Пять правил оформления раздачи бесплатной еды
«Такие Дела» запускают новую рубрику, в которой эксперты и специалисты будут отвечать на вопросы наших подписчиков во «ВКонтакте». Первый вопрос — о том, как устроен фудшеринг.
«Руковожу проектом, который развивает фудшеринг в России. Постоянно возникает вопрос о легальности раздачи просрочки. Не нарушаем ли мы закон, помогая людям и спасая еду? На какие законы можно ссылаться?» Эти вопросы задала нам неделю назад во «ВКонтакте» Татьяна Тепен, подписчица группы «Такие Дела».
А вслед за этим произошел инцидент в Петербурге: 13 ноября благотворительный магазин «Спасибо!» и движение «Фудшеринг» открыли первый в России общественный холодильник, в который можно было положить еду или взять ее оттуда бесплатно, но уже 14 ноября Роспотребнадзор общественный холодильник опечатал и выписал владельцам благотворительного магазина акт о правонарушении.
«Такие Дела» поинтересовались у специалистов, какими правовыми нормами следует руководствоваться, занимаясь фудшерингом.
***
Для начала юристы посоветовали нам четко определить, какие именно стороны участвуют в процессе спасения еды. Ведь в теории возможны различные формы сотрудничества предприятий общественного питания или магазинов с потребителями. В одном случае сами рестораторы и торговцы могут отдавать остатки нереализованной продукции желающим. В другом случае в качестве посредника выступает фудшеринговая компания. Она, в свою очередь, может быть зарегистрирована в качестве юридического лица или нет.
«В каждом из указанных случаев возникает своя специфика в юридическом оформлении взаимоотношений сторон, — предупреждает Татьяна Киселева, независимый юрист, правовой консультант многопрофильных компаний, в рамках сотрудничества с «Газпром Медиа Технологии» куратор проекта menu.ru. — Следует заранее оговориться, что фудшеринг для нашей страны пока еще явление новое, для него нет четко очерченного правового поля, да и давать конкретные рекомендации всей отрасли в целом пока не представляется возможным».
И все-таки мы попробуем хотя бы отчасти разобраться в сложившейся ситуации, взяв за основу вариант, при котором в процессе участвуют три стороны: фудшеринговая компания как посредник между ресторанами, отелями, магазинами (далее по тексту — партнерами) и конечными потребителями спасенной еды (далее — благополучателями). Ведь далеко не все кафе и торговые точки в состоянии сами организовать процесс передачи продукции, следовательно, с ростом популярности направления будет появляться все больше фудшерингов-посредников.
1. Рассказывает Анна Успенская, руководитель проекта FoodsharingRussia.Ru: «Все благополучатели нашего проекта подписывают Отказ от претензий. Это означает, что последствия употребления продукции после срока годности полностью на совести потребителя. Человек становится участником нашего проекта и может забирать еду из организаций только после того, как зарегистрируется, и в процессе регистрации он в обязательном порядке подтверждает личную ответственность.
В процессе работы мы принимаем любые продукты, с любыми — в том числе истекшими — сроками реализации. Именно поэтому так важно фиксировать личную ответственность, поскольку в этом случае пригодность товаров в пищу каждый участник определяет самостоятельно. Разумеется, если ему отдают испорченные продукты, он не будет их есть или передавать кому-то. Иногда участникам после вывоза приходится провести сортировку: отделить пригодное от испортившегося, и это совершенно нормальный процесс. Конечно, если нам будут раз за разом отдавать партии испортившихся товаров, нет смысла сотрудничать с данной организацией, но в таких случаях компании и сами предпочитают использовать службу утилизации. Те же, кто сотрудничают с нами, чаще всего делятся не просроченными товарами.
Мы активно работаем в том числе и с теми партнерами, у которых по разным причинам остается не реализованная продукция с истекающим, а не уже истекшим сроком годности. Взять хотя бы такой забавный продукт, как горбушки. Свежие, вкусные, но не используемые ни в каких блюдах или остающиеся в хлебной корзиночке после визита гостей. Зачем их выбрасывать, если можно отдать в приют, например. Или остатки нарезки со «шведских столов» в ресторанах. В этих специфических случаях главный нюанс в том, что на момент дарения у продуктов еще не истек срок реализации. Другое дело, что человек потом сам может решить: хранить полученную еду в холодильнике или сразу употреблять в пищу. Но в этом случае это и впрямь полностью его ответственность: с тем же успехом он может отравиться просроченным кефиром, купленным на собственные деньги, или неудачно сходить в гости к друзьям, которые угостят салатом с лежалым помидором».
2. «В нашей деятельности взаимоотношения рестораторов, владельцев пекарен, кафе, магазинов, гастрономических лавок с благополучателями часто бывают не задокументированы, — продолжает рассказ Анна Успенская, — хотя мы всегда предлагаем нашим партнерам заключить рамочный бессрочный Договор дарения (статья 429.1 Гражданского кодекса). Мы всегда объясняем, что в случае безвозмездной передачи продуктов в дар в рамках фудшеринга организация-даритель не несет никакой ответственности за качество и пригодность передаваемых продуктов».
«В данной ситуации, вероятнее всего, речь идет о консенсуальном договоре, поскольку суть такого документа — в фиксации принципиального согласия сторон относительно дальнейшего сотрудничества. В случае с договором дарения — в обещании передачи чего-либо в дар в будущем, — разъясняет Татьяна. — Но здесь есть нюанс. Когда заключается консенсуальный договор, четко прописываются все условия и детали. В случае с фудшерингом сложно юридически точно сформулировать, что именно будет в дальнейшем принесено в дар. Приведу аналогию: нельзя заключить консенсуальный договор о дарении денег в принципе, можно заключить консенсуальный договор лишь о дарении конкретной суммы денег. В противном случае такой договор будет считаться ничтожным. То же самое с едой. Следовательно, к каждому рамочному договору потребуются дополнительные соглашения или акты».
Это подтверждает и Анна: «В нашем Договоре дарения сказано, что Даритель передает в собственность Одаряемому, а Одаряемый принимает в дар отобранные Дарителем Товары (продукцию), реализация которых невозможна (утратившие свои потребительские свойства полностью или частично, с истекшим сроком реализации и т.п.). Перечень Товаров (наименование, количество и т.д.), передаваемых в каждой партии, определяется сторонами в день передачи и заносится в акт приема-передачи».
3. «Важно понимать, — добавляет Татьяна, — что существует еще и такое понятие, как реальный договор дарения — он считается заключенным в момент передачи вещи и может быть заключен в устной форме. То есть непосредственно акт передачи товара в безвозмездное пользование — это уже действующий реальный договор дарения. Другое дело, что этот тип договора дарения (реальный, заключенный в устной форме) может быть заключен только с физическим лицом, не с юридическим. То есть фудшеринговая компания представлена, по сути, тем лицом, которое принимает еду от ресторанов. Впрочем, это как раз уместно, поскольку мы знаем, что граждане, как и юридические лица, вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации».
4. «И все же в контексте всех описанных выше нюансов один из вариантов решения проблемы юридического оформления взаимоотношений трех сторон процесса фудшеринга может быть в регистрации фудшеринга-посредника в качестве благотворительной организации, — считает Татьяна. — Ведь, если разобраться, у этих компаний достаточно признаков общественной (негосударственной) некоммерческой организации, осуществляющей деятельность в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц, но не для получения прибыли. И тогда можно будет не заключать Договор дарения, а все действия партнеров программы в пользу благополучателей рассматривать как пожертвования».
5. Что же касается бухгалтерского учета, то для благотворительной организации получение продуктов вследствие договора дарения может и не фиксироваться, поскольку не подпадает ни под статью доходов, ни под статью расходов. Чуть сложнее дело обстоит с участниками проекта от ресторанов, магазинов и т.п. В большинстве случаев разумной была бы стандартная практика составления Акта списания продуктов питания.
Мы привыкли думать, что необходимость использования такого акта возникает при порче продуктов (нарушении условий хранения, транспортировки, срока реализации/годности), но это не совсем так. Существует такое понятие, как частичная потеря первоначального качества, когда есть признаки испорченности (как правило, внешние), но продажа еще возможна. Именно таким актом пользуются продавцы уцененной продукции.
В случае с фудшерингом такой акт тоже может помочь списать продукты, не дожидаясь окончания срока реализации. Для этого необходимо по приказу руководства произвести внеплановую инвентаризацию, переоценку продукта с учетом потери качества (подтверждением и основанием переоценки будет акт по форме № ТОРГ-15 или по форме, действующей в организации), а затем уже акт на списание товаров (форма № ТОРГ-16). Таким образом будет зафиксировано списание формально годного к употреблению продукта. «Впрочем, та форма, которую наши потенциальные партнеры используют для списания продуктов для утилизации формально не препятствует им списывать еду, чтобы отдавать в фудшеринг», — подчеркивает Анна.
Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»