Комментарий

«Сейчас нет непреодолимых препятствий». Как обеспечить полноценное развитие незрячего ребенка

13 ноября отмечается Международный день слепых. «Такие дела» попросили психолога, который занимается с детьми с нарушениями зрения и слуха, рассказать, как подготовить незрячего ребенка к самостоятельной жизни.

Ирина Моисеева

психолог академии «Со-единение», занимается с детьми и взрослыми с нарушениями слуха и зрения

В чем специфика помощи слепоглухим?

Работа со слепоглухим ребенком предполагает совершенно другой подход к коммуникации и объяснению материала. Если с незрячим или слабовидящим ребенком можно поговорить, дать словесное описание чего-либо, то с ребенком, у которого нарушены и зрение, и слух, такое общение не получится. Нужно будет использовать осязание, показывать предметы и действия тактильно, общаться рука в руку с помощью контактного жестового языка.

Основная трудность заключается в создании среды, которая развивала бы ребенка и была бы ему интересна. Эта задача сама по себе непростая и усложняется тем, что специалистов, владеющих навыками работы с такими детьми, не так уж много, особенно в регионах. Зачастую вся организация бытовой жизни и обучения ребенка ложится исключительно на плечи матерей. Это приводит к тому, что мама может буквально перестать ощущать себя: свои желания, потребности, так как она по понятным причинам погружена в заботу о ребенке. 

Мамы пытаются быть и учителями, что часто очень сложно: ведь у них нет специальных знаний. Да и роли мамы и учителя совмещать непросто. При этом другие дети, если они есть в семье, могут ощущать нехватку внимания. Мы в ресурсном центре «Ясеневая поляна» в том числе проводим стажировки и для учителей детей с нарушениями зрения и слуха. 

Самое главное — как можно большее расширение опыта, узнавать новое. На ранней стадии обучения желательно знакомить с реальными предметами и ситуациями, приближенными к реальным. Например, лучше не использовать пластиковые овощи и фрукты для того, чтобы объяснять, что такое овощи и фрукты. Потому что для незрячего ребенка это будет неправильный образ. Знакомство с целостным предметом — от начала и до конца. Я работала с девочкой 12 лет, мы учились различать на ощупь овощи и фрукты. Апельсин она узнала, а когда у нее в руках оказалось яблоко, она долго не могла понять, что это такое. Потом она его понюхала и сказала: «Это яблочко, которое мама режет».

Потом из разговоров с мамой мы выяснили, что девочка никогда не знакомилась с целым яблоком, всегда получала яблоки кусочками, поэтому представления о целом яблоке у нее не было

Второй важный момент — избегать пустых слов, за которыми ничего не стоит. Так называемого вербализма. Потому что часто ребенок с нарушениями зрения может знать много слов, но если поговорить с ним, станет ясно, что он не всегда понимает, что стоит за конкретными понятиями. 

Какие цели ставят специалисты в работе с такими детьми?

Цели могут быть разными — в зависимости от того, в каком возрасте и с какими возможностями приходит ребенок. Это может быть простое установление коммуникации, если это ранний возраст. Если у ребенка есть множественные нарушения, тогда цель — развитие коммуникации и каких-то сенсорных возможностей на самом базовом уровне. Первоначально — развитие коммуникации с мамой. 

А в дальнейшем могут быть более сложные задачи, развитие навыков, в том числе и академических. Особенно важно, чтобы слепоглухой ребенок учился вещам, которые ему реально пригодятся в жизни, которые он мог бы использовать не только на уроках. В этом заключается основная сложность, потому что до сих пор мы во многом ориентируемся на учебники, стандартные знания, а здесь важно, чтобы человек понял базовые предметы вокруг. Бывает, что после окончания школы ребенок может не знать, как сделать покупку в магазине. 

Что касается неудачного опыта, то важно помнить, что любой ребенок может чему-то научиться, важно отталкиваться от его возможностей на данный момент, а не ставить идеальных задач, исходящих из абстрактных представлений, как должно быть. 

Дети с нарушением зрения и слепотой могут быть полностью включены в жизнь общества и достигнуть достаточного успеха. Сейчас нет непреодолимых препятствий. Если ребенка развивать и есть специальное обучение, он вполне может работать среди видящих людей, передвигаться самостоятельно по городу. Незрячий человек может пользоваться службой такси, метро, автобусом. Пока едет в общественном транспорте, прочитывать сообщения и отвечать на них. Это я говорю из опыта общения с незрячими людьми. 

Важны не только знания, важно полноценное включение в повседневную жизнь. Здесь жалость к ребенку будет играть плохую роль. Да, может быть, родителям жалко, страшно, они могут оберегать ребенка, но нужно помнить: чем больше он будет пробовать — конечно, под руководством и присмотром, — тем большему количеству вещей он научится.

У слепоглухих есть шанс интегрироваться в общество? Или они навсегда замкнуты в кругу близких?

Даже с практически полной потерей зрения и слуха человек способен полноценно включаться в жизнь. Мы знаем примеры, когда слепоглухие люди учились в вузах, при условии что был создан перевод и полноценный доступ к информации — например, ассистент записывает лекции, печатает их и переводит в брайлевский шрифт. В частности, во время загорского эксперимента четверо слепоглухих людей получили высшее образование в МГУ. Сейчас есть люди с нарушениями зрения и слуха, которые получают образование. Им, конечно, им нужна специальная помощь, но тем не менее. 

Читайте также «Видите сны? Включаете дома свет?» Блогер Максим Спиридонов — о том, как живут незрячие люди

Не могу согласиться с тем, что слепоглухой человек вынужден оставаться исключительно в кругу близких. Нет, он может участвовать и в общественной жизни, быть включенным в разные организации и сферы. Мы знаем примеры участия в театральной деятельности. Человек может общаться и с другими людьми с нарушениями зрения и слуха. Слепоглухой человек может активно путешествовать, если у него есть сопровождающий. Довольно часто спрашивают, зачем им путешествовать. Наверное, затем же, зачем и всем остальным. Он тоже чувствует, что его окружает, а если он не видит, то с помощью переводчика он может узнать. 

Сейчас мы знаем семьи, где родители пытаются активно включать детей в мероприятия. Не только школьное обучение, но и походы на выставки или экскурсии. Конечно, это более медленный темп, чем у обычного ребенка, все нужно будет пояснять, давать возможность пощупать руками и познакомиться с конкретными предметами. 

Как могут помочь родители?

Как можно больше развивать самостоятельность ребенка, давать ему опыт, практику и возможность почувствовать себя уверенным, полноценным человеком. Каким он, собственно, и является. Мне кажется, важно привить это ощущение себя как личности. Возможности в чем-то ограничены, и тем не менее он может очень многое и обладает своими талантами и сильными сторонами. 

Например, как ни странно, многие незрячие люди гораздо аккуратнее, чем видящие, из-за того что они контролируют окружающее пространство на ощупь, а значит, более детально. Примеров успешной интеграции слабовидящих людей в общество очень много: есть музыканты, общественные деятели, даже депутаты. Есть много людей, которые, возможно, менее известны, но тем не менее каждый день ходят на работу. 

Если говорить о слепоглухих людях, то есть, например, Александр Васильевич Суворов, который является автором нескольких книг и вдохновителем для многих. Наталья Борисовна Кремнева — правда, она потеряла зрение и слух уже во взрослом возрасте — главный редактор журнала для незрячих людей «Ваш собеседник». Наиболее известная слепоглухая женщина — Элен Келлер. Ее обучением занималась Анна Салливан, которая впоследствии сопровождала ее в течение жизни. Элен Келлер очень интересовалась общественной, политической жизнью, дружила с Марком Твеном, например, много путешествовала. 

Важны специальные сообщества, где люди могли бы общаться друг с другом. Для слепоглухого человека, как и для любого другого, самая страшная вещь — одиночество. Им тоже нужно общение, нужно, чтобы кто-то был рядом с ними.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам

Публикации по теме

Загрузить ещё

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: