Все дети мечтают уехать из детского дома в настоящую семью. А о чем мечтают взрослые? Семнадцатилетние сироты, перед которыми открыты все дороги? Половина из них хотела бы остаться дома, в интернате.

48% воспитанников детских домов, готовящихся к выпускному, указывают в анкетах-опросниках, что боятся новой самостоятельной жизни, не чувствуют себя готовыми к ответственности за собственную судьбу. Адаптированными к социальной жизни, — способными учиться, работать, создавать семью, просто жить в отдельной квартире без надзора воспитателей и нянечек, самому стирать и готовить — оказывается всего 25-30% выпускников интернатов. Более 60 000 подростков не могут пожарить себе яичницу, выбрать профессию по душе и устроиться на работу.

«Более 60 000 подростков не могут пожарить себе яичницу, выбрать профессию по душе и устроиться на работу»

Вспомните, кто научил вас кататься на велосипеде в пять лет? Кто посоветовал «Трёх товарищей» в 13? Кто сводил в театр на авангардную постановку в 16? Кто объяснил, в чём смысл «Чёрного квадрата»? Ну, хотя бы попытался объяснить. Кто сказал, что любой спор можно решить словами и оказался прав? Вероятно, родители. Сироты лишены возможности получить такие важные жизненные уроки. Их не всегда широкий кругозор и непонимание многих социальных норм — результат отсутствия близкого взрослого. Из-за недостатка выразительного примера для подражания дети не получают мотивации к учёбе и работе. Им не от кого получить совет о будущей профессии, им даже неоткуда толком узнать, какие бывают профессии, ведь единственные взрослые перед их глазами работают в интернате.

«им не от кого получить совет о будущей профессии, им даже неоткуда толком узнать, какие бывают профессии»

Государство в лице администрации детдомов ведёт подробную статистику: сколько наркозависимых среди выпускников разных лет, сколько вчерашних детдомовцев оказалось в местах лишения свободы, сколько сирот поступило в колледжи и ПТУ, и сколько из них закончили образование. Цифры редко оказываются на стороне состоявшихся людей. Несостоятельность — вот проблема, которую нужно решать не после того, как человек покидает интернат, а в то время, пока он в нём ещё живёт. Фонд «Волонтёры в помощь сиротам» занимается этим c 2010 года, когда была запущена программа «Быть рядом».

Экскурсия в МЧС, которую волонтёры фонда организовали год назад для воспитанников Запрудненского интерната, длилась целый день. Разрешали всё: примерять каску, крутить руль пожарной машины, разгуливать по пожарной части. Теперь, во-первых, все выпускники знают, что такое краги и кевлар, во-вторых, многие решили стать пожарными и готовятся к поступлению в пожарно-спасательный колледж — пожарный должен хорошо знать физику и анатомию. При достаточном упорстве, кто-то из детей сможет получить высшее образование и работать пожарным-дознавателем — расследовать обстоятельства возгораний. До экскурсии, организованной фондом, никто из воспитанников интерната не думал о таком будущем. А еще их знакомили с работой парикмахера и повара — и не из заводской столовой, а из хорошего ресторана.

Сейчас волонтёры фонда увлечены идеей создания для воспитанников интерната интернет-курсов для подготовки к экзаменам — ЕГЭ и ГИА. Дистанционные занятия с профессиональными репетиторами дадут более глубокие знания по предметам и помогут лучше адаптироваться к жизни после выпускного, ведь им придётся устанавливать социальные отношения с волонтёрами фонда. Фонд готов создать инфраструктуру под этот проект для 10 учреждений, то есть не менее 250 детей получат доступ к качественному образованию и смогут чётко определиться с жизненными планами.

То есть будущее 250 детей мы можем обменять на 1 млн. 737 тыс. рублей, меньше 150 тыс. рублей в месяц. Хотя то, что им может дать этот проект, вряд ли вообще можно измерить любыми деньгами.


Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку!