Глазами мигранта

Собрано
391 007 r
Нужно
390 000 r

Сбор средств окончен

Здравствуйте, меня зовут фрау Вишневецкая, и я легальный мигрант. Полгода назад я, устав от московского стресса, переехала с тремя детьми в немецкий город Бонн, чтобы пожить нормальной жизнью и походить на нормальную работу с нормальной зарплатой. Я подумала, что будет неплохо, если дети проведут учебный год на берегу Рейна, познакомятся с европейскими ценностями, а там посмотрим.

Казалось бы, все прекрасно, но сначала все было совсем не прекрасно. Мои дети вообще не поняли, в чем дело. Когда я их в первый день отвела в школу, они чуть ли не набросились на меня с кулаками: «Забери нас отсюда немедленно, мы тут ничего не понимаем!». Еда в школьной столовой казалась им отвратительной. Они ничего не ели и называли всех немцев сумасшедшими. Им было грустно и одиноко. Слава богу, их трое — на переменах они, не сговариваясь, встречались под сухим деревом на школьном дворе и общались только друг с другом, маленькая грустная нацбанда.

«Когда я их в первый день отвела в школу, они чуть ли не набросились на меня с кулаками: «Забери нас отсюда немедленно, мы тут ничего не понимаем!».

Школа, надо отдать ей должное, делала все, чтобы переход в чужеродную среду не был слишком болезненным. Никто не требовал от моих детей немедленно включиться в ритм немецкого учебного процесса, никто не заставлял их заниматься по той же программе, что и одноклассники. Мой старший сын вообще первые три месяца на всех уроках занимался исключительно рисованием — и учителя относились к этому с пониманием.

Все, включая меня, думали, что «само пройдет» и «само придет». Но ничего не приходило и не проходило. Вот как выглядела попытка учительницы первого класса познакомить моего шестилетнего ребенка с немецким языком.

— Хозе, — сказала фрау Вайзер, указывая на штаны.
— Штаны, — мрачно ответил мой сын.
— Нет, не штаны, а Хозе! — сказала фрау по-немецки.
— Штаны, — угрюмо заявил ребенок.

Фрау Вайзер позвала сотрудницу, которая знает русский — «Объясните ему, что здесь Германия, здесь все говорят по-немецки». «Он просит передать вам, что будет учить немецкий, только если вы в ответ на это готовы учить русский», — перевела сотрудница.

На этом попытка закончилась. Фрау Вайзер — хороший человек и профессиональный педагог. Но у нее еще 25 детей в классе — да и не будет же она, в самом деле, учить русский, а также китайский, арабский, финский, испанский, турецкий и урду только потому, что у нее в классе оказались дети этих национальностей. В нашей школе доля иностранцев ровно такая же, как во всей Германии — 15 процентов.

«…у нее еще 25 детей в классе — да и не будет же она, в самом деле, учить русский, а также китайский, арабский, финский, испанский, турецкий и урду только потому, что у нее в классе оказались дети этих национальностей»

А потом появился Дедушка.

Школа нашла его через некоммерческую организацию, которая помогает пенсионерам обрести какой-нибудь смысл жизни, кроме путешествий и развлечений. Она устраивает пожилых людей на работу, за которую они не получают денег, но при этом делятся опытом, приносят пользу и вообще делают что-то осмысленное.

Дедушка — бывший учитель и скучает по работе в школе. Было решено, что с упрямыми русскими детьми он будет заниматься индивидуально, с каждым по отдельности. Вот как выглядел первый урок дедушки с моей восьмилетней дочерью.

— Тюр, — сказал Дедушка и показал на дверь.
— Дверь, — сказала девочка.
— Тфэр? — неуклюже повторил Дедушка.
— Правильно! Дверь! — расцвела девочка.
— Руссиш — Твэр, Дойч — Тюр? — уточнил Дедушка.
— Точно! Дверь — Тюр!

Контакт состоялся. Дверь приоткрылась.

Я не могу сказать, что после этого все немедленно преобразилось. Все преобразилось медленно. Дедушка приходил на пару часов в неделю. Он научил моего младшего сына завязывать шнурки. Он раскрашивал с моей дочкой нарисованные звездочки. Однажды он принес на занятия ящерицу и лягушек, которых поймал в близлежащим болоте. Казалось, они занимаются вовсе не немецким. Но позиция детей скорректировалась — теперь «все немцы сумасшедшие, кроме Дедушки». Потом к кругу избранных добавилось еще пара человек, потом появились приятели, и так далее. Прошло еще месяца три, прежде чем я увидела, что это было не зря.

