37-летний бизнесмен Давид Папаскири вместе с благотворительной организацией «Ночлежка» открыл в Петербурге первую в стране бесплатную прачечную для бездомных и рассказал «Таким Делам», что его к этому побудило.
***
Встретиться с нашим героем оказалось непросто. То есть милейший, интеллигентнейший Давид Георгиевич был совершенно не против, только свободного времени у него нет: переговоры сменяются совещаниями, совещания командировками, а выходные он все-таки старается проводить с семьей. Это раньше он работал семь дней в неделю и горел на работе. Но когда понял, что уже не может сходу ответить на простой вопрос: «Сколько вам лет?» — то решил хотя бы иногда брать паузу и отключать телефон.
У Давида два офиса, потому что бизнеса тоже два. Первый — сеть прачечных самообслуживания (32 в Питере и Ленинградской области, еще девять в Москве и Новосибирске). Второй связан с торговлей и импортом. Приходится разрываться, зато не скучно. Основное время Давид сейчас уделяет именно прачечным, потому что это кажется ему более интересным занятием, даже несмотря на нынешние сложности в экономике.
В ожидании шефа, застрявшего в пробках, сотрудники «Прачки.ком» любезно угостили меня мандаринами. Я как раз приготовилась чистить третий, когда в дверь стремительно ворвался Давид и увлек меня в просторный светлый кабинет за стол — чистый и ослепительно белый как свежевыпавший снег.
Зачем стирать в тазиках
Прачечные самообслуживания произвели на Давида сильное впечатление еще в юности, когда он учился в университете и путешествовал по Европе. Высшее гуманитарное образование, усиленное специальностью маркетолога, вкупе с находчивостью и смекалкой создали отличную базу для «прачечного» стартапа в начале 2000-х. Сопоставив мучительную стирку в тазиках в студенческих общежитиях и последние достижения западной цивилизации в области чистоты, он начал с открытия мини-прачечных в студгородках. Когда выяснилось, что услуга интересна не только студентам, дело пошло дальше, и в последние годы сеть «Прачка.ком» активно развивается, делая ставку, помимо студентов, на пенсионеров и холостяков.
Давид Георгиевич ПапаскириФото: Валерий Зайцев/SCHSCHI для ТД
Прачечные самообслуживания, в отличие от прочих коммерческих, спокойно держат демократичные цены и не боятся обвинений в демпинге. Ведь большинство прачечных забирают белье у клиентов и передают в руки специалистов, а в заведениях «Прачка.ком» клиенты стирают сами, то есть услуга отличается от предложения конкурентов, поэтому прямой конкуренции здесь и нет.
Давид полагает, что с коллегами вообще выгоднее дружить, чем конкурировать. К примеру, год назад к нему обратился молодой человек: есть, говорит, у меня помещение в хорошем месте, хочу такую же прачечную открыть, как у вас. В результате открыли ее на партнерских условиях. И таких историй много — как и прачечных, созданных при взаимовыгодном сотрудничестве. Похожая история случилась и с «Культурной прачечной» для бездомных, родившейся в тесном содружестве с благотворительной организацией «Ночлежка».
Письмо от завхоза
«Мы — ценовые лидеры на рынке, — с достоинством констатирует Давид. — Давно этим занимаемся, уже лет двенадцать. Прекрасно знаем, как это устроено, поэтому и организовали совместный проект с «Ночлежкой»».
Авторство социальной прачечной принадлежит Давиду, но для реализации нужен был импульс. Им стало письмо, которое пришло по электронной почте от завхоза «Ночлежки» Ивана Лендяшова. В письме был чисто технический вопрос: «Ночлежка» планирует запустить в Питере «душевые на колесах» для бездомных, не поможете ли поставить в каждой такой передвижной душевой стиральную машинку, чтобы люди могли постирать вещи, пока принимают душ?
Давид полагает, что с коллегами выгоднее дружить, чем конкурировать
Идея показалась Давиду красивой. Он встретился с Иваном и с директором «Ночлежки» Григорием Свердлиным, рассказал им «все, что знал» о прачечном деле и объяснил, почему задача, которую они ставят, технически сложна. Цикл стирки и сушки достаточно длинный. Профессиональное оборудование довольно энергоемкое. Договориться о подводке коммуникаций, пусть временных, «с колес» трудно. И так далее.
Давид проконсультировал коллег, но ставить на этом точку никому не хотелось. Бизнесмен подумал: а почему не сделать для бездомных собственную прачечную?
Решение «без колес»
Сотрудники «Прачки.ком» были всеми руками «за». Команда в основном молодая, дружная, азартная — это из тех, кто работает в офисе. А еще 70 администраторов прачечных — женщины постарше. А еще 20 человек обслуживающего персонала — мастера по ремонту, бухгалтеры, промышленные сотрудники… Давид посоветовался со всеми. И все его поддержали. Сказали, что где 32 прачечные, там и 33.
Как бизнесмен Папаскири понимал, что потребуются вложения. Но если подойти к делу с умом, то их можно минимизировать.
Давид Папаскири и первые посетители на фоне расписной стены в культурной прачечнойФото: Валерий Зайцев/SCHSCHI для ТД
«У сети прачечных, как у любого производства, есть оборудование, бывшее в употреблении, — объясняет Давид. — Мы свои прачечные регулярно обновляем, например, переводим на снабжение жидкой химией, когда там все поступает по трубочкам… К тому же у нас уже несколько сотен стиральных машин, и нам все равно нужно было парк обновить. Для стиральных машин, бывших в употреблении, мы проводим предпродажную подготовку и по России их продаем. Ведь не все, кто хотят организовать подобные прачечные, готовы покупать новое оборудование. К тому же, по нашей франшизе много прачечных открывается».
Так что оборудование для «Культурной прачечной» у Давида имелось. Дело было за малым: найти подходящее помещение — с относительно невысокой арендной ставкой (Давид говорит, что они не могли себе позволить взять помещение в аренду по рыночной стоимости и нашли по цене в два раза дешевле), со всеми необходимыми коммуникациями и без «затыка» в электричестве (сложно найти небольшое помещение, в котором есть 30-40 киловатт). В подобной ситуации наше государство не предлагает бизнесу послаблений и льгот. «Да мы на это, честно говоря, и не рассчитывали», — признается Давид.
К поиску подходящего места для «Культурной прачечной» подключились волонтеры «Ночлежки» и довольно быстро нашли его, причем по соседству — на Боровой улице, 116 (сама благотворительная организация находится на Боровой, 112), на территории бывшего завода. Удобно и логично: вот благотворительная организация, а вот прачечная для ее подопечных, буквально в двух шагах. Но где завод — там проходная, а проходная — это проверка документов, регистрационная запись в журнал, выдача пропуска на каждого посетителя… А какие у бомжа документы?
К поиску подходящего места для «Культурной прачечной» подключились волонтеры «Ночлежки»
Но главный инженер «Прачки.ком» Дмитрий Макаров так загорелся идеей создания прачечной для бездомных, что решил «пробить» (во всех смыслах) отдельный внешний вход. Понятное дело, что это означает: бюрократическая волокита, согласования с городской и с районной администрацией, оформление разрешений… Дмитрий съездил, решил, договорился, и отдельный вход сделали.
Боровая — это, конечно, не Невский, и туда бездомным придется специально ехать или идти. Но отсечь случайных, нецелевых, посетителей было одной из задач, говорит Давид. Те, кому это действительно нужно, и адрес узнают, и способ добраться найдут.
Раздеться в музее
Сейчас в «Культурной прачечной» установлены восемь стиральных и восемь сушильных машинок, и одна стиральная машина для крупногабаритных предметов. Сам собой получился «музей стиральных машин» из разных прачечных и времен. «Мы даже думаем таблички прикрепить, — смеется Давид, — потому что у каждой “бэушной” машинки своя история и “боевые заслуги”. Одна, например, проработала пять лет в общежитии СПБГАСУ (архитектурно-строительного университета), другая приехала из Петергофа…»
Давид признается, что коммерческие прачечные его сети не так красиво оформлены, как «Культурная», где художник Екатерина Хозацкая за несколько вечеров расписала стену. Идея росписи принадлежит команде Давида, в «Ночлежке» нашли исполнителя среди друзей организации. В других прачечных есть фирменный стиль, но такого «баловства», как на Боровой, говорит Давид, себе не позволяют. А в «Культурной прачечной» действовали по принципу «что хотим, то и делаем». В дополнение к настенной росписи покрасили трубы в жизнерадостный красный цвет. Получилось креативно, позитивно и модно: эклектика, фьюжн, да еще и с авторской живописью.
Получилось креативно, позитивно и модно: эклектика, фьюжн, да еще и с авторской живописью
За рабочим процессом на Боровой Давид, конечно, следит и с «Ночлежкой» состоит в постоянной переписке. Иной раз, проезжая мимо, заглядывает, а заодно решает насущные вопросы с арендодателем. Например, вопрос, связанный с вывеской, которую еще не согласовали — все же делалось «бегом-бегом». А вывеска ярко-зеленая и настолько привлекательная, что на днях был случай: человек на машине с пятью пледами приехал, вовсе не бомж. Оказалось, просто увидел издалека красивую вывеску «Прачечная» и подумал, что она обычная. Его, разумеется, вежливо «развернули», снабдив визитками с адресами заведений сети.
Мне любопытно, как происходит процесс стирки в «Культурной прачечной». Приходит человек и говорит: «Здравствуйте, я бездомный, мне надо у вас постирать вещи»? И надо ли как-то доказывать факт бомжевания?
Давид Папаскири говорит, что со временем все исторические машинки будут снабжены табличками с перечнем их заслугФото: Валерий Зайцев/SCHSCHI для ТД
Нет, улыбается Давид, доказывать ничего не нужно. В социальной прачечной дежурит волонтер «Ночлежки» Олег, который получает зарплату от благотворительной организации. Раньше он заведовал душевой для бездомных. Он сам из бомжей, так что у него есть опыт в определении своих и чужих. Олег — мужчина крупный, «человек-гора», такого поостережешься обмануть.
Тем не менее, Давид с Григорием, директором «Ночлежки», договорились так: если будут приходить какие-то люди, которые попытаются «закосить под бомжей», им в услуге не откажут. Григорий рассказывал Давиду, что на бесплатную раздачу еды для бездомных приходят, например, пенсионеры, у которых дом есть, а условия жизни и размеры пенсии таковы, что бесплатная тарелка супа им лишней не будет. Иначе они бы просто так в одну очередь с бездомными не встали. То же самое с «Культурной прачечной». Если, считает Давид, среди посетителей будет 10-15% таких «не бомжей», это не страшно.
если будут приходить какие-то люди, которые попытаются «закосить под бомжей», им в услуге не откажут
А дальше будут смотреть по ситуации. Судя по тому, как развиваются коммерческие прачечные сети «Прачка.ком», через год в «Культурную прачечную» будут приходить человек 50 в день. Тогда, возможно, возникнет необходимость либо очередь регулировать, либо часы работы увеличивать, либо расширяться. Сейчас прачечная на Боровой работает до шести вечера, и этого хватает.
Интереснее другое. Когда в обычную прачечную приходят люди, они сдают вещи в стирку и остаются в своей одежде. У них много одежды. А бездомные, у которых с одеждой дела куда хуже, они как — раздеваются?
Давид говорит, что ситуации бывают разные. Туалетное помещение на Боровой специально обустроили очень большим, чтобы у людей была возможность переодеться. Многие приходят со сменной одеждой. Но если переодеться совсем не во что?
Оказывается, даже в обычных прачечных самообслуживания сотрудники «Прачки.ком» с чем-то подобным уже сталкивались. В прачечную на Садовой одно время часто приходили вполне приличного вида бездомные — находили где-то сто рублей на стирку в льготные часы по утрам. Со стороны других клиентов это, конечно, вызывало вопросы, потому что бездомные оставались в нижнем белье… Еще бывало, что в какую-нибудь из коммерческих прачечных приходили люди, только что освободившиеся из мест заключения, невозмутимо раздевались до трусов и сидели в прачечной, демонстрируя наколки на теле…
Возможно, в «Культурной прачечной» посетителям будут выдавать одноразовую одежду, наподобие медицинских халатов, или как бы «гостиничные» халаты, которые можно будет потом тут же и постирать. А иначе бездомные станут, как главный герой фильма «Брат-2» Данила Багров и его приятель, шофер-дальнобойщик Бен, сидеть в одних трусах и ждать, пока машинка постирает их вещи…
Нарядна вывеска новой прачечной привлекает внимание гражданФото: Валерий Зайцев/SCHSCHI для ТД
Сейчас уже около 25 бездомных в день приходят на Боровую. Давид считает, это хороший результат. Значит, слух пошел. «Я не ожидал повышенного внимания со стороны прессы, — признается Давид. — Мы на открытие “Культурной прачечной” приехали, а там толпа, ко входу не пробиться: телекамеры, фотографы, журналисты… Это приятно, конечно, но не ради такого эффекта и, тем более, не ради пиара мы работали».
«Культурная прачечная» на данный момент в стране всего одна. Новые Давиду и его команде без помощи партнеров пока не потянуть. Расходы, как ни крути, все равно есть: арендная плата, пусть низкая, счета за «коммуналку»… Но через год, возможно, в Питере откроют еще одну прачечную для бездомных, а там, глядишь, и в других городах они появятся — почему нет? Дело-то хорошее и несложное.
Алло, это прачечная?
Напоследок я не выдерживаю и задаю вопрос, который с самого начала беседы вертится у на языке: кто придумал название «Культурная прачечная», и догадывается ли Давид,
Читайте такжеС холодной головойКак помочь бездомным пережить зимние морозы
что оно вызывает стойкую ассоциацию со знаменитым бородатым анекдотом про прачечную и министерство культуры?
Давид хохочет. Разумеется, анекдот он прекрасно знает. А по поводу того, как назвать заведение, был у них «мозговой штурм»: «Мы с Григорием посоветовались и решили, что будем совместно придумывать название — мы со своей стороны, они со своей. “Культурную прачечную” в итоге кто-то из “Ночлежки” предложил. Получилось очень хорошо и даже изящно: тут тебе и “культурная столица”, и отсылка к фольклору… Я же говорил, что мы стараемся получать удовольствие от всего, что делаем?»