учителя истории.
«Прежде всего придется менять программы — это огромный пласт бюрократической работы. В итоге пострадает качество образования», — считает эксперт.
Казаков подчеркивает, что профсоюз готов оказывать поддержку педагогам английского языка, если они будут обращаться с жалобами.