Не буду рассказывать дальше, чтобы не сглазить. Похоже, дети адаптировались, и, если мы останемся еще на какое-то время, следующий учебный год они смогут начать наравне со всеми.

Не буду рассказывать дальше, потому что теперь хочу представить себе, что было бы, если бы меня звали не фрау Вишневецкая, а гражданка Фатима Буйаши, и была бы я гражданкой не России, а Ливии. А принимающей страной была бы не Германия, а Россия, куда я приехала бы не от хорошей жизни к еще лучшей, а от очень плохой к сносной. И у меня не было бы пути назад, а путь вперед был бы затуманен годами ожидания статуса беженца.

И вот допустим мои дети приходят в обычную районную школу в Москве. Их усаживают за парту, выдают им учебники. И вперед — вместе со всеми: «гнать, дышать, держать, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть, а еще терпеть, вертеть…» И все это для них — пустой звук. И нет никакого Дедушки, нет налаженной системы интеграции, нет базового понимания обществом того факта, что успешная интеграция мигрантов важна прежде всего для принимающей страны, чтобы они не изолировались, не превратились в банду, не создали нишу для существования людей второго сорта.

«…нет базового понимания обществом того факта, что успешная интеграция мигрантов важна прежде всего для принимающей страны»

В России для детей мигрантов ничего такого нет. В лучшем случае, они сталкиваются с равнодушием, в худшем — с легким недоумевающим раздражением. В совсем плохом — с травлей и проявлениями ксенофобии. Но даже если учителя нормально относятся к приезжим, у них просто физически нет ресурса, чтобы возиться с каждым отдельно и раскрашивать звездочки. С детьми мигрантов работают по общей программе — им и так, считай, повезло. Не факт, что в Афганистане и Ливии они вообще ходили бы в школу.

И вот поэтому — наконец, перехожу к делу, — в Москве имеется Центр обучения и адаптации детей мигрантов при комитете «Гражданское содействие». В каком-то смысле он заменяет Дедушку. Только там, наоборот, работают совсем молодые ребята, которые тоже испытывают нехватку смысла жизни. Они раскрашивают с детьми звездочки и ходят в музеи, играют в «мемори», пишут вместе с ними письма Бэтмену и Спайдермену, пьют с ними чай — но вообще-то это все часть образовательного процесса.

Цитата из методички, девушка-волонтер рассказывает о своей работе: «А это что?—Груша.—А это?—Не знаю.—А как по-чеченски?(узбекски, таджикски, киргизски)—Тоже не знаю… По-русски «слива»—О, я вспомнила! По-чеченски похоже! А как назвать одним словом грушу, сливу и яблоко?—Вкусное. —Ага, точно. Но бывают же люди, которые не любят яблоки. Как назвать точнее? —Фрукты! —Точно. А какие фрукты ты еще знаешь?»..

Цитата из той же методички, через несколько страниц: «Если вы дочитали до этого места—срочно идите к нам работать! Занятия проходят четыре раза в неделю: по вторникам-четвергам-пятницам с 16до 20 (21, 22, 23…), по субботам—с 10 до 18. Расписание плавает. Все занятия индивидуальны, то есть подбирается пара учитель-ученик, и дальше они как-то так учебно взаимодействуют в меру своих сил и возможностей».

Так вот почему я, находясь в Бонне, пишу эту колонку. Центру нужны волонтеры. И еще Центру нужны деньги. Не на оплату работы — ребята вкалывают там на добровольных началах, ради смысла жизни. Деньги нужны на аренду помещения, на сладости к чаю, на проездные для детей, которые живут далеко, на коммунальные услуги. В среднем каждый месяц им нужно где-то находить порядка 50 тысяч. На самом деле, это копейки — я подозреваю, что на адаптацию каждого из моих детей в пересчете на рубли немецкое государство тратит примерно столько же.

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких Дел» вам на электронную почту? Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку!

Материалы по теме

Помогаем

Центр «Сёстры» Собрано 8 030 099 r Нужно 8 999 294 r
Гостевой дом Собрано 2 444 595 r Нужно 2 988 672 r
Всего собрано
375 824 850 R
Все отчеты
Текст
0 из 0

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: