Почему люди объединяются в сообщества?
Люди — социальные существа. Раньше выживание человека зависело от группы. Сейчас сообщества возникают из-за:
- общих целей;
- общей идентичности;
- обмена ресурсами.
В Америке сообщества формируются ради общего блага. Люди следят за порядком, а если, например, в одном из домов ребенок несколько недель не ходит в школу, соседи, скорее всего, придут и поинтересуются, что происходит. В России люди чаще объединяются против общего врага, например вокруг застройки в историческом квартале.
Какие бывают сообщества и как они формируются?
- Городские сообщества — как онлайн, так и офлайн (например, «Пять углов» в Петербурге).
- Интеллектуальные, экспертные сообщества.
- Соседства, объединяющие людей из одного района или жилого комплекса. Они могут формироваться уже на уровне котлована, чтобы следить за стройкой.
- Вело- и экосообщества. Сообществ, которые не протестуют против изменений, а продвигают позитивную повестку, меньше, но они возникают и развиваются.
Цикл сообщества проходит через несколько этапов:
- формирование общих правил и норм;
- конфликт, переуточнение ценностей;
- распад сообщества на несколько конгломераций;
- пересборка и воссоединение.
Сколько человек может быть в сообществе и кто эти люди?
Английский антрополог Роберт Данбар установил, что человек может поддерживать социальные связи со 100—230 людьми. Это зависит от того, публичный ли человек, сколько людей входит в его ближний и дальний круг.
Марк Грановеттер писал, что в близком круге между людьми формируются сильные связи, а в дальнем — слабые. Слабые связи — это наш социальный капитал. С этой идеей связана теория шести рукопожатий. Благодаря соцсетям эта дистанция еще сильнее сокращается.
Структурно сообщество состоит из:
- ядра — людей, которые активно решают общие задачи;
- внешнего круга ядра — людей, которые более-менее регулярно включаются в групповые активности;
- последователей, которые могут просто отслеживать повестку и иногда в чем-то участвовать.
Считается, что в интернет-сообществах есть 1% производителей контента, 9% тех, кто периодически включается, и 90% тех, кто ничего не делает. Но если люди уходят из ядра, их место обычно занимают именно те, кто раньше был в составе 90%. Также они могут оказывать информационную поддержку: ставить лайк, делать репост. Или консолидироваться на какую-то акцию, например против застройки.
Вячеслав Глазычев говорил, что для городских сообществ необходимо хотя бы 5% активных людей.
В сообществах, естественно, возникает лидер. В цифровых сообществах есть модератор, в соседских — лидер и медиатор (например, исследователь или архитектор), который заинтересован в изменениях, может объединяться с местной администрацией, мотивирует людей действовать.
Помимо лидера, часто есть менеджер, который управляет процессами. Обычно есть специальные люди, которые помогают сориентироваться новичкам. Встречаются также те, кто хочет быть лидером и стремится, чтобы их заслуги признали. Кроме того, есть «миротворцы», которые всех успокаивают и мирят, и «люди-мосты», которые связывают это сообщество с другими.
Когда появляется конфликтующий человек, скорее всего, он борется за лидерство. Ему можно передать часть ответственности, чтобы направить его энергию на общее дело.
Как сообщества меняются со временем?
Традиционно общины формировались по географическому принципу. Сейчас география не единственный формирующий принцип. Мануэль Кастельс писал, что в мире потоков не остается локаций.
Современные социологи обсуждают исчезновение сообществ в контексте неоднородной постиндустриальной эпохи. Тем не менее остаются сообщества практики по интересам.
Как формируются цифровые сообщества?
Некоторые фазы взаимодействия в сообществах одинаковые и онлайн, и офлайн:
- знакомство, уточнение общих интересов;
- конфликт взглядов на какие-то ценности.
Среди исследователей нет единого взгляда, могут ли в онлайн-сообществах выстраиваться устойчивые связи между людьми.
Многие особенности взаимодействия онлайн определяются платформой. Функционал разных соцсетей и мессенджеров различается.
Онлайн можно постоянно быть в потоке: делиться информацией, что-то обсуждать, высказывать мнения, голосовать.
Онлайн-сообщество периодически все равно выходит в офлайн (устраивает групповые или фейс-ту-фейс встречи) или отсылает к офлайн-прецедентам.
Что делать тем, кто хочет создать сообщество?
- Сформулировать миссию и общую цель.
- Найти заинтересованных людей. Создать общий чат или группу.
- Попробовать сделать что-то вместе. Если это получается — повторить.
- Провести профессиональную оценку или юридический анализ, если проблема этого требует (например, если во дворе собираются строить многоэтажку, изучить проект и проверить, есть ли у него все необходимые согласования).
- Предать проблему огласке. Можно встретиться с управляющей компанией, муниципальным депутатом и что-то выяснить.
- Следить за общественными слушаниями по городским проектам.
Что изучить?
- Базу материалов о комьюнити-менеджменте и работе с сообществами, которую создали участники сообщества Russian Community Managers и пополняют все желающие.
- Курс комьюнити-менеджмента в «Нетологии».
- Курс комьюнити-менеджмента в «Добро.Университете».
- Практическое руководство по построению сообществ Community Canvas.
Что почитать?
- Книгу Get Together: How to build a community with your people.
- Телеграм-чат комьюнити-менеджеров.
- Страницу комьюнити-менеджеров на фейсбуке.
- Блог Евгения Резницкого.
- Телеграм-канал «Комьюнити и селедка».
Статьи:
- Александра Ненько, Елена Недосека «Ценности городской среды в дискурсе соседских онлайн-сообществ»;
- Александра Ненько, Елена Недосека, Анастасия Галактионова «Возможности семантического анализа ключевых биграмм для исследования дискурса соседского онлайн-сообщества»;
- Александра Ненько, Вероника Сединина «Дружелюбный двор для родителей с детьми».
Что посмотреть?
- Вебинары, лекции и доклады с конференция для комьюнити-менеджеров.