В Казани в конце июня несколько человек собрались отпраздновать день рождения товарища в кафе. Часть компании была на инвалидных колясках, и это оказалось сложностью для большинства водителей такси «Яндекс Go». По словам активистки и тьюторки для детей с инвалидностью Кристины Антарес, компания больше 40 минут не могла уехать.
«Уехать было невозможно: мы звонили оператору, вызывали через приложение, объясняли ситуацию, но водители либо сами отменяли заказ, либо приезжали с забитым багажником, либо говорили: “А что, коляска с нами поедет? Нет, давайте без коляски”», — рассказывает Кристина.
В этот же день подруге Кристины, которая тоже передвигается на инвалидной коляске, удалось уехать только на седьмом из приехавших по ее вызову такси.
Кристина опубликовала у себя в инстаграме несколько записей, сделанных сопровождающими молодых людей на колясках. На одном из видео на просьбу сопровождающей поместить коляску между задними и передними сиденьями водитель называет пассажиров “****утыми” (долбанутыми. — Прим. ТД) и девушке без рук и ног приходится выбираться из машины, чтобы заказывать новую. На другом видео мать девушки на коляске стоит рядом с такси, на котором не может уехать, и пытается по телефону связаться с оператором «Яндекс Go». «Они бросают трубку», — говорит женщина.
У подруги Кристины, певицы и победительницы конкурсов красоты Вероники Лазаревой, нет ног, и она постоянно сталкивается с проблемами при вызове такси, хотя, если девушка садится на переднее сиденье, ее коляска помещается на заднем и никому не мешает. Но водители все равно часто отказываются ее везти.
«В 2020 году мы с Вероникой вызывали “Яндекс Go”. Водитель приехал, сказал: “Я не повезу инвалида”. И уехал. Мы вызвали другого водителя, который смог нас отвезти. Но на следующий день нам снова отказали три таксиста подряд», — вспоминает Кристина.
Она говорит, что ее подруги, которые передвигаются на колясках, устали от такого отношения и уже не хотят разбираться с водителями. «Я решила, что нужно что-то делать и попытаться сломать систему», — рассказывает девушка.
Когда она связалась с техподдержкой «Яндекс Go» через приложение, оператор не увидел никаких нарушений правил со стороны водителей: «Если коляска не помещается в багажник, то тут нет какой-либо вины водителей. В приложении нет выбора машин по типу и размеру багажника».
В ответ на это Кристина написала, что коляска помещается и в багажник, и между задними и передними сиденьями, но водители приезжают с занятым багажником. Оператор ответил, что это «человеческий фактор» и «водители просто теряются». При этом компания не предложила никакого решения проблемы.
В пресс-службе сервиса «Яндекс Go» «Таким делам» объяснили, почему у водителей в Казани почти всегда заняты багажники.
«Казань — площадка государственного пилотирования для перевода легкового транспорта, включая такси, на газ. Из-за этого часто газовый баллон занимает место в багажнике автомобиля, и, к сожалению, в машине класса «эконом» это место может быть значительным. Однако по правилам сервиса багажник должен быть свободен от посторонних предметов, а если машина использует газ как топливо, в багажнике не должно быть ничего, кроме баллона», — сказал ТД представитель компании.
Он добавил, что, если водители отказываются от поездок без объективных причин и нарушают правила сервиса, следует обращаться в поддержку сервиса. «Мы уже работаем над улучшениями для пользователей “Яндекс Go” на колясках и не только», — заключили в компании.
После того как редакция связалась с «Яндекс Go» для получения комментария, представители компании позвонили Кристине и принесли извинения. Кристина обратилась с жалобой (есть в распоряжении ТД) в прокуратуру Татарстана и попросила провести проверку «Яндекс Gо». Также активистка запустила петицию с требованием изменить регламент работы сервисов по вызову такси, которые дискриминируют людей, передвигающихся на инвалидной коляске.
Подопечные фонда для людей на инвалидных колясках «Продвижение» часто сталкиваются с отказами при заказе такси, рассказывает попечитель НКО Ольга Боровикова.
«Отказывают по два-три раза подряд, могут сказать, что места нет, что не умеют общаться с людьми с инвалидностью, что коляска грязная, хотя ее предлагают протереть. Мы живем в России в таком климате, в котором и ты, и все вокруг все время грязное», — делится Ольга.
Она вспоминает историю восьмилетнего Тимофея, который передвигается на коляске. В дождливую погоду его мама вызвала такси, но, когда машина приехала, оказалось, что кресло-бустер закреплено с дальней от тротуара стороны. Женщина попросила водителя переставить бустер, чтобы она могла пересадить Тимофея из коляски в кресло, тот ответил: «Тебе надо, ты и переставляй».
Люди с инвалидностью вынуждены пользоваться услугами проверенных таксистов или знакомых водителей. В крайнем случае вызывать такси сильно заранее. Но даже тогда нет гарантии, что поездка состоится.
«Чисто теоретически в правовом государстве, где законы действительно работают, можно было бы обратиться в суд и доказать факт дискриминации при отказе в поездке. Но пока таких прецедентов не было», — рассказывает глава фонда.
Нужно комплексно бороться с дискриминацией людей на колясках, не фокусируясь только на проблеме такси, уверена она.
«Точно так же как мы все должны быть феминистами, мы все должны поддерживать равенство и развивать diversity, делать так, чтобы люди на колясках воспринимались нормально, а не как розовый дикобраз, — подчеркивает Ольга — Пока ощущение именно такое, и оно возникает не оттого, что у нас нет людей на колясках, а оттого, что они заперты в своих квартирах, детских домах, ПНИ и других гетто».