Объективная реальность

Фото: Елена Аносова/фотоконкурс "Прямой Взгляд"

Жюри фотоконкурса «Прямой взгляд», организованного Сахаровским центром и Центром документальной фотографии FOTODOC, объявило победителей.

«Фотографии не могут создать моральную позицию, но могут ее подкрепить — или способствовать ее зарождению», — писала Сьюзан Зонтаг в эссе «О фотографии». Фотографы, приславшие свои проекты на конкурс «Прямой взгляд», организованный Сахаровским центром и Центром документальной фотографии FOTODOC, рассчитывают именно на это. Их фотографии рассказывают о военном конфликте, геноциде, проблемах взаимоотношений человека с обществом и государством, защите человеческого достоинства. Об этом уже написаны тысячи статей, в том числе и в Конституции, и во Всеобщей декларации прав человека ООН. Но один кадр может рассказать гораздо больше.

С 30 сентября фотопроекты победителей можно будет увидеть на выставке в Сахаровском центре.

Номинация «Проблемы»

В этой номинации участвовали фотопроекты, которые раскрывают проблемы, возникающие у человека в современном обществе.

Первое место

Татьяна Виноградова (Россия, Санкт-Петербург)

Проект «Дни меланхолии»

Петербургский фотограф Татьяна Виноградова сделала серию портретов представителей сексуальных меньшинств, акцентируя внимание зрителей на состоянии тревоги и подавленности, которые испытывают ее герои в современных условиях.

http://www.tatianavinogradova.com

«Я единственный сын своих родителей. Рассказав им, что я гей, для себя я ничего не приобрету, а их очень расстрою. Весь смысл их жизни — бац… и, получается, гнилой».
Фото: Татьяна Виноградова/фотоконкурс "Прямой Взгляд"
«С матерью не общаюсь года три. Причина в ее гомофобии. Она сказала, что таких как я, нужно убивать, сжигать, кастрировать. Это пошатнуло все, что я о ней знал и когда-либо к ней чувствовал. Странно, что меня воспитал такой человек. Как я вообще мог родиться у нее?»
Фото: Татьяна Виноградова/фотоконкурс "Прямой Взгляд"
«Помнишь, был такой журнал “Ровесник”? Мы каждый месяц с мамой ходили в киоск “Союзпечати”. И один раз на обложке был Брэд Питт напечатан. Не знаю, мне не нравится Брэд Питт… В общем, мама купила мне журнал, и я почему-то взял и поцеловал обложку. Не знаю, зачем я это сделал. Мама растерялась».
Фото: Татьяна Виноградова/фотоконкурс "Прямой Взгляд"

Второе место

Ксения Иванова (Россия, Санкт-Петербург)

Проект «На краю»

Фотограф Ксения Иванова исследует субкультуру современных петербургских панков, своих ровесников, родившихся в период перестройки.

http://kseniiaivanova.com

Концерт популярной в 90-х русской панк-группы в одном из клубов Петербурга.
Саня «Цой»: «Ты можешь спокойно называть себя панком, но при этом не быть анархистом, а быть просто antisocial (прим. ТД – антисоциальным), не придерживаясь никаких идей, мыслей и ловить только нигилистическую волну из всего этого. А что значит быть антисоциальным в наше время? Это значит стать либо дауншифтером, уйти в лес, куда-нибудь в Сибирь, и строить там себе хижину. Либо в современном обществе просто потреблять, воровать, пить… Большинство выбирает второй путь, потому что он попроще будет».
Фото: Ксения Иванова/фотоконкурс "Прямой Взгляд"
Оливер (22 года) после концерта: «Я вырос в небольшом сибирском городе, там туго было с панк-музыкой. Основная масса панк-сообщества того времени — это подростки, школьники, которые изначально выпали из общества, и у них полное непонимание того, зачем все это происходит, зачем все это делать. И их протест — это протест против школы, против семьи. И оно на самом деле и за***сь для тех времен было, я сам был таким. А если сейчас посмотреть, то это выглядело смешно: дрищеватые школьники какие-то, которые че-то кричат, бухают, потребляют триган, а потом еле ходят».
Фото: Ксения Иванова/фотоконкурс "Прямой Взгляд"
«Товарищ Кетчуп» стоит на балке, решаясь на прыжок. Он участвует в антифашистских и анархистских движениях России и не разрешает фотографировать свое лицо.
Саня «Цой»: «Я понимаю, что анархию я могу создать вот здесь в этой комнате с друзьями, а там, за дверью, — уже нет, там я часть этого общества потребления, этого капитализма, этого всего… и там вообще всем по ***, что я думаю, по большему-то счету. В данный момент мы можем создать небольшие анархистские ячейки и жить согласно общечеловеческим ценностям. Не материальным, не капиталистическим, а именно общечеловеческим. А основная ценность — жизнь, равноправие, любовь».
Фото: Ксения Иванова/фотоконкурс "Прямой Взгляд"

Третье место

Елена Аносова (Россия, Иркутск)

Проект «Отделение»

Серия Елены Аносовой рассказывает о женщинах, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.

http://anosova.com/

Проект «Отделение»
Фото: Елена Аносова/фотоконкурс "Прямой Взгляд"
Проект «Отделение»
Фото: Елена Аносова/фотоконкурс "Прямой Взгляд"
Проект «Отделение»
Фото: Елена Аносова/фотоконкурс "Прямой Взгляд"

Номинация «Конфликты»

Здесь были представлены проекты, где столкновение взглядов заканчивается противостоянием, подчас выходящим за рамки правил и норм.

Первое место

Максим Дондюк (Украина, Киев)

Проект «Культура противостояния»

Украинский фотограф Максим Дондюк зафиксировал то, что происходило на киевском Майдане осенью 2013 — весной 2014 годов.

http://maximdondyuk.com/

Противостояние между милицией и демонстрантами на Шелковичной улице во время штурма Верховной Рады. 18 февраля 2014 года.
Фото: Максим Дондюк/фотоконкурс "Прямой Взгляд"
Мирное противостояние между протестующими и спецназом длилось всю ночь. Ни одна из сторон так и не применила силу. Киев, 11 декабря, 2014
Фото: Максим Дондюк/фотоконкурс "Прямой Взгляд"
Во время очередного штурма Майдана милиция сожгла все палатки. 18 февраля 2014.
Фото: Максим Дондюк/фотоконкурс "Прямой Взгляд"

Второе место

Валерий Мельников (Россия, Санкт-Петербург)

Проект «Черные дни Украины»

В начале лета 2014 года фотограф Валерий Мельников приехал в Луганск, который был еще мирным городом. В течение нескольких месяцев город превратился в зону боевых действий.

http://valerymelnikov.com/

Местные жители спасаются от пожара, возникшего в результате авиационного удара вооруженных сил Украины по станице Луганская.
Фото: Валерий Мельников/фотоконкурс "Прямой Взгляд"
Боец народного ополчения Донбасса во время тренировки на пограничном пункте пропуска «Красный партизан».
Фото: Валерий Мельников/фотоконкурс "Прямой Взгляд"
Ребенок в салоне автобуса на пограничном пункте пропуска «Изварино» в Луганской области.
Фото: Валерий Мельников/фотоконкурс "Прямой Взгляд"

Третье место

Рамиль Ситдиков (Россия, Москва)

Проект «Охота»

В 2014 году произошла серия убийств на дорогах Подмосковья: злоумышленники убивали водителей и пассажиров автомобилей, не забирая ничего. Убийц прозвали «Бандой ГТА» в честь знаменитой компьютерной игры. Серия Рамиля Ситдикова рассказывает о стрит-рейсерах, патрулирующих трассы в поисках преступников.

http://www.ramilsitdikov.com/

Молодые люди во время очередного рейда. Стрит-рейсеры провели серию ночных рейдов по поиску членов так называемой «Банды ГТА», совершающей убийства водителей на подмосковных трассах М4 и М5.
Фото: Рамиль Ситдиков/фотоконкурс "Прямой Взгляд"
Стрит-рейсеры проверяют документы у одного из водителей.
Фото: Рамиль Ситдиков/фотоконкурс "Прямой Взгляд"
Мужчина лежит на капоте автомобиля. Во время одного из рейдов был замечен автомобиль, подходящий под описание из ориентировки. При попытке проверить документы водитель и пассажиры оказали активное сопротивление.
Фото: Рамиль Ситдиков/фотоконкурс "Прямой Взгляд"

Номинация «Компромисс»

В номинацию «Компромисс» должны были отбираться фотографии, которые иллюстрируют разрешение конфликтной ситуации с помощью диалога, социальных изменений и реформ. В результате получилась подборка, которая иллюстрирует скорее прочность семейных связей даже  в самых трагических ситуациях — таких, в частности, как военные конфликты.

Первое место

Оксана Юшко (Россия, Москва)

Проект «Семья»

Серия фотографа Оксаны Юшко рассказывает о русско-украинских семьях в России и на Украине, о прочности человеческих и семейных связей в эпоху конфликта между государствами.

http://www.youok.ru/

Фотопроект, посвященный русско-украинским семьям, начался со снимка родителей Оксаны Юшко. Ее мать Энгелина Георгиевна — русская, отец Виктор Кузьмич — украинец. Они познакомились во время учебы в Харьковском государственном университете и живут вместе в Харькове больше 50 лет.
Фото: Оксана Юшко/фотоконкурс "Прямой Взгляд"
Валдис и Лейла: они поженились в марте в Москве и первую брачную ночь провели в гостинице «Украина». Валдис с двух лет жил в Киеве, Лейла из Красноярска. Они познакомились прошлым летом на Стрелке и с первого взгляда влюбились.
Фото: Оксана Юшко/фотоконкурс "Прямой Взгляд"
Ирина — россиянка, Александр из Украины, его родители и родственники живут в Черкассах. Александр познакомился с Ириной в 2006 году во время командировки. С тех пор они живут в Москве, в 2008 году у них родился сын.
Фото: Оксана Юшко/фотоконкурс "Прямой Взгляд"

Второе место

Даниэле Вольпе (Италия, Рим)

«Гватемальский геноцид племени Иксиль»

Итальянский фотограф Даниэле Вольпе рассказывает историю племени Иксиль, которое гватемальская армия планомерно преследовала и уничтожала. Было убито около 15 тысяч человек. Остатки племени скрылись в горах и «исчезли» на целых 10 лет.

http://www.danielevolpe.com/

Траншеи, вырытые судебными антропологами в Небахe. Фелисиана Берналь ищет труп своего годовалого сына, убитого 30 лет назад.
Фото: Daniele Volpe/фотоконкурс "Прямой Взгляд"
По дороге на кладбище, где будут погребены 77 жертв резни в Ковадонге.
Estrella Polar, Чахуль.
Фото: Daniele Volpe/фотоконкурс "Прямой Взгляд"
Жители деревни Ксекол в районе Чахуль встречают гроб с телом одного из убитых солдатами гватемальской армии в 1986 году.
Фото: Daniele Volpe/фотоконкурс "Прямой Взгляд"

Третье место

Мария Ионова-Грибина (Россия, Москва)

Проект «Армен»

Армен — приемный ребенок, инвалид с грыжей спинного мозга. Серия Марии Ионовой-Грибиной, снятая специально для ТД, рассказывает о его жизни в приемной семье.

http://www.ionovagribina.ru/

«Армен — человек способный любить, привязываться. Он нежный, сообразительный и веселый, никакой диагноз не может этого перекрыть».
Фото: Мария Ионова-Грибина/фотоконкурс "Прямой Взгляд"
«Женя очень много играет с Арменом в ролевые игры, слушает с ним пластинки, мы вместе ходим гулять на площадку».
Фото: Мария Ионова-Грибина/фотоконкурс "Прямой Взгляд"
«Однажды мы гуляли на площадке, и мальчишки стали смеяться над Арменом. Я даже не успела подойти, как Женя их разогнала и все им объяснила».
Фото: Мария Ионова-Грибина/фотоконкурс "Прямой Взгляд"

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

ПОДДЕРЖАТЬ

Вы можете им помочь

Всего собрано
294 038 472
Текст
0 из 0

>

Фото: Елена Аносова/фотоконкурс "Прямой Взгляд"
0 из 0

>

Фото: Елена Аносова/фотоконкурс "Прямой Взгляд"
0 из 0
Спасибо, что долистали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Поддержать
0 из 0
Листайте фотографии
с помощью жеста смахивания
влево-вправо

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: