Национальное бедствие и личная беда

Помогаем
Шаг навстречу
Собрано
391 460 r
Нужно
384 850 r

Сбор средств окончен

1

В нормальном состоянии человек, например, старается доверять другим людям. В этом – доверие исключено, и в любом постороннем видишь прежде всего врага. В нормальном состоянии человек даже в ситуации конфликта сохраняет способность к поиску конструктивных вариантов решения проблемы. В этом – при первой же возможности прибегает к агрессии. В нормальном состоянии человек автономен и ориентирован на самоконтроль. В этом – заинтересован в постоянном контроле извне и при отсутствии такого контроля теряется. В нормальном состоянии человек ощущает себя частью временного потока, помнит прошлое, планирует будущее. В этом – привязан к настоящему. Горизонт его планирования – несколько недель, в лучшем случае. В этом состоянии человек не может оценить себя, не доверяет себе еще больше, чем прочим, но, парадоксальным образом, зависит от внешних оценок. «Мы» для него важнее, чем «Я». В этом состоянии человек не действует, не творит, а приспосабливается, никаких средств не гнушаясь.

«В нормальном состоянии человек ощущает себя частью временного потока, помнит прошлое, планирует будущее. В этом – привязан к настоящему»

Как будто читаешь комментарий к какому-нибудь социологическому опросу, правда? Как будто перед нами – краткое описание тех самых причин, которые порождают все беды в политике, делают возможным произвол властей и ликвидацию гражданских свобод без ощутимого сопротивления со стороны граждан.

На самом деле, это краткое описание состояния депривации, развивающегося, в частности, у детей в детских домах. Потому что люди вокруг – всегда одни и те же, и всегда – чужие, даже если добрые и чуткие (что, как мы, к сожалению, знаем, случается не всегда). Потому что просто не у кого учиться тем мелочам, которые позволяют свободно ориентироваться в обыденности и не воспринимать мир как населенные чудовищами джунгли. Неоткуда узнавать все то, что в семье ребенок узнает исподволь, сам того, может быть, не замечая. Чему родители учат, и не думая специально научить. Что в семье – естественная часть жизни, и что позволяет, повзрослев, спокойно в эту жизнь встроиться.

«не у кого учиться тем мелочам, которые позволяют свободно ориентироваться в обыденности и не воспринимать мир как населенные чудовищами джунгли»

Хотя, почему же «на самом деле»? Аналогия вполне рабочая, когда вокруг – твоя, но не твоя страна, совсем к тебе не добрая. Страна, в которой попытка выйти за рамки внешнего контроля в любой момент может оказаться уголовным преступлением, в которой планы строить – только людей смешить. Страна, населенная вечными детьми, которым и неоткуда было усваивать привычки нормального человеческого общежития.

Тут бы и разрыдаться от законной жалости к себе, но всегда существует «но».

2

Любая аналогия, как бы удачно и точно ни описывала она наши беды, столкновение с реальностью выдерживает плохо. Особенно если это реальность чужой беды. Все, что сказано абзацем выше про жизнь в России – про жизнь любого человека в России – конечно, правда. Можно даже в написанном выше определенную игру ума, не лишенную изящества, усмотреть. Но все это изящество ломается, совершенно становится никчемным, если просто попытаться себе представить жизнь ребенка в детском доме.

Нас, конечно, страдальцев, лишили права влиять на власть, которого у нас, впрочем, никогда не было, и тут тайна – как можно лишиться того, чего не имеешь. Заодно нас лишили норвежской лососины. А, между прочим, лишение благ, к которым сформировалась долговременная привычка, тоже может вызвать состояние депривации. Но детям в детдоме лишаться нечего – они с самого начала, без всякой вины лишены элементарнейших возможностей, которые у нас с вами были. Которые по праву рождения нам достались без всяких заслуг.

«между прочим, лишение благ, к которым сформировалась долговременная привычка, тоже может вызвать состояние депривации»

Мы учились жить, общаясь с родными. Мы через их любовь постигали тонкости мироустройства, не прилагая к этому никаких усилий. Мы вышли в мир готовыми к этому миру и неплохо в нем устроились, раз гипотетическая разлука с испанским хамоном заставляет нас испытывать невыносимые страдания.

Мы да, а они нет. Потому что воспитатель – даже любящий дело свое и своих подопечных – все равно чужой человек. Усталый, занятой, у которого на каждого времени не хватает. Потому что вокруг – не свой дом, из которого выходишь в такой же не свой мир. И в окружающих видишь врагов, и жизнь подменяешь выживанием.

Они даже в глаза прямо смотреть не всегда умеют. Потому что мы у родителей учились не бояться прямого взгляда, мы с самого начала – раньше всего почти остального — узнаем, что прямой взгляд может и должен быть любящим. Они нет.

«мы у родителей учились не бояться прямого взгляда, мы с самого начала – раньше всего почти остального — узнаем, что прямой взгляд может и должен быть любящим»

Это большая беда. Это больше наших бед. И что бы с нами ни происходило – мы уже, просто потому, что так вышло, счастливее тех, кто рос без семьи.

Это и есть тот камень, о который аналогия ломается. То «но», которое мешает зациклиться на жалости к себе, такой, кстати сказать, приятной.

3

Есть люди, которые усыновляют чужих детей. Делают чужих своими. Пытаются сделать так, чтобы мир для них тоже чужим быть перестал. Мне всегда казалось, что это подвиг, а подвиг – удел не общий.

Есть и другие варианты. В Нижегородской области, в благотворительном фонде «Дети наши» придумали программу «Шаг навстречу». В рамках проекта уже четыре года создаются постоянные пары волонтер-ребенок. Работа серьезная. Замысел понятный. Добрый взрослый не раз в год на праздник приезжает с подарками послушать концерт, чтобы потом, на год или навсегда раствориться. Нет, он приходит к ребенку регулярно. Именно к ребенку, а не к детям, всегда к одному и тому же конкретному ребенку.

«…он приходит к ребенку регулярно. Именно к ребенку, а не к детям, всегда к одному и тому же конкретному ребенку»

И возникают те самые связи, которые, казалось бы, ребенку, лишенному семьи, не выстроить никогда. И появляются обычные, семейные почти привычки. А с ними – шанс на то, что став взрослым, ребенок сможет вписать в себя нормальную жизнь. Не станет изгоем. Не погибнет.

Программа работает в четырех домах ребенка, через нее прошли уже больше полутора сотен детей. Семерых усыновили волонтеры. Некоторые дружбу с волонтерами сохраняют, переходя из дома ребенка в детский дом. У подавляющего большинства детей, участвующих в проекте, врачи, психологи и сотрудники домов ребенка фиксируют улучшение психологического состояния. И, что удивительно, физического тоже.

«дружбу с волонтерами сохраняют, переходя из дома ребенка в детский дом»

Сейчас, чтобы проект продолжал жить и развиваться, нужны деньги. Чуть меньше четырехсот тысяч рублей. Просто подумайте: вы можете дать нескольким сотням детей шанс на нормальную жизнь в будущем, просто отдав им те деньги, которые все равно теперь не сумеете по независящим от вас причинам потратить на норвежскую семгу и французский камамбер.

Это же нам от судьбы подарок, а не детям.

4

И еще одно, напоследок, совсем короткое соображение. Мне всегда казалось, что есть в благотворительности, как ни удивительно, один неловкий момент.

Существуют, допустим, эти самые волонтеры, которые личное время тратят на общение с чужими детьми. Это работа, большая и тяжелая. Есть я, я просто вбиваю в форму несколько цифр, жертвую несколько сотен или тысяч рублей, и уже ощущаю себя почти равным им, — а они-то не рубли несчастные жертвуют, а кусок жизни. Как-то это нечестно, что ли.

Но тут надо помнить важную вещь: дело ведь не в грехе гордыни. Волонтеры герои, а мы нет, но нетяжелой своей жертвой, мы делаем, помимо прямой героям помощи, еще одно важное дело: восстанавливаем на уровне общества те самые связи, которые уничтожены государством, или даже те создаем заново, которых не было никогда. Делаем свою страну по-настоящему своей.

Это уже не мелочь. Ну, и если для вас это тоже не мелочь, тем более надо помочь волонтерам проекта «Шаг навстречу».

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких Дел» вам на электронную почту? Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку!

Материалы по теме

Помогаем

Всего собрано
353 899 497 R
Все отчеты
Текст
0 из 0

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: