Российский ученый-экономист, государственный и общественный деятель, научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин рассказывает о правах человека в России и объясняет, почему нужно помочь «Школе общественного защитника»
Начну с грустного — в России права человека сегодня не защищены, и это ни для кого не секрет. Не думаю, что это связано с характером народа, скорее, с эволюцией права как такового на Руси, где всегда господствовала сила. Это была иерархия сначала княжеской, потом царской, а затем большевистской власти. Большинство людей привыкли к тому, что такова судьба, и что тот, кто сильнее, имеет больше прав.
Сама по себе идея равенства прав начала проникать в Россию после реформ Александра II, особенно после судебной реформы. До этого были только права сословий: бояр, дворян, купцов, крестьян — правда, у последних прав практически не было. Раньше тоже, конечно, были законы, но это были законы, написанные «хозяином».
Излишне напоминать, как обстояли дела с правами человека при советском режиме. При том, что сама большевистская революция началась с идеи равенства для всех, позже эта концепция поменялась. Вроде бы формально был закон, но он снова служил на стороне сильного.
Реформы 1990-х годов стремились существенно изменить советскую систему. Они начались со свободы цен и рыночных отношений, и чтобы правильно функционировать, должны были быть подкреплены соответствующими законами, а суд должен был обеспечивать соблюдение этих законов.
Сейчас в России право основано на том, что каждый раз принимается еще один закон, ставящий нас во все новые и все более сложные условия, которые мы должны выполнять. Например, закон об иностранных агентах, пакет Яровой и прочие. Согласно идее права, законы так писаться не должны. Законы, призванные только усложнить жизнь и ограничить свободу человека, это неправильные законы. Такие законы служат не праву как таковому, а укреплению нынешней власти.
Как говорил Николай I, закон соблюдать обязательно нужно, но закон придумаю я. Президент России — юрист, и он хорошо знает законы. И для него выход из любой сложности — придумать новое юридическое решение, издать новый закон. Он повсюду говорит про верховенство закона. Но это не значит верховенство права. Слово «право» больше отвечает человеческим понятиям о справедливости, чем слово «закон», которое в настоящее время несколько потеряло свою ценность. Закон стал инструментом власти.
Несмотря на все это, я смотрю на будущее нашей страны оптимистично. Я убежден, что со временем мы, как страна, выработаем привычку руководствоваться правами человека и станем правовым государством. Правда, я на сто процентов убежден, что сам до этого уже не доживу.
Есть определенные условия для развития общественных отношений, они едины во всем мире. Общественные институты, соответствующие новым условиям, складываются очень постепенно, и это нормальный процесс. Такие институты, лежащие в основе современной России, выработались только в 1991 году. То есть прошло всего 25 лет. Это ничто по сравнению с тем, сколько складывались демократии в западных странах.
Там этот процесс занимал сотни лет, только задумайтесь об этом. В Великобритании сначала парламент в 1649 году отрубил голову королю Карлу I, потом был Оливер Кромвель, потом вернули монархию, но она уже стала конституционной. И даже тогда это еще не была демократия. Развитие избирательного права шло там с 1830 по 1928 год, когда к власти впервые пришла лейбористская партия, которая приняла закон о всеобщем избирательном праве.
Евгений ЯсинФото: Павел Волков для ТДПримерно столько же времени этот процесс занял во Франции, в США и в других западных демократиях. Поэтому думать, что у нас он пойдет быстрее, бессмысленно. Но и отчаиваться не стоит. Правление Путина — это тоже часть процесса, вполне закономерная. Но я не вижу причин думать, что это будет длиться вечно, и в России никогда не наступит демократия, и не будет правового государства. Иначе просто быть не может. Исторический процесс, проходивший в западных странах, идет и у нас, и со временем мы будем там же. Мы просто позже начали, чем они, но со временем придем и к свободе, и к праву.
Обычно бывает так: большинство людей покоряются существующему порядку, но среди них находится один, а потом еще один и еще, которые сопротивляются. И со временем происходит подвижка, и то, что удалось одному, постепенно становится правилом для чуть более широкого круга людей.
Поэтому можно и нужно бороться против системы. Каким бы беспросветным ни казалось будущее, как «вода камень точит», так и любая система перестраивается и начинает учитывать права человека, вбирая в себя новые явления. Сейчас все больше и больше справедливых решений суда. Да, пока они в основном происходят там, где нет большого скопления интересов властных сторон.
Конечно, традиционная власть иерархии до сих пор сильна в обществе, но сейчас все более и более благоприятные условия для жизни. И даже если ваши интересы пересекаются с интересами тех, кто сильнее вас, не стоит забывать, что во власти тоже разные группы, между которыми часто бывают свои разногласия. И это как раз и дает возможность каждому гражданину отстаивать свои права.
К сожалению, обычный человек часто оказывается беззащитен перед российской судебной системой. И не столько потому, что сама система несправедлива, сколько из-за незнания собственных прав и законов. Это порой приводит к тому, что человек предстает перед судом в одиночестве. Иногда на адвоката нет денег, а назначенные государством адвокаты работают не в интересах подсудимого. А иногда человек, сам того не зная, совершает ошибки, которых мог бы избежать.
К счастью, выход есть. Он называется «Школа общественного защитника». Это место, где учат всем необходимым правовым и юридическим знаниям и делают это совершенно бесплатно. Каждый человек может записаться на курсы и научиться защищать в суде себя и своих близких. Часто именно родные и близкие готовы бороться за попавшего в беду человека, и закон позволяет им это делать в статусе общественного защитника. Но им элементарно не хватает знаний.
А ведь общественный защитник имеет столько же прав, сколько адвокат. Он имеет доступ к обвиняемому в местах лишения свободы, а в судебном заседании может запрашивать документы дела и приобщать доказательства, отправлять запросы, задавать вопросы свидетелям и подзащитному и так далее. Родственники, которые становятся общественными защитниками, как правило, обладают всеми необходимыми качествами — активностью, напористостью, талантом. Им не хватает только специальных знаний.
Школа может и готова делиться этими знаниями со всеми и, повторюсь, абсолютно бесплатно. Но она существует на пожертвования, и ей нужны деньги. На оплату лекторов (а это профессиональные адвокаты), на аренду помещения, на печать учебных пособий.
Фонд «Нужна помощь» помогает собрать деньги на работу школы. Оформить пусть и небольшое, но регулярное пожертвование очень просто. Это может сделать каждый. И даже не столько ради других, сколько ради себя. Потому что если вдруг помощь понадобится вам, она у вас будет.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
Помочь намПодпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»