В Петербурге помогают снизить процент детей, возвращенных в детские дома после усыновления
Дина, бывшая фигуристка, мечется по квартире, плачет, сползает по стене. Она слышит у себя в голове истерический голос Лады: «Мама, не отдавай меня обратно!»
Дина после травмы пошла подработать в детский дом, где вела уроки танцев. Там познакомилась с Ладой, тихой сиротой, которую избивали сверстницы. Дина стала опекуном Лады и забрала ее к себе. Потом в жизни Дины появился Глеб. Он захотел собственного ребенка, потому что Лада казалась ему чужой. Инопланетянкой. Недоразвитой. И он заставил Дину вернуть Ладу в детдом.
И вот Дина сползает по стене. Ее Ладу сейчас увозит в аэропорт на инвалидной коляске пара бодрых иностранцев, а Глеб валяется пьяный в дельфинарии. Он узнал от отца, что сам приемный. То есть, по его логике, — недоразвитый, инопланетянин.
По сюжету фильма «Свои дети», в котором сыграли талантливые Алексей Серебряков и Алена Бабенко, все закончилось хорошо. Лада вернулась к Глебу и Дине. Наверняка они жили долго и счастливо и, может быть, родили ребенка или усыновили еще одного, а то и двоих. В реальности Ладу или Петю, или Вову могли вернуть в детдом «насовсем» и, скорее всего, другой семьи для них бы не нашлось. И уж точно это не были бы иностранцы. Отказники тяжело переживают предательство взрослых. И люди, которые очень хотели стать родителями, не могут справиться с чувством вины и стыда.
На родительском форуме Санкт-Петербурга есть тема для фотографий приемных детей. Называется «Наши детки: до и после». До — это первая встреча в детдоме. После — уже в семье. Более двухсот страниц фотографий, где неулыбчивые, хмурые, не очень красиво одетые дети в зеленке превращаются в румяных, щекастых, с сияющими, красивыми, счастливыми лицами. И за каждым преображением стоит непростая история, о которой знают только родители.
Дети месяцами избавляются от привычек, приобретенных в детдоме. Съедают по две порции за раз и просят добавки. Впадают в ступор, когда им задают простые вопросы. Прячут вещи и воруют. Раскачиваются дома и на улице, когда напуганы или взволнованы. Так они успокаивают себя, потому что их некому обнять и защитить, потому что так они привыкли укачивать себя. Сколько материнских объятий нужно, чтобы ребенок перестал раскачиваться? Тысячи ежедневных объятий! И они могут не до конца помочь.
Чаще всего приемных детей возвращают именно из-за странных и вредных привычек. Когда ребенок раскачивается перед сном, крадет ваши вещи не потому, что они ему нужны, а просто так, когда грубит или врет, потому что боится, когда постоянно цепляется за руки и одежду, он проверяет вас. Вы бросите его, как все бросали? Останетесь? А это навсегда? Многие родители в такой ситуации чувствуют себя уязвимыми и неуверенными, поэтому с ними должны работать психологи.
На что нужны деньги Фонд «Нужна помощь» собирает средства для проведения одного полного цикла школы приемных родителей, который включает в себя: первичное психологическое консультирование по телефону горячей линии 200 человек, первичный прием, проведение шести установочных тренингов, а по итогам этих этапов — обучение 30 потенциальных родителей и дальнейшее сопровождение семей на этапе размещения ребенка.С 2011 года все потенциальные усыновители по закону обязаны пройти обучение в Школе приемных родителей. Одна из таких есть в Санкт-Петербурге, и существует она на средства благотворительного фонда «Родительский мост». Будущие родители выбирают ее неслучайно, — с 1997 года лучшие психологи разрабатывают здесь обучающие программы для мам и пап. Но школа работает только тогда, когда у фонда есть деньги.
Вы можете помочь детям, которые ждут родителей. У них пока нет фотографий «после», — первых фотографий, где они по-настоящему счастливы. В этом году школа готовится принять на обучение 30 семей и оказать им поддержку после усыновления. Это значит, что как минимум 10 детей смогут засыпать в собственной постели и крепко держать маму за руку.
Фонду нужны деньги, чтобы оплачивать работу психологов, тренеров и других специалистов. Каждые 100, 200, 500 рублей приближают одну семью к долгожданному ребенку, потому что даже дети со странными привычками могут быть своими.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
Помочь намПодпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»