Самые важные тексты и срочные новости от «Таких дел» в моментальных уведомлениях
Подписаться

Без привязанности не прожить

Помогаем
Дети наши

Чувство привязанности не является врожденным, оно приобретается. На оно нравится, но мы, взрослые, как ни крути, можем прожить и без него, если нет взаимности, если нас кинули, предали, променяли на кого-то другого. Кто-то соберет волю в кулак и будет просто жить с болью в сердце, кто-то переключится на что-то или, опять же, кого-то другого. Словом, поступит в зависимости от того, насколько была сильна эта самая привязанность, и в зависимости от собственных нравственных представлений…

А вот у детей все наоборот. Им испытывать чувство привязанности необходимо. Причем, с самого раннего возраста. К маме, папе или одному из них. Родители должны быть центром их маленькой вселенной, а для родителей аналогичным центром должен быть их ребенок. Иначе… Иначе без этой взаимной привязанности дети просто не имеют шансов стать нормальными людьми. Ну, то есть не смогут по-настоящему, когда вырастут, полюбить других, нести ответственность, понимать собственные чувства и чувства других, проникаться чужой болью, быть отзывчивыми, чуткими, контролировать свои эмоции, выстраивать взаимоотношения. От привязанности к взрослому зависит, в конце концов, их чувство безопасности, их восприятие окружающего мира. И, что не менее важно — нарушение привязанности может оказать влияние не только на социальные контакты ребенка – развитие совести, чувства собственного достоинства, способности к эмпатии, но вносит свой вклад и в задержку эмоционального, физического и умственного развития ребенка. Одним словом, дети просто перестают развиваться.

«не смогут по-настоящему, когда вырастут, полюбить других, нести ответственность, понимать собственные чувства и чувства других, проникаться чужой болью, быть отзывчивыми, чуткими»

Понятно, что от отсутствия привязанности чаще всего страдают воспитанники детдомов и интернатов. И чаще всего – страдают они от этого с самого рождения – многих ведь взрослые предают еще в роддоме. И о предательстве эти маленькие человечки будут знать уже все, а вот о чувстве привязанности… Да, воспитателей и педагогов у них много, а вот одного единственного взрослого – человека, который бы с ним часто бывал, разговаривал по душам, играл, делал уроки – нет. А потому не к кому и привязаться. И как следствие – комплексы, забитость, страх чужих, недоверие, суровая борьба за выживание в коллективе…

Этой проблемой в США и Канаде заинтересовались еще в 80-х: среди специалистов, занимающихся проблемами устройства осиротевших детей в семьи, довольно популярным стал термин «расстройство чувства привязанности (нарушение привязанности)». Этим явлением ученые и объясняли многие трудности, возникающие в семьях, которые усыновили или взяли на воспитание в семью детей старше 3-х лет. Нарушение привязанности возникает, когда ребенку не хватает личного внимания взрослых, когда его попытки построить со взрослым близкие отношения не находят ответной реакции. К сожалению, сама система коллективного воспитания в домах ребенка препятствует возникновению устойчивых эмоциональных связей с постоянным взрослым: большое количество малышей одного возраста в группах мешает необходимому индивидуальному взаимодействию, персонал в домах ребенка работает посменно и часто меняется.

«сама система коллективного воспитания в домах ребенка препятствует возникновению устойчивых эмоциональных связей с постоянным взрослым»

Проблема еще и в том, что последствия нарушения привязанности сложно скорректировать в более взрослом возрасте, а также, зачастую, это является препятствием для принятия ребенка в семью и усложняет адаптацию в новой семье.

Нет, конечно, стоит оговориться: если ребенок попадает в детское учреждение в возрасте 1,5 – 2 месяцев и с ним там общается постоянная нянечка или воспитатель, то при усыновлении в возрасте до 5-6 месяцев привыкание к приемной семье будет достаточно простым. Но если ребенок попадает в казенное учреждение, скажем, в 9 месяцев или в 1,5 года, и ему со стороны персонала не уделяется какое-то отдельное от всех других малышей внимание, то сложностей при усыновлении не избежать.

«со стороны персонала не уделяется какое-то отдельное от всех других малышей внимание, то сложностей при усыновлении не избежать»

В 2009 году в России тоже задумались о том, как помочь ребятам в детдомах приобрести это чувство привязанности. Задумалось, конечно, не государство, а волонтеры из Нижегородской области. Решение, которое предложил благотворительный фонд «Дети наши» заключалось в том, чтобы организовать на базе дома ребенка такую работу добровольцев, когда один взрослый регулярно и на протяжении длительного времени общается с одним малышом. Без всякой искусственности, игры и притворства, а по-настоящему. Проект получил название «Шаг навстречу». Всего с июня 2009 по декабрь 2013 в нем приняли участие 152 ребенка из 4-х домов ребенка Нижегородской области. Уже после создания первых пар «волонтер-ребенок» воспитатели детдомов отмечали улучшение эмоционального состояния детей. А эксперты, детские психологи и неврологи, провели оценку эффективности проекта: позитивные изменения в развитии наблюдались у 20 детей из 24. А затем пошли еще большие результаты – благодаря волонтерам малышей стали усыновлять.

Вот всего лишь несколько конкретных историй.

Максим попал в дом ребенка в 1 годик. Несмотря на «нормальное» состояние здоровья его облик воспитатели описывали так: «Тростиночка, ну прямо ребенок из Освенцима, в глаза не смотрит, никаких желаний не выражает!». Именно таким ребенка и видели потенциальные приёмные родители – и отказывались его брать. Его посмотрели 2 семьи – и написали отказ от усыновления. А с весны 2011 года к Максиму стала приходить волонтер Лариса. Не сразу, но спустя полгода ребенок «оттаял». Он начал капризничать, выражать недовольство плачем, и даже драться с другими детьми! Но, в то же время, он стал больше улыбаться, смотреть в глаза, проявлять инициативу. В общем, он стал больше похож на обычного ребенка… В результате, к концу года с Максимом приехала познакомиться семья. И на этот раз они захотели взять его к себе!

«Тростиночка, ну прямо ребенок из Освенцима, в глаза не смотрит, никаких желаний не выражает!»

Другой мальчик — Мишаня — до знакомства со «своим» волонтером (это произошло спустя 7 месяцев после попадания в дом ребенка, ему тогда был 1 год и 1 месяц) избегал общения со взрослыми и детьми, держался в стороне ото всех. Аня, молодая и очень активная девушка, приходила к Мишане 1-2 раза в неделю и настойчиво, без устали с ним играла. Мишаня начал отвечать Ане не сразу. Аня вспоминает трепетную историю, как она поняла, что что-то значит для ребенка: уже подошло время ей уходить, Аня начала надевать сапоги. И тут Мишу как прорвало – он разревелся. Аня берет его на руки – он успокаивается. Ставит на пол (сапог надеть-то надо!) – он снова в слёзы. Аня пробует вручить Мишу другому взрослому, что оказался рядом – «ни в какую». А до этого в игре он был «такой букой».

Аня знала: просто надо дать ребенку понять, что они одно целое, сделать что-то вместе – что-то, что нравится ребенку: постучать, поперебирать формочки, разбросать карандаши, похулиганить…

«Аня знала: просто надо дать ребенку понять, что мы одно целое, сделать что-то вместе – что-то, что нравится ребенку»

Именно Аня познакомила Мишаню с его новыми мамой и папой – спустя 10 месяцев общения с ребенком. На первых встречах с новыми родителями Миша привычно сторонился незнакомых ему взрослых. И тогда на встречи стала приходить Аня. Она начинала игру с Мишей, а потом потихоньку подключала родителей. И Миша смог им раскрыться, довериться – ведь это друзья его Ани!

И, в конце концов, общение с волонтером позволило малышу восстановить доверие к взрослым и легко адаптироваться в новой семье.

То есть волонтеры играли роль «проводника» для ребенка между его жизнью в учреждении и жизнью в семье. Что интересно: иногда волонтеры так привязываются к ребенку, что сами усыновляют его. Нередки и случаи, когда волонтёры продолжают сопровождать ребенка, которого так и не усыновили родители, в следующем учреждении. Тем самым, они становились единственным стабильным элементом в его жизни, полной изменений, на которые ребенок не мог никак влиять. Часто происходит и так, что волонтёры, которые участвовали в знакомстве ребенка и родителей, помогают на первых порах приёмным семьям и малышу адаптироваться друг к другу дома.

В этом году, как и в предыдущих, фонд «Дети наши» продолжил поддерживать проект «Шаг навстречу» в домах ребенка Нижегородской области. Но столкнулся с ожидаемой проблемой: количество детишек, которые будут общаться со «своим» волонтером, увеличивается не по дням, а по часам. Сейчас таких малышей порядка 90 детей. А вот волонтеров на всех уже не хватает. Чтобы привлечь еще больше волонтеров, которых кто-то должен набирать, обучать, координировать. Чтобы они приходили к детям не тогда, когда у них есть свободное время, а регулярно. Плюс – каждые 3 месяца нужны деньги на оплату тренингов и консультаций для волонтеров, которые дистанционно и очно проводят эксперты и детские психологи. Плюс – платить за проезд, проживание и гонорар самим экспертам. Ну и необходимы средства на оплату работы бухгалтера и координатора проекта в Фонде, а также на техническое обеспечение.

Всего бюджет проекта — 590 708,68р., из них необходимо собрать: 384 850р. Давайте сделаем так, чтобы детских и родительских привязанностей в нашей стране хоть на немного стало больше. Без привязанностей ведь не прожить. И особенно — детям.

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку!

Помочь

Сбор средств для проекта «Шаг навстречу» завершен. Поддержите постоянную работу благотворительного фонда «Дети наши», оформите ежемесячное пожертвование:

Сбор средств для проекта «Шаг навстречу» завершен. Поддержите постоянную работу благотворительного фонда «Дети наши»:

VISA, MasterCard, Яндекс.Деньги, QIWI, WebMoney Напомнить сделать пожертвование

Перевести для проекта Шаг навстречу

изменить

Личные данные

Выберите способ оплаты

Отправьте SMS на короткий номер: 3443 с текстом сообщения: SOS 112 500

«112» — идентификатор пожертвования благотворительного фонда «Дети наши», а «500» — сумма в рублях.

Обратите внимание, что между идентификатором и суммой обязательно должен стоять пробел!

Услуга доступна для абонентов

Комиссия с абонента — 0%. Подробнее условия для абонентов
Пожертвование осуществляется на условиях Публичной оферты

Скачайте и распечатайте квитанцию, заполните необходимые поля и оплатите ее в любом банке.

Скачать квитанцию

Пожертвование осуществляется на условиях Публичной оферты

Напомнить сделать пожертвование

Напомнить Напоминать сделать пожертвование в другое время
Материалы по теме

Помогаем

Живой Собрано 8 949 524 r Нужно 10 026 109 r
Всего собрано
459 392 209 R
Все отчеты
Текст
0 из 0

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: