Многие привозят детям из сиротских учреждений подарки на Новый год. Это хорошая идея?
Во время новогодних праздников в благотворительные фонды поступает много заявок от желающих передать детям подарки.
Каждый ребенок получает 12–15 подарков, которые никак не соотносятся с его вкусами и увлечениями. Зачастую воспитанники сиротских учреждений не могут осознать материальную ценность этих вещей: у них нет опыта обращения с деньгами. В итоге подарки становятся «внутренней валютой» в детском доме и обмениваются на другие предметы (например, на сигареты). Важно помнить, что 70% детей в сиротских учреждениях — это подростки. Они быстро конвертируют вещи от толпы спонсоров в ежеминутную выгоду.
Другая проблема такой помощи в том, что воспитанники детских домов привыкают к подаркам от незнакомых людей. Это закрепляет иждивенческую позицию: дети стремятся жить за чужой счет, не рассчитывая на собственные силы и средства. Формируется принцип «нам должны», который мешает выпускникам адаптироваться к жизни вне сиротского учреждения.
Кроме того, единоразовые визиты не позволяют выстроить с ребенком доверительные отношения, а именно их больше всего не хватает воспитанникам сиротских учреждений. Поэтому я бы не рекомендовала «новогодние» поездки к нормотипичным детям.
Однако в некоторых случаях даже единоразовый визит способен помочь ребенку. Речь идет о сиротских учреждениях, в которых живут дети с физической или ментальной инвалидностью. Как правило, сотрудников там не хватает, и у них нет возможности уделять достаточно внимания каждому воспитаннику. Волонтеры же могут погулять с ребенком на коляске, поухаживать за ним, позаниматься чем-то развивающим. Такая помощь психологически сложная, но она действительно важна.
Как еще можно помогать воспитанникам детских домов?
Часто люди, которые везут подарки в детские дома, просто не знают об альтернативных видах помощи. Поддержать детей напрямую можно, став для них наставником, приемным родителем или оформив гостевую опеку (об их особенностях ниже. — Прим. ТД).
Еще один хороший вариант — помогать благотворительным фондам, которые работают с проблемой сиротства. Среди них, например, «Арифметика добра», «Солнечный город», «Азбука семьи», «Измени одну жизнь», «Партнерство каждому ребенку», «Детские деревни SOS», «Большая Перемена», «Наши дети», «Волонтеры в помощь детям-сиротам», «Алиса», «Вверх», «Дети ждут» (рекомендации Наили Новожиловой. — Прим. ТД). Другие верифицированные НКО есть в каталоге фонда «Продолжение». На сайте агентства RAEX доступен рейтинг фондов за 2024 год: там указаны количество пожертвований, масштаб работы и активность в социальных сетях.
Выбранному фонду можно помогать разными способами:
- подписаться на пожертвования. Они могут быть небольшими, главное — регулярность;
- поучаствовать в мероприятиях НКО (за ними можно следить в разделе «Афиша». — Прим. ТД). Например, в поддержку «Арифметики добра» регулярно проходят марафоны;
- организовать сбор в пользу фонда на памятную дату: в день рождения или годовщину свадьбы;
- устроить благотворительное событие в поддержку НКО — например, среди коллег;
- стать волонтером, в том числе предложить фонду свои профессиональные компетенции. Так, юрист может давать бесплатные консультации, а дизайнер — делать иллюстрации для соцсетей.
Как узнать, что нужно конкретному ребенку?
Стоит обратиться в профильный фонд. Обычные люди напрямую не контактируют с детьми в сиротских учреждениях, поэтому не знают об их потребностях. В фондах же работают профессионалы, которые реализуют долгосрочные программы. В среднем ребенок работает со специалистами два — четыре года, поэтому они лучше осведомлены о его нуждах.
Как стать наставником для ребенка из детского дома?
Наставник регулярно приезжает к одному ребенку из детского дома, выстраивает с ним доверительные отношения и помогает решать его проблемы. Наставничество можно оформить человеку старше 25 лет без судимостей. Для этого нужно связаться с профильной НКО — фонды заключают договоры с сиротскими учреждениями и выстраивают с ними сотрудничество.
Чтобы стать наставником для подростка в рамках проекта фонда «Арифметика добра», нужно отправить заявку-анкету на сайте и пройти онлайн-школу наставничества. После обучения кандидат проходит индивидуальную консультацию с психологом и очный тренинг. Если человек готов к наставничеству, он попадает в базу.
Специалисты фонда подбирают волонтера для каждого подростка. Они анализируют возраст, характер, интересы подопечного и наставника и заочно знакомят их друг с другом. После согласия ребенка волонтер собирает пакет документов и знакомится с администрацией детского учреждения, а также отправляет подростку письмо или видеовизитку с рассказом о себе. Если ребенок хочет познакомиться, то специалисты «Арифметики добра» организуют встречу, подготавливают к ней взрослого и ребенка и присутствуют при общении.
Фонд сопровождает пару и дальше. Наставник получает регулярную поддержку куратора и возможность участвовать в различных мероприятиях НКО.
Гостевая опека — это не просто программа фонда, а юридическая форма жизнеустройства, которая подходит потенциальным усыновителям. Они могут забрать ребенка на выходные или каникулы, чтобы получше узнать друг друга. Максимальный срок гостевой опеки — три месяца.
Гостевую опеку может оформить совершеннолетний человек, который постоянно проживает на территории России. Для этого нужно обратиться в орган опеки по месту жительства. Наставничество же оформляется только через фонды.
В гостевой опеке могут отказать людям, которые:
- лишены дееспособности;
- имеют судимость;
- лишены родительских прав или ограничены в них;
- имеют инфекционные или психические заболевания, алкогольную или наркотическую зависимость;
- раньше были усыновителями или опекунами и их отстранили от обязанностей;
- не имеют постоянного места жительства в России.
Потенциальные усыновители учатся вшколе приемных родителей (ШПР), где им рассказывают про особенности поведения детей с опытом сиротства. Кандидаты проходят тестирования, решают кейсы, общаются с психологами. Специалисты знакомят родителей с законодательством в области опеки и усыновления. За время обучения потенциальные усыновители могут обдумать последствия своего решения, дозреть или отказаться от него.
Большинство ШПР государственные, но обучение можно пройти и в некоторых фондах. Например, в «Арифметике добра» есть такая программа: она ориентирована на принятие детей подросткового возраста. Информацию о ШПР в конкретном городе лучше искать на сайтах регионов и благотворительных организаций.