Второклассница Ксюша Шаркина обожает свою школу. Только у Ксюши ДЦП, ей трудно передвигаться самостоятельно, и мама возит девочку в школу на машине. Уже год Ксюшины родители только и делают, что пытаются обжаловать штрафы ГИБДД, потому что прямо перед школой год назад повесили знак «Остановка запрещена». Если ваши права нарушают, вы тоже можете обратиться в проект «Патронус»:patronus@nuzhnapomosh.ru.
***
Ксюша и школа
В обычной школе Ксюше было бы трудно. А вот инклюзивная гимназия 1540 на Новослободской улице — идеальное место для развития ее талантов и общения с друзьями. «Ксюша обожает хор, и у нее действительно здорово получается петь, — рассказывает ее мама Елена Лившиц. — С тех пор, как начались эти занятия, ребенок постоянно поет. Дома, на улице, везде. Это так поднимает настроение! А еще она очень полюбила математику. Да-да, так странно для девочки в наше время, но у нее все получается, замечательный учитель, вот она и прониклась».
Слева: Ксюша Лившиц Справа: Семья Лившиц
Добираться до школы Ксюше с мамой приходится на машине: Ксюшины проблемы делают поездки на метро невозможными. «В школе есть варианты с домашним обучением, там очень разнообразные программы и индивидуальный подход ко всем. Но нам особенно нравится, что Ксюша активно общается с ребятами, поэтому личное присутствие принципиально важно, — подчеркивает Елена. — Ксюша часто остается поиграть у школы после уроков. И с огромным удовольствием ходит на все внешкольные мероприятия — на спектакли, в музеи. Это общение — самое главное для нас».
С недавнего времени поездки в школу стали не только радостью для Ксюши, но и затянувшимся разочарованием для ее мамы. Все дело — в парковке.
Родители и знаки
«Эта история началась больше года назад, — вспоминает Елена. — Когда в сентябре 2015 года мы привезли детей на линейку в честь начала учебного года, то поняли, что после реконструкции улицы у нас нет возможности высадить детей из машины прямо перед школой. Везде красовались знаки «Остановка запрещена». Сказать, что мы были удивлены, — ничего не сказать. Бессмысленное расширение тротуара коснулось всех родителей, многим пришлось парковаться за пару кварталов и потом пешком провожать ребят в школу, но для нас это было настоящей катастрофой: два квартала пешком до школы с ребенком с ДЦП — ежедневный подвиг. К тому же, как оказалось, реконструкция эта по многим причинам может считаться незаконной».
Ксюша Лившиц в классеФото: из личного архива
В инициативной группе родителей учеников гимназии 1540 оказалось несколько человек с юридическим образованием, они помогли остальным составить жалобы и обращения. Сначала пытались урегулировать вопрос на уровне района. Просили немного: в непосредственной близости от входа в школу заменить знак «Остановка запрещена» на «Стоянка запрещена» (3.27 на 3.28, соответственно). По возможности еще и выделить места под парковку машин, перевозящих инвалидов. Номер не удался, все инстанции ссылались сначала друг на друга, а затем на городскую программу реконструкции «Моя улица». Отказали и в Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, и в Департаменте капитального ремонта города Москвы.
Последнее коллективное письмо было направлено мэру Москвы Сергею Собянину, Московской городской думе, уполномоченному по правам ребенка в Москве Евгению Бунимовичу и Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов (МГАРДИ). В нем, в частности, говорилось, что в связи с проведенной реконструкцией улицы отсутствие места высадки пассажиров напротив школы «делает среду Гимназии недоступной для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, что нарушает их право на получение образования, закрепленное в статье 43 Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12.12.1993 г.».
после реконструкции улицы у нас больше нет возможности высадить детей из машины прямо перед школой
И это не единственное нарушение. В соответствии со статьей 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ Правительство Российской Федерации и иные государственные органы обязаны создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (в число которых входят, естественно, и школы), а не ставить преграды на пути в виде знаков 3.27. Такая реконструкция противоречит и программе «Доступная среда» (Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 N 1297), и Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. (которую в 2008 г. подписала и РФ), согласно которым формирование доступной среды для инвалидов — это приоритетное направление государственной политики. Противоречит реконструкция и федеральному закону «Об образовании в РФ» (нарушение неотъемлемого права на образование), и даже «Градостроительному кодексу РФ» (отсутствие беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения).
Сама формулировка этой проблемы непроста. Вроде бы ребенок в школе учился и продолжает учиться. То есть фактически доступ к образованию есть. Речь идет о безграмотной организации дорожного движения, каковая создает препятствия в пользовании безбарьерной средой.
Со стороны властей в ответ на грамотно составленный документ уместно было бы ответить положительно и в официальном порядке. «Но никакого ответа мы не получили, — удивляется Елена, — вместо этого без какого-либо уведомления внезапно один из знаков “Остановка запрещена” был изменен на знак “Стоянка запрещена”. Это была странная, маленькая, но все-таки победа. Для многих родителей эта уступка решила все проблемы. Мы, правда, так и остались исключением».
Елена и стоянка
Нормы ПДД ограничивают время «остановки» транспортного средства пятью минутами. Но нормы ПДД при этом никак не учитывают, что на то, чтобы проводить ребенка с ДЦП в школу и вернуться к машине, нужно намного больше времени. Каждый день утром и днем Елена тратила больше десяти минут, чтобы довести Ксюшу до любимой школы и «скрыться с места преступления». И она действительно была бы правонарушительницей, если бы не одно «но»: действие знака 3.28 не распространяется на транспортные средства, управляемые инвалидами I и II групп, а также перевозящие таких инвалидов или детей-инвалидов. Меж тем это не помешало сотрудникам МАДИ с завидной регулярностью выписывать Ксюшиной маме (а точнее, Ксюшиному папе, поскольку машина по документам принадлежит ему) штрафы за незаконную парковку.
Снимки автомобиля из постановленийФото: из личного архива
«В сентябре 2016 года от ответчика мной получены пять постановлений об административных правонарушениях, каждое из которых вынесено при аналогичных обстоятельствах, в аналогичных ситуациях, только в разные дни, — пишет Ксюшин папа в очередной судебной жалобе. — Каждое из указанных постановлений было мной обжаловано. Каждое из постановлений, кроме обжалуемого, было отменено, информация о каждом, включая начисленные штрафы, удалена из общедоступных информационных ресурсов. Вызывает недоумение непоследовательность действий ответчика и принятие решений об ответственности в аналогичных случаях».
«Проще говоря, на нас накладывали штраф за штрафом за парковку в одном и том же месте, только в части случаев наши жалобы удовлетворяют, а в части нет, — объясняет Елена. — При этом ссылались на предоставленные фотодокументы: якобы не было знака «Инвалид» на машине, или машина стояла под знаком 3.27, а не 3.28. Но, честно признаться, это всегда был вопрос того, как именно сделаны фотоснимки. Поступали, на мой взгляд, просто непорядочно: выбирали ракурс, где не была видна прерывистая разметка перед знаком «Стоянка запрещена», или делали фото, где виден номер, но «отрублен» угол автомобиля со знаком «Инвалид». В результате по фото получалось, что вроде бы это действительно мы виноваты, и штраф правомерен, хотя это было искажением действительности.
на нас накладывали штраф за штрафом за парковку в одном и том же месте
Скажу больше: войдя в наше положение с этими бесконечными штрафами, администрация школы пошла нам навстречу и разрешила высаживать Ксюшу прямо перед дверью школы, то есть заезжать на территорию. Но и это не помогло, поскольку подъезд к школе возможен только через дворы, которые заставлены машинами (все по той же причине — из-за реконструкции улицы и отсутствия парковочных мест). Мы физически не могли попасть на территорию школы, но все равно очень им благодарны за участие и понимание. Как и детскому правозащитному проекту «Патронус», который благодаря коллективному письму родителей узнал о нашем случае и принял активное участие в обжаловании наших последних штрафов. К сожалению, мы пока не знаем, увенчается ли наша борьба успехом, но сам факт поддержки и со стороны школы, и юристов «Патронуса» очень ценен, ведь наш случай может стать примером для других родителей детей-инвалидов».
«Патронус» и парковки
«Сегодня ситуация с парковочными местами для инвалидов довольно плачевна, — говорит юрист детского правозащитного проекта «Патронус» Наталия Кудрявцева. — Связано это со множеством противоречий местных постановлений с законами федерального уровня и Конституцией. На территории Москвы только машины из городского регистра автомобилей, перевозящих инвалидов, пользуются правом на бесплатную парковку. Между тем льгота федеральная. Даже на этом примере мы видим, что реализация конкретной программы ущемляет права инвалидов, закрепленные Конституцией РФ, — права на льготу.
Сегодня ситуация с парковочными местами для инвалидов довольно плачевна
Работа по созданию безбарьерной среды на территории РФ и Москвы ведется довольно активно: стал значительно доступнее городской общественный транспорт, работает социальное такси, реализована концепция создания службы сопровождения маломобильных граждан в метрополитене. Но проблемы все равно остаются, их много, и они варьируются в зависимости от некомпетентности сотрудников дорожных служб (а в нашем случае еще и непорядочности) до отсутствия единых льгот для инвалидов на территории всей страны. Простой пример: если автомобиль, управляемый инвалидом или перевозящий такового, занесен в московский реестр машин, имеющих право на льготную парковку, то за пределами столицы эти льготы уже не действуют. И наоборот: водитель из МО не сможет воспользоваться льготой в Москве. Хотя по всем нормам права льготы по инвалидности должны действовать по всей России.
Ксюша Лившиц (слева) на территории школыФото: из личного архива
В сложившейся ситуации можно заниматься каждым делом о нарушении прав инвалидов в отдельности (как в случае с Ксюшиной семьей), а можно попытаться повлиять на ситуацию на глобальном уровне. Что мы в содружестве с МГАРДИ и пытаемся сейчас сделать.
МГАРДИ начала работу совместно с ГИБДД, Департаментом транспорта, правительством Москвы и иными заинтересованными структурами по приведению нормативно-правовой базы города в соответствие с федеральным законодательством, выработала и внесла на рассмотрение ряд предложений. Например:
Ввести в эксплуатацию парковочные удостоверения на имя инвалида соответствующей категории, а не оформлять его на конкретную машину (ведь право на бесплатную парковку принадлежит человеку, а не автомобилю; инвалид имеет право передвигаться на различных автомобилях, в том числе арендованных, что не лишает его права на предусмотренные льготы); удостоверение должно иметь номер, фотографию владельца, информацию о принадлежности к льготной категории, специальный электронный чип, а выдаваться будет только органами социальной защиты населения.
Изъять знак «Инвалид» из свободной продажи (он будет выдаваться вместе с парковочной картой в органах социальной защиты).
Внести в федеральный регистр сведения об инвалидах, имеющих право на такое парковочное удостоверение (они необходимы для реализации права на бесплатную парковку, которое является федеральной льготой и распространяет свое действие на всю территорию Российской Федерации). В регистре будут храниться данные о выданных парковочных картах. Сотрудники ГИБДД должны иметь доступ к федеральному регистру, содержащему информацию о людях с инвалидностью, имеющих право на бесплатную парковку, во избежание наложения неправомерных штрафов.
Ксюша Лившиц
Неправомерное использование парковочного удостоверения нового образца, разумеется, будет преследоваться по закону. К сожалению, мы сталкивались со случаями, когда люди незаконно использовали в автомобиле знак «Инвалид». Как раз эту проблему наше предложение поможет решить. Как и вопрос соблюдения прав и предоставления льгот инвалидам на территории всей страны безотносительно границ города».
Как бы то ни было, Ксюша не бросит школу. Пока ребенок хочет петь — он должен петь, чего бы это ни стоило. Просто, если мама и папа вместе с «Патронусом» выиграют дело, Ксюшина радость будет для семьи бесплатной.
Читайте такжеМаксиму негде житьТамбовские власти предложили ребенку-инвалиду ждать гарантированное законом жилье 79 лет
Если тяжба не увенчается успехом, то радость ребенка будет стоить Елене с мужем регулярных штрафов или миллионов нервных клеток, отмирающих в процессе постоянных обжалований неправомерных постановлений. Но Елена верит, что юристы «Патронуса» и МГАРДИ (работают бесплатно) добьются справедливости.
Мы можем помочь Ксюше, Елене, другим родителям и детям. Подписавшись на регулярное пожертвование, каждый из нас поддержит работу юристов «Патронуса» — это в наших с вами же интересах. Ваши сто, двести или триста рублей пойдут на сложное и очень хорошее дело. И, возможно, через полгода или год наша городская среда станет доступнее, человечнее и добрее ко всем.
Если вашему ребенку отказывают в его законных правах, юристы «Патронуса» ждут вас — пишите на patronus@nuzhnapomosh.ru.