Дети — жертвы ксенофобии взрослых

Собрано
391 007 r
Нужно
390 000 r

Сбор средств окончен

Такого греха, как «ксенофобия» в известной скульптурной группе Михаила Шемякина на Болотной площади нет. А, наверное, бы стоило бы доработать произведение. Дело было в 2004 году в моем родном подмосковном Красногорске. При мне обсуждали страшный теракт в бесланской школе. «Нет, ну я все понимаю, террористы. Но почему столько крика из-за каких-то нерусских детей?!», — возмущалась одна девушка. С ее подругой нам, периодически переходя на очень повышенные тона, приходилось разубеждать знакомую. Мы пытались объяснить казавшуюся нам очевидной вещь — у детей (у людей вообще, но у детей-то уж точно) нет и не может быть «неправильной» национальности. У них одна национальность — дети.

«у детей  нет и не может быть «неправильной» национальности»

Прошло десять лет и тут мне рассказывают, что директор одной из школ категорически сопротивляется, насколько это вообще в его власти, при приеме на учебу детей из семей мигрантов из республик бывшего СССР и национальных республик России. Официально, конечно, ничего такого нет, но все же все видят и знают.

В общем, понятна мотивация анонимного директора. Плохо говорящие по-русски ученики, а то и не говорящие вовсе, не только портят статистику сами, но и тянут вниз показатели одноклассников. Учителям приходится тратить больше времени на ребят, которые не знают языка, а страдают от этого все. Учителя в том числе. Вот и появляется универсальное решение — не брать «иноземцев» вовсе.

«Учителям приходится тратить больше времени на ребят, которые не знают языка, а страдают от этого все»

Ксенофобия — это же еще и вполне рациональная гадость, при иррациональном страхе в основе ее. В результате принцип, что у «детей нет национальности», зато есть нужда в образовании и воспитании со стороны российского государства если и прописывается в разнообразных программных документах, то на практике никак или почти никак не работает.

В реальной жизни реальных школ сразу за МКАДом неактуальны рассуждения типа: «задачи по формированию системы социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов: … содействие в процессе социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов (при их готовности) развитию речевого взаимодействия, межкультурному общению в целях повышения уровня доверия между гражданами и искоренения национальной и расовой нетерпимости; противодействие формированию замкнутых анклавов мигрантов по этническому признаку; обеспечение взаимодействия государственных и муниципальных органов с общественными объединениями, способствующими социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов; стимулирование создания в странах происхождения мигрантов курсов по изучению русского языка, истории России и основ законодательства Российской Федерации».

Выше процитирована не какая-нибудь писулька, что массово плодятся в отечественных госучреждениях, это — «Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», подписанная президентом Владимиром Путиным и как бы уже действующая. Стратегия реализуется уже год. Что на практике — видно по истории с упомянутым директором школы.

«до трети всех мигрантов из стран Центральной Азии сталкивались с ограничениями  при приеме детей в школу»

Это не единичный случай: по данным Центра миграционных исследований за 2010 год, от четверти до трети всех мигрантов из стран Центральной Азии сталкивались с ограничениями  при приеме детей в школу. Отношение в школе, даже если детей туда берут, тоже далеко не самое благожелательное. Две трети опрошенных «Российской газетой» (опрос проводили на сайте издания) выступили против того, чтобы вместе с их детьми учились дети мигрантов.

Но кто-то должен заниматься социальной адаптацией этих детей, даже если население в массе не хочет, а государство ограничивается (пока?) красиво упакованными «хотелками». Подвижники есть, хотя их и немного, а их возможности ограничены. Еще в 96-м году в Москве начал работу центр по адаптации детей из семей беженцев, а затем и из семей трудовых мигрантов. Проект, конечно же, сугубо волонтерский — на базе благотворительной организации «Гражданское содействие». Государственных денег и масштабных планов общественники, разумеется, не имели и не имеют, да и вообще денег на такие вещи всегда не хватает. Зато у них работа вполне конкретная и наполненная вполне понятным смыслом.

Волонтеров всего полсотни. Учат детей приезжих русскому языку, математике и английскому, а кроме того организуют культурную программу — походы в музеи и театры. Еще в центре есть библиотека, собранная из подаренных книг и даже почти настоящий кинозал.

Это немного, но больше, чем способно дать детям равнодушное государство и общество. И, наверное, тут важен даже не только результат, конкретные маленькие люди, которые смогут войти  в жизнь и не сломаться. Это символ того, что некоторые помнят — у детей нет национальности, даже если большинство взрослых об этом старается забыть.

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких Дел» вам на электронную почту? Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку!

Материалы по теме

Помогаем

Всего собрано
354 679 661 R
Все отчеты
Текст
0 из 0

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: