Спектакль для прочистки мозгов

Текст: Тата Боева
Фото: Дмитрий Дубинский

Документальный спектакль «Прикасаемые», поставленный Евгением Мироновым в Театре Наций благодаря фонду «Со-единение», начинался как социальный эксперимент с участием зрячеслышащих и слепоглухих людей. Чем он стал для всех его участников, «Таким делам» рассказали актеры проекта

Не отвлекаться на видимое

Кирилл Быркин, артист театра Наций (постоянный участник спектакля)

До этой работы я, к своему стыду, даже не знал, что бывают люди с нарушением зрения и слуха одновременно. И скорее заинтересовался не как актер, а как человек. Почувствовал, что появляется возможность сделать что-то по-настоящему серьезное, важное.

Для начала понадобилось выучить русскую дактильную азбуку — переложение русского алфавита на пальцы рук. Научиться можно очень быстро, буквально за час. Я ездил в метро, читал рекламы и параллельно дублировал слова рукой. А письмо по ладони — так вообще проще простого. Оно при первом общении и помогло.

Кирилл Быркин (справа) в спектакле ПрикасаемыеФото: Дарья Нестеровская

Привыкать к новым партнерам было несложно, просто надо было оказывать им чуть больше внимания. Я бы даже сказал, что зрячеслышащие партнеры иногда бывают менее приятными в общении. На первой встрече — а мы тогда еще не знакомы были друг с другом — зрячеслышащим актерам надели повязки на глаза, вставили беруши и пустили гулять по пространству репетиционного зала в поисках партнера для знакомства. Общение происходило только через прикосновения и «письмо на ладони». Меня поначалу охватила паника. Будто попал в незнакомое место за границей, причем ночью. Но при встрече с каждым новым человеком становилось все легче и спокойней. Интересно, что те самые впечатления от первого знакомства с участниками спектакля оказались очень точными. То ли интуиция усилилась, то ли энергетику человека проще почувствовать, не отвлекаясь на видимое и слышимое. Я думаю, подобное упражнение вообще полезно для всех. Усиливается внимание друг к другу.

энергетику человека проще почувствовать, не отвлекаясь на видимое и слышимое

Специфика репетиционного периода заключалась в том, что помимо работы над текстовыми кусками мы очень много времени, пожалуй, большую его часть, уделяли пластической лаборатории, которую вел Евгений Кулагин. Это было невероятно интересно и полезно. И все что есть от телесности в спектакле, все наше физическое взаимодействие, это рожденные нами самими элементы. Самая суть, осмысленность прикосновения.

Мне вообще кажется, что самое главное в проекте — это не его театральный результат, а жизненный процесс. Его можно назвать и арт-терапией. Для нас всех — участников и зрителей. Мне эта работа помогла преодолеть ряд своих личных страхов. И голову хорошенько почистила.

Громкая тишина

Елена Морозова, приглашенная актриса

Я помню, как мне предложили участвовать в спектакле и рассказали, что там будут заняты особые люди. Их называют слепоглухими. Я понимаю, что это диагноз, но тогда меня надо называть ленивой обжорой. Почему мы без названия существуем, а они — с названием?

То есть, формально название есть — зрячеслышащие. И мне было интересно понять, где пролегает граница между зрячеслышащими и слепоглухими людьми. Словом, когда я узнала, что Женя Миронов вместе с Ингеборгой Дапкунайте устроили такой проект, я обрадовалась и ответила: конечно, я ваша, без разговоров! Если у меня получится.

 

Елена МорозоваФото: Ангелина Воробьева

Мне велели просто подходить к людям и трогать их. Я пошла знакомиться. Писала им на ладошке: «Я — Лена, я буду играть эту роль». Трогать, касаться друг друга — это и есть язык. С Ириной Поволоцкой у меня завязались прекрасные отношения, мы дружим, она ходит ко мне на спектакли в Электротеатр.

Иногда в спектакле зрячеслышащие артисты перемещаются по сцене с завязанными глазами и в наушниках. Это упражнение дает понимание партнера на физиологическом уровне. Но оно не обязательно. Можно просто обнять человека, познакомиться, а дальше все как обычно. Это только кажется, что общение отличается кардинально, как день совсем не похож на ночь. На самом деле  это единство цикла.

Входить в спектакль было совсем несложно. Только на репетиции — по сравнению с обычной репетицией — стояла очень громкая тишина. Я увидела людей, которые очень эмоционально и активно друг с другом беседовали, только этого не было слышно. Но энергетическое поле ощущалось мощно. Я была поражена! Это похоже на обыкновенную жизнь, на встречу, просто выключен звук. Ты гораздо сильнее воспринимаешь пульсации, которые исходят от людей. И это удивительно.

Я увидела людей, которые очень эмоционально и активно друг с другом беседовали, только этого не было слышно

У каждого из моих слепоглухих партнеров свой характер: кто-то легко шел на контакт, кто-то продолжал держать дистанцию, но не потому, что не хочет со мной общаться, а просто он другой человек, не раскрывается сразу. С кем-то мы беседовали о театре, с кем-то разговаривали на совершенно отвлеченные темы. Когда я приходила на следующую репетицию, меня узнавали, говорили: «Привет! Как дела? Что ты запомнила?», потому что на первой репетиции я часто задавала вопросы. Мы работали часов по пять, потом ходили вместе обедать в перерыв. И это было очень наполнено: во время репетиций ребята отдавали себя как дар.

Если настроиться, если выключить внутренний диалог или просто не обращать на него внимания, а обратить внимание на энергетику, то это похоже на ситуацию в семье, когда рождается ребенок. Вся жизнь меняется и не только потому, что пеленки-памперсы-заботы. Она меняется потому, что появляется другой человек. И вот у меня абсолютно такое же ощущение, когда я нахожусь в поле особых людей.

Помню, когда первые зрители входили на спектакль, в воздухе витала неловкость — люди не знали, чего ожидать: «Что с нами будут делать? Выжимать слезы? Или нам будут рассказывать, как им плохо, а нам хорошо?» А после спектакля зрители вскакивали, восхищенно хлопали и топали, — понимали, что лучше топать, потому что артисты чувствуют вибрацию. И уходили восхищенные и благодарные.

Мы все прикасаемые

Ирина Поволоцкая, слепоглухая актриса

В конце лета 2014 года ко мне обратился Всеволод Лисовский с вопросом, не помогу ли я его команде в подборе слепоглухих людей для экспериментального театрального проекта. А к тому времени я уже около года носилась с идеей театральной реабилитациии для слепоглухих. Мы с Мариной Мень создали творческую студию, нашли режиссера и хореографа, проводили занятия по пластике и актерскому мастерству. Писали сценарий для спектакля, пробовали делать постановки. Словом, я согласилась попробовать, несмотря на скепсис: за дело брались люди, которые вчера еще даже не слышали о существовании таких, как мы. Начала агитировать слепоглухих и собирала переводчиков, сама ходила на встречи, помогала режиссерской команде. Пришлось взять на себя роль медиатора между слепоглухими и зрячеслышащими.

Поскольку я волею судьбы с детства среди слепоглухих, то примерно представляю, кто и что может в Москве и области. Некоторые из тех, кого я знаю, готовы были идти на контакт с незнакомыми зрячеслышащими. Я просто объясняла им, что ничего страшного или трудного не будет.

Ирина Поволоцкая в спектакле ПрикасаемыеФото: Дмитрий Дубинский

Вначале это были лабораторные встречи. Знакомства, рассказы о себе, попытки прямого — без посредников — общения. Мы изучали друг друга, искали пути коммуникации. Режиссер и драматург пытались понять наш мир, слепоглухие пытались понять, чего от них хотят. Главное, было всегда очень весело и интересно. И полезно тем и другим.

Основная проблема была в отсутствии должного количества подготовленных тифлосурдопереводчиков. К счастью, мои друзья с душой взялись за дело. Часто мне самой приходилось выступать в роли переводчика: я знаю, как донести мысль, чтобы она была понятна, как в одну, так и в другую сторону. Все это время мне помогал муж, которому пришлось на время забросить все свои дела и работу.

Мы собирались вместе, зрячеслышащие актеры подсаживались к слепоглухому, пытались общаться — имя, работа, увлечения, и тд. Вначале писали на руке, потом дело доходило до дактиля и жестового языка. Актеры учились у нас ориентироваться вслепую, надевали повязки и наушники.

Этот момент был важен — зрячеслышащие теряют привычную опору, поневоле им приходится переходить в другое состояние, а это очень помогает понять друг друга. Конечно, такое понимание относительно, ведь даже с закрытыми глазами и ушами зрячеслышащий понимает, что через несколько минут ужас закончится, и все станет как прежде. Сложно почувствовать, — как это, когда оно навсегда. Но в любом случае после таких погружений контакт становится глубже, душевнее.

Войти в мир тишины и темноты—полезный опыт для мозга и тела. Ломаются привычные стереотипы, границы

Войти в мир тишины и темноты — полезный опыт для мозга и тела. Ломаются привычные стереотипы, границы, это можно заметить по зрячеслышащим актерам, которые с нами уже два года.

В своей книге «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не говорю» я и пытаюсь рассказать, что слепоглухота — это не только полная тишина и темнота:

«…Тихо. Совсем тихо. Всегда. Это — всегда. Это — глухота. Иногда в тишине — шум. Визг. Звон. Неприятно — но это тоже — есть. А может быть — бормотание, неясные, непонятные звуки. Они становятся разборчивыми, когда надеваешь аппарат. Но могут остаться непонятными даже и с аппаратами. Реальность глухоты разнообразна…

Темно. Иногда вспышками свет, молнии, фейерверки. Иногда — смазанные пятна непонятных очертаний. И это — всегда. Это — и днем, и ночью. Это — слепота. Может быть — цветной туман, расплывчатые формы, искаженные образы, а может — светлое пятно на черном фоне…»

Спектакль «Прикасаемые», Театр НацийФото: Дарья Нестеровская

За время работы мы все стали более открыты, улыбчивее, смелее, оптимистичнее, дружнее, нам стало легче идти на контакт, ведь это два шага — один к нам, и один — наш, навстречу.

Слепоглухие привыкли к тому, что в спектакле зрячеслышащие актеры меняются. Часто с нами бывают актеры, уже ставшие нам друзьями, — Татьяна Арнтгольц, Евгений Цыганов, Анатолий Белый. И конечно, мы рады новым лицам, вот недавно в Санкт-Петербурге играли с Алисой Фрейндлих, душевно так получилось с ней познакомиться и пообщаться.

«Прикасаемые» состоялись, и это воплощение мечты. Мы всегда подчеркиваем, что это намного больше, чем просто спектакль. Это бесценное масштабное исследование по коммуникации между нами и зрячеслышащими, которое само по себе — целая пьеса, достойная фильма или диссертации.

Я избавилась от депрессии, у других слепоглухих тоже изменилось качество жизни, а зрячеслышащие стали более человечными, если можно так выразится.

Я прикасаюсь к этому миру руками, душой, сердцем и именно так его познаю

Я прикасаюсь к этому миру руками, душой, сердцем и именно так его познаю. И, чтобы войти в мой мир, стать для меня видимым, человеку надо подойти и прикоснуться. Прикосновение — это наш мир, наша жизнь. Люди, как правило, нас избегают, как касту неприкасаемых в Индии. А мы все — прикасаемые.

  Ирина Поволоцкая — не только актриса спектакля «Прикасаемые». Она — писатель, поэт и постоянный автор журнала «Ваш собеседник», который публикует важную для слепоглухих информацию — о реабилитации и социальной адаптации, о том, как устроена жизнь инвалидов в России, что делают органы государственной и местной власти для слепоглухих, какие есть льготы и пр. А еще журнал — это площадка, где слепоглухие могут общаться друг с другом.

Фонд «Нужна помощь» собирает деньги, чтобы увеличить тиражность журнала и купить для редакции новую оргтехнику (сейчас сотрудники редакции используют домашние компьютеры выпуска 2010 года, которые регулярно выходят из строя). Третья статья сборов — выплаты гонораров авторам и заработной платы членам редакции. Каждые сто рублей, которые вы пожертвуете журналу, повысят качество жизни слепоглухих людей, станут добрым жестом, прикосновением.

Сделать пожертвование
Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам
Текст
0 из 0

Спектакль «Прикасаемые», Театр Наций

Фото: Дмитрий Дубинский
0 из 0

Кирилл Быркин (справа) в спектакле Прикасаемые

Фото: Дарья Нестеровская
0 из 0

Елена Морозова

Фото: Ангелина Воробьева
0 из 0

Ирина Поволоцкая в спектакле Прикасаемые

Фото: Дмитрий Дубинский
0 из 0

Спектакль «Прикасаемые», Театр Наций

Фото: Дарья Нестеровская
0 из 0

Пожалуйста, поддержите журнала «Ваш собеседник» , оформите ежемесячное пожертвование. Сто, двести, пятьсот рублей — любая помощь важна, так как из небольших сумм складываются большие результаты.

0 из 0
Листайте фотографии
с помощью жеста смахивания
влево-вправо

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: