«Такие дела» спросили у российских директоров школ, вспоминают ли они с учениками первого сентября о бесланской трагедии

Светлана Гольцер, директор школы №83, Новосибирск

— О бесланской трагедии мы в школе вспоминаем со старшими ребятами. Находим время, слова, но не на «торжественных линейках», а скорее, в частных беседах, без пафоса. Говорим, чтобы помнили. Не говорить — значит обесценивать произошедшее, обесценивать жизнь погибших и выживших. А вот с малышами об этом говорить как-то не принято: психологически сложно.

Сергей Бурячко, директор гимназии №610, Санкт-Петербург

— У нас в школе учителя рассказывают ученикам про Беслан. Дети не маленькие, они уже выросли. Мы вспоминаем этот день 3 сентября, день штурма. У нас нет обязаловки, все происходит по-человечески. Это неформальный рассказ очевидцев. Конечно, не свидетелей того, что случилось в Беслане, — это наши воспоминания, педагогов и учеников. Мы рассказываем о своих ощущениях — о том, что мы переживали в эти дни.

Андрей Козлов, директор гимназии №1567, Москва

— Мы рассказываем о событиях в Беслане первого сентября. Формальных мероприятий и уроков, посвященных этой теме, у нас нет. Но на классных часах со старшеклассниками каждый учитель вспоминает о самом факте трагедии. И есть минута молчания.

Фото: Юрий Козырев/NOOR
3 сентября 2004 года. Эвакуация раненых заложников из здания школы в Беслане

Татьяна Анисимова, директор лицея №41, Ижевск 

— Каждый год из Министерства образования приходят разработки для классных часов к первому сентября: это предлагаемые темы и материалы для уроков.  В этом году основная тема — безопасность жизни ребенка. Эти материалы мы передаем классным руководителям, а они могут использовать их на свое усмотрение. Говоря о безопасности школьников, конечно, нужно вспомнить и о трагедии в Беслане. Это дань памяти.

Александр Рогозный, директор лицея информационных технологий при ДВФУ, Владивосток

— О трагедии в Беслане необходимо говорить с детьми так же, как необходимо говорить о событиях Второй мировой войны. Все это должно быть в памяти. Нужно говорить детям правду. Не только в сентябре. На уроках ОБЖ показываем фильмы о том, как вести себя, если произошел захват заложников, и тогда, конечно, вспоминаем Беслан. У нас занятия начинаются седьмого сентября, проводятся линейки, а после этого на классных часах, кроме традиционных вопросов, мы говорим об этой трагедии и о том, откуда происходит терроризм. Дети относятся с пониманием.

Фото: Юрий Козырев/NOOR
3 сентября 2004 года. Эвакуация раненых заложников из здания школы в Беслане

Алла Цуроева, директор школы №4, Назрань

— 3 сентября, в день штурма школы в Беслане, мы  будем проводить флэшмоб. Наши ученики будут держать картонные таблички с надписью «Нет терроризму». Мы снимем это на видео и выложим на сайте школы. На общей линейке, как всегда, будет объявлена минута молчания. Мы подготовили памятки «Как противостоять терроризму». Конечно, это день трагический. Все мы сочувствуем родным и близким тех, кто погиб в Беслане.  Мы говорим об этом со всеми детьми, даже с самыми маленькими, несмотря на то, что это довольно непростая тема. Просто учителя рассказывают детям о том, что эти события были. Дети рисуют на асфальте рисунки, учителя читают стихи о мире и дружбе. А старшим детям мы показываем видеоролики. Например тот, где наш земляк Руслан Султанович Аушев выводит детей из школы.  

Любовь Кулева, директор лицея № 12, Екатеринбург

— Каждый год 3 сентября мы в лицее зажигаем свечи, у нас проходят линейки и классные часы, где учителя обсуждают с детьми то, что произошло в Беслане. И с младшими школьниками, и со старшеклассниками.

Я очень прошу учителей добиваться того, чтобы дети пропускали через себя то, что им рассказывают. При этом важно не транслировать только свою позицию. Учителя всегда тщательно готовятся к таким классным часам. Вот последний день лета — я всех отпустила домой, попросила их не приходить в школу, а они все равно все здесь, особенно молодые учителя, которые готовятся к своим классным часам, потому что это непростая тема, которую нельзя не обсудить. 

Сложно объяснить ребенку, что один человек может из-за идеи убить кого-то. Мы говорим о таких сложных вопросах не только в день штурма школы в Беслане. У нас уроки обществознания начинаются с того, что учителя обсуждают с детьми то, что произошло в мире. Учитывая, сколько происходит терактов последнее время, они очень часто с ними об этом говорят. Дети все понимают. Они у нас самые лучшие.

Фото: Юрий Козырев/NOOR
3 сентября 2004 года. Эвакуация раненых заложников из здания школы в Беслане

Павел Шмаков, директор школы СОлНЦе, Казань

— У меня маленькая школа, в ней учатся дети с пятого класса. Раз в неделю мы проводим общие собрания, разговариваем на важные темы. Например, о праве выбора или использовании мата. На ближайшей встрече я обязательно расскажу детям про Беслан. Вспоминать эту трагедию жизненно необходимо.

Мне хочется, чтобы ученики имели собственное представление о всех важных вещах, происходящих в нашем государстве. Они не должны основывать свое мнение исключительно на том, что прочитали в газетах, услышали от родителей или директора школы. Даже если это позиция умного человека или государства. Я хочу, чтобы они делали личный выбор и принимали ответственность за все, что происходит при их участии. Школа не должна иметь политической позиции. Она обязана воспитывать чистых и светлых детей.

Террористы, когда брали детей в заложники, преследовали, по их мнению, благую цель, и государство, когда начало бомбить школу, не дожидаясь попыток договориться, руководствовалось благими намерениями. В результате погибли дети. Я считаю, что сегодня очень важно дать ученикам пищу для размышления. Они сами должны решить, что хорошо, а что плохо. Самое страшное, когда люди что-то делают бездумно. Один из создателей атомной бомбы, лауреат Нобелевской премии, когда узнал о трагедии в Хиросиме, сказал: «Ну, трагедия трагедий, зато какая это красивая физика!» Мне очень хочется, чтобы мои дети не стали такими, как этот ученый.


Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку!