У кого что болид

Фотограф Михаил Доможилов побывал на гонках тракторов, которые уже больше 10 лет проводятся неподалеку от Ростова-на-Дону

Фото: Михаил Доможилов
Гонка проходит по пересеченной местности — ямы, вода, щебень. Это не мешает пилотам тракторов развивать скорость до 70-80 километров в час.

Жара, грязища, грохот дизельных двигателей — Безумный Макс пришел бы в восторг, но мы не в обезвоженной Австралии, а в полях под Ростовом-на-Дону. 14 лет подряд здесь собираются трактористы со всей страны: и тут они не механизаторы, а пилоты гоночных тракторов.

«Бизон-Трек-Шоу» впервые провели в 2002 году, тогда набралось лишь десять участников. В нынешнем турнире участвовали 28 гонщиков, а за тем, как тракторы «Беларус» на немыслимых для сельхозтехники скоростях прыгали на трамплинах, зарывались носом в ямы с грязью и таранили горящие ворота, наблюдали 35 тысяч зрителей.

Пилотов на соревнования выставляют колхозные хозяйства — в мае-июне на полях как раз нет серьезной работы. Механизаторы начинают готовить тракторы за два-три месяца — ставят турбокомпрессоры, накручивают топливные насосы высокого давления, модернизируют трансмиссию. В качестве топлива — смесь бензина с авиационным керосином. Вокруг кабины монтируют металлический каркас — чтобы пилот не разбился вдребезги, если машина рухнет набок. Полируют диски, красят корпус. Гонки на тракторах — это, в первую очередь, красиво.

Турнир состоит из восьми этапов, каждый из них — отдельная трасса. Суммарная длина всех трасс — 11 километров. Тракторы стартуют парами с интервалом в полминуты. Некоторые трассы — это просто грунтовые дороги, засыпанные гравием, на некоторых заранее роют ямы с водой и грязью, насыпают трамплины и препятствия. На втором этапе вообще есть горящие ворота, в которые надо втиснуться во время гонки.

К концу соревнований на трассе остаются только два пилота — в суперфинале они бьются до двух побед. В этом году верх одержал Али Ахметов из хозяйства ЗАО «Имени Ленина». 25 лет он за рулем трактора в качестве механизатора, а в последнее время — еще и гонщик. В 2013 году Али взял бронзу, в 2014 — серебро, и вот в этом наконец-то победил.

«Страха чтоб не было — это самое главное. Такой трактор на скорости удержать — это очень жестко, — говорит Али. — Все ж таки габарит большой, и никакой амортизации нет. Трясет капитально, по кабине летаешь — это что-то! Но ничё — первые два заезда страшно, а потом в азарт входишь».

Ахметов рассказывает, что несколько месяцев до старта он вместе с другими механизаторами готовил свой «болид»: утром работал в поле, а после этого до двух-трех часов ночи лежал под брюхом трактора.

«Все-таки в этом году я заслужил победу, — рассуждает Али. — На трассе нелегко было — очень достойные соперники. Вообще, мы там друг к другу очень хорошо относимся, все ребята молодцы».

Кабина трактора — это герметично запаянная со всех сторон коробка — так внутрь не попадает грязь и вода. На тридцатиградусной жаре «Беларус» превращается в адскую печку, ревущий крематорий на колесах.

«Просто нужно быть без башки, чтобы в этом участвовать», — разъясняет тракторист Вадим Бокша, который вместе с Али вышел на трассу от ЗАО «Имени Ленина». Бокша — дебютант, и, хотя он не взял призовое место, его заезд вышел самым ярким.

На одном из этапов Бокша шел первым к финишу, и, когда до него оставалось несколько метров, трактор приземлился на одно колесо, стойка треснула, и машина рухнула на бок. Фотограф Михаил Доможилов, снимавший гонку для ТД, даже побоялся подойти ближе к вылезшему из кабины Бокше:

«У него была дикая злость — он же мог быть в пятерке лучших. Он вылез весь в крови, озверевший, снял шлем и швырнул с такой силой, что тот разлетелся на части».

На праздник грязи и бензина местные жители приходят с семьями: «Бизон-Трек-Шоу» — это уже не просто местечковое соревнование механизаторов. Помимо гонок на огромном поле дюжина развлечений: от перетягивания каната и метания гирь до гонок на педальных тракторах для детей.

За первые два места хозяйства-победители получают по трактору, за третье и четвертое — разбрасыватели удобрений. Организаторы отдельно награждают каждого пилота, например, Бокша за экстремальное вождение получил бензопилу, набор гаечных ключей и кубок.

Пилоты вернутся на ростовское поле через год, чтобы снова нырять в грязь, взлетать в воздух и быть не просто механизаторами, а безумными гонщиками российского бездорожья.

Текст: Евгений Берг

Фото: Михаил Доможилов
Большая часть тракторов принадлежит хозяйствам. В 2015 году здесь сражались механизаторы из Ростовской, Московской, Свердловской областей, Краснодарского и Ставропольского краев и Крыма.
Фото: Михаил Доможилов
Почти все эти тракторы в мирное время заняты на сельхозработах. Впрочем, есть и исключения — некоторые машины механизаторы берегут исключительно для гонок.
Фото: Михаил Доможилов
Фотограф Михаил Дорожилов, объехавший перед соревнованиями несколько хозяйств, рассказывает, что «у трактористов отменное чувство юмора, они очень много курят, не бухают, сидят на кортах. О женщинах — только с уважением. Едят цибулю, сало и мороженое, запивая лимонадом».
Фото: Михаил Доможилов
Трактористы тюнингуют машины на свой вкус. Единственное, что по регламенту запрещено трогать — это тормоза и рулевую систему. Перед стартом все тракторы обязательно проходят инспекцию Гостехнадзора.
Фото: Михаил Доможилов
Пилоты и механики тратят много времени, готовя машины к старту. Возраст некоторых тракторов переваливает за 30 лет, но пилотов это не смущает. «Это же неубиваемая техника», — говорят они.
Фото: Михаил Доможилов
Топливо тоже подвергается моддингу — бензин мешают с соляркой, керосином, добавляют различные присадки. Личный рекорд скорости самого быстрого участника гонок — 105 километров в час.
Фото: Михаил Доможилов
Кабину гоночного трактора монтируют так, чтобы внутрь не попадала грязь с трассы. Впрочем, как говорят гонщики, после пары рвов с водой вся кабина все равно насквозь мокрая.
Фото: Михаил Доможилов
Помимо инженерных решений — специальных дуг и ремней безопасности — организаторы страхуют каждого гонщика на миллион рублей.
Фото: Михаил Доможилов
На жаре — а температура в день соревнований подскочила до 30 градусов — кабина трактора превращается в парник.
Фото: Михаил Доможилов
Али Ахметов со своим трактором Кормильцем.
Фото: Михаил Доможилов
Среди участников шоу есть новички, а есть и матерые механизаторы, проработавшие за рулем по тридцать лет. Самому старшему участнику гонок — 65 лет.
Фото: Михаил Доможилов
Трасса не слишком отличается от российских проселочных дорог. Любой городской автомобиль тут не то что встанет намертво, а попросту утонет.
Фото: Михаил Доможилов
На соревнования съезжаются не только работники хозяйств, приезжают и городские жители. Последние четыре года аудитория шоу стабильно переваливает за 30 тысяч человек.
Фото: Михаил Доможилов
На этапе № 2 организаторы поставили горящие ворота — зрители обожают эту часть соревнований. Один из тракторов сшиб опору, но горящее крыло довольно быстро потушили.
Фото: Михаил Доможилов
Вадим Бокша вылезает из опрокинувшегося перед финишем трактора.
Фото: Михаил Доможилов
Бокша сетует на стойку переднего колеса: мол, он с командой сто раз перебрал трактор, а все равно попалась бракованная деталь.
Фото: Михаил Доможилов
Соревнования начинаются в 10 утра, а к двум часам дня все этапы завершаются.
Фото: Михаил Доможилов
Али Ахметов (слева) принимает поздравления от фанатов. Он говорит, что помимо работников его хозяйства, к нему подходили и совсем незнакомые люди — восхищались, выражали поддержку.
Фото: Михаил Доможилов
Хозяйство ЗАО «Имени Ленина», от которого выступали Бокша и Ахметов, каждый год обязательно устраивает праздник в честь гонок на тракторах — вне зависимости от результата.
Фото: Михаил Доможилов
В следующем году «Бизон-Трек-Шоу» снова пройдет на полях Придонья.

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких Дел» вам на электронную почту? Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку!

Материалы по теме

Помогаем

Всего собрано
353 419 327 R
Все отчеты
Текст
0 из 0

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: