Родители не всегда сразу замечают, что с их детьми что-то не так. Или замечают, но не признаются в этом даже себе — ну подумаешь, ребенок все время бегает, и не может сидеть на одном месте дольше минуты. Чтобы накормить его, бабушкам и дедушкам приходится бегать по всей кухне с тарелкой: «Он же у нас просто энергичный и будет спортсменом!»

«Подумаешь, моя девочка не хочет разговаривать с другими детьми в садике, и кусается, если они к ней подходят. Да, она же просто умнее, чем все дети! Ей с ними не интересно»

«Близнецы не разговаривают до четырех лет? Ну и что? Они же понимают друг друга, им никто не нужен»

Признать, что семья со своим ребенком не справляется, и пойти за помощью к специалистам очень сложно и страшно. Его же там залечат, замучают, наркоманом сделают и в психушку положат. А людям как в глаза смотреть?! На самом деле, речь вообще не о диагнозах и не о лечении. В психологии и психиатрии есть такой термин — пограничные состояния. Это когда задержки и отклонения в развитии не критичны, корректируются учебными играми и занятиями или, в крайнем случае, курсом не тяжелых успокоительных или стимулирующих препаратов.

Называются такие дети — дети с особенностями развития. Их очень много. И большинству с каким-то особым подходом к себе никогда не сталкивались. И дело тут не только в отрицании родителей, (хотя и в нем тоже), но в, первую очередь, в том, что в России сколько-нибудь сформированная педагогическая система, готовая принять и подтянуть детей с особенностями развития, налажена только в крупных городах. В сельской местности такого института не существует вообще. На самом деле, этим детям и этим родителям могла бы очень помочь даже разовая консультация педагога-дефектолога, логопеда, психолога. Такая комиссия, которая поможет разобраться, как и чем отличается их ребенок. Научит с ним играть и делать упражнения, объяснит, какие книжки лучше читать.

«На самом деле, этим детям и этим родителям могла бы очень помочь даже разовая консультация педагога-дефектолога, логопеда, психолога»

А в более сложных случаях подскажет, где в райцентре найти специалистов для регулярных консультаций. Ведь дети с особенностями развития наверняка догонят своих сверстников. Вопрос только в том, сравняются они к первому классу школы или к десятому.

Поэтому педагоги из Кемеровской региональной общественной организации «Служба лечебной педагогики», запустившие проект «Мобильная команда детских специалистов «Перспектива», делают по-настоящему уникальную работу. Команда выезжает в выходные дни по письменной заявке родителей. Чтобы пригласить специалистов, должны объединиться родители 10-16 детей. Организатором такой встречи может быть педагог детского сада или школы, врач, или кто-то из родителей. Консультация будет проходить на базе образовательного учреждения или в библиотеке при Доме Культуры. В ходе встречи специалисты проводят экспресс-диагностику детского развития, а затем индивидуальную консультацию с родителем.

Опытному педагогу достаточно часа, чтобы понять, какие у ребенка проблемы. Малышу предложат просто поиграть — разложить по порядку картинки, собрать матрешку, составить небольшой рассказ или нарисовать свою семью. И по тому как он справится — будет ли играть или откажется, будет ли стараться выполнить задание или сразу потеряет интерес к нему — педагог составит для себя полную картину. Проблемы могут быть самые разные. Это и нарушенное поведение, задержка речевого развития и нарушенное звукопроизношение, грубое нарушение речи, нарушение познавательной деятельности; психологические нарушения у детей — детско-родительские отношения, семейные конфликты, возрастные детские кризисы; нарушение письменной речи и чтения, школьная «неуспешность»; инвалидность.

«Опытному педагогу достаточно часа, чтобы понять, какие у ребенка проблемы»

Педагог определит, на что нужно родителям и учителям сделать упор, чтобы помочь ребенку лучше подготовиться к учебе. И к жизни, в конечном счете. Важность такой консультации может быть не очевидна даже родителям, не говоря уже о тех, кто никогда не сталкивался с такими сложностями — «Ну что они там скажут?», «У нас просто сложный ребенок», «Все дети одинаковые». Или даже: «У нас вот ребенок послушный и умный потому что мы его правильно воспитываем. А эти Ивановы (Петровы, Сидоровы) просто все ему позволяют, вот он и распустился. И педагоги тут ни при чем». Это не так.

В первую очередь, консультация поможет родителям своего ребенка понять. Он бегает не потому что непослушный, а потому что просто не может остановиться из-за возбуждения нервной системы. Он не говорит не потому что ему нечего сказать, а потому что мышление у него образное, а не словесное. Русский язык ему придется учить как иностранный. На это уйдет время, но он его выучит. Ребенок не вредный или с трудным характером,  а просто для него все новое становится не приключением, а испытанием. Он пугается, отсюда агрессия и капризы. Педагоги из проекта «Мобильная команда детских специалистов «Перспектива» очень хотят помочь таким малышам и таким родителям научиться общаться, понимать друг друга, играть вместе и быть счастливее. Для этого им нужно оплачивать транспорт, развивающие материалы, какие-то совсем мелкие расходы. Давайте мы им поможем?

 


Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку!