Хороша была Алиша

Ты можешь быть «хорошей», но это ничего тебе не гарантирует, даже сказки со счастливым концом

История Алиши Флоррик, героини сериала «Хорошая жена», начинается с унижения. Под вспышками фотоаппаратов, растерянная и оглушенная, она вынуждена сопровождать своего мужа, окружного прокурора, на срочной пресс-конференции. Мужа обвиняют в найме проституток за государственные деньги.

В отличие от Хилари Клинтон, прошедшей в свое время похожие минуты позора из-за сексуальной невоздержанности мужа, Алиша публичности никогда не искала. Предыдущие 20 лет мирно сидела в пригороде и растила детей. Теперь карьера мужа висит на волоске, его отправляют в тюрьму, и новая ситуация заставляет ее отряхнуть пыль с юридического диплома и начать собственный путь в адвокатской конторе.

Кадр из сериала «Хорошая жена»Фото: Collection Christophel/East News

Вам не кажется, что в названии сериала «Good wife», «Хорошая жена», есть что-то библейское? Но интересно, что в книге притчей Соломоновых (где как раз имеется рассуждение о том, с какими женщинами стоит связываться, а каких избегать) говорится о мудрой жене, добродетельной жене, но слово good, применительно к жене, в канонически переводах отсутствует. Что это вообще значит — хорошая жена? Верная супруга и добродетельная мать? Чем это отличается от грубоватого «хорошая баба»?

Что значит — хорошая жена? Верная супруга и добродетельная мать? Чем это отличается от грубоватого «хорошая баба»?

Слово «хорошая», как выяснилось, меня совершенно заворожило. Что-то в нем есть доверчивое и надежное— и я уже не могла воспринимать героиню критически или скептически. Все семь сезонов я настойчиво выискивала в Алише ясную и благородную душу — раз уж она хорошая — и с каждым годом это давалось мне все труднее.

Между тем, еще давно, во времена моего собственного развода, мой главный инсайт случился как раз, когда я оплакивала свои старания всегда быть источником радости в семье и самозабвенно служить интересам мужа. Мой терапевт говорил чрезвычайно мало, но потоком моих мыслей он виртуозно управлял, время от времени приподнимая одну бровь в значимых местах. И вот когда я отчаянно крикнула «Оказывается, „быть хорошей“ ничего тебе не гарантирует!» — он вскинул обе брови, навел на меня палец и сказал: «О! Наконец я слышу умную мысль!»

Кадр из сериала «Хорошая жена», в центре Алиша Флоррик в исполнении Джулианны МаргулисФото: Collection Christophel/East News

Тем не менее, инсайт подзабылся, и долгое время я даже не задумывалась, что из-за названия «Хорошая жена» я выдала героине щедрую индульгенцию.

Так бывает, особенно со старинными знакомыми, когда в молодости, во времена молочной спелости, мы легко раздаем близким людям авансы, а потом с изумлением вдруг обнаруживаем рядом довольно неприятного, траченного молью и подпортившегося товарища. Да и сами-то, может, давно не торт.

Плюс ко всему, мы все еще ожидаем от добротной, не заумной истории, от беллетристики средней руки, что нам услужливо поделят героев на тех, кто получше, и тех, кто погаже. И что главный герой обладает и главными правами на нашу эмпатию.

Но сериалы отбились от рук в последние годы. Положительного героя днем с огнем не сыщешь. И поскольку длятся они теперь до тех пор, покуда продюсеры надеются на высокие рейтинги, то и герои от бесконечно продлеваемой жизни все больше саморазоблачаются.

мы все еще ожидаем от добротной, не заумной истории, что нам услужливо поделят героев на тех, кто получше, и тех, кто погаже

Еще одно немаловажное обстоятельство: дело происходит в Чикаго. Ну, если утрировать, то это как если бы в российских реалиях муж Алиши возглавлял прокуратуру в Грозном или был высокопоставленным чиновником в Сочи. Все, конечно, приличнее, но для американского восприятия Чикаго — город с богатыми традициями коррупции среди чиновников. Так что там несколько смещенные понятия по поводу «хорошо» и «плохо».

Итак, хорошая девочка Алиша, верная жена и добродетельная мать, вступает на достойный путь защиты людей и преуспевает в адвокатском деле, обладая несомненным талантом. По дороге муж выходит из тюрьмы, баллотируется и возвращает себе власть, и все это время Алиша продолжает играть на публику роль его жены, а фактически они живут раздельно. Она тяготится этой официальной ролью, все время пытается ее избежать, отмахивается и ставит условия, однако положение ее обязывает.

Сериал сделан превосходно — это классическая «драма в зале суда», и помимо сквозной линии героини, сценаристы буквально с пылу с жару включали в сюжеты серий перепевы самых злободневных дел. Доставалось и русским хакерам, и коварным фармацевтам, и кондитерам-гомофобам. Алиша, как Форрест Гамп, участвует в истории современной Америки и неизменно выступает на стороне либерального добра.

Отношения Алиши (Джулианна Маргулис) с матерью (Стокард Чэннинг) никогда не были простымиФото: Сollection Сhristophel/East News

Но одновременно ее столкновение с реальным миром людей, главным образом не тех, кого она защищает по долгу службы, а коллег, друзей, любовников, проявляют в ней шаг за шагом сложную, довольно подозрительную и мстительную, недоверчивую натуру. Скованная, холодноватая и неумелая в отношениях. Взаимодействия ее с собственными детьми совершенно беспомощные. Она начинает все больше походить на свою спившуюся маму. Связи с людьми то возникают, то превращаются в руины.

Что же оказывается ключевым моментом, разрушающем и ее женскую судьбу, и все ее дружеские отношения?

Узы с опостылевшим мужем, которые так тяготят ее всю дорогу, она постепенно своими же руками затягивает удавкой на собственной шее — и к последним сериям необходимость спасти мужа от новых обвинений буквально поглощает все ее существо, заставляют от всего отказаться и всех вокруг предать. Так, словно ее преданность мужу оказывается расчеловечивающим фактором.

Никто не обещал, что Алиша хороший человек. И ее понятия о том, что есть хорошо, оказываются подчинены главному стержню, главной правде ее натуры. Уже не осталось любви, влечения, уже выросли и все поняли дети — но она, как и было обещано, исступленно, фанатически, оголтело хорошая и преданная жена, готовая уничтожить любого, кто поставит под угрозу ее мужа.

Алиша Флоррик в исполнении Джулианны МаргулисФото: Сollection Сhristophel/East News

Можно порассуждать о том, что феномен «хорошей жены» — такой важный, знаковый фактор в традиции американских выборов — выродился в бессмысленный фетиш, превратился в хитиновую оболочку. Если хорошие девочки отправляются на небеса, а плохие — куда захотят, то что делать, если девочка сама хочет стать президентом? Можно ли сначала быть хорошей женой президента, а потом распоряжаться в Овальном кабинете?

В этой части послание создателей сериала ускользает от нашего понимания. Самая эффектная, умная и самая любимая жена президента в нашей истории была в своем отечестве не авторитетом и любимицей, а героиней анекдотов. Мы вообще живем в стране, которой правит — без всякого ущерба для рейтинга — кащей-холостяк, рядом с которым уже много лет никто не видел теплокровной женщины.

Узы с опостылевшим мужем, которые так тяготят ее, она своими же руками затягивает удавкой на собственной шее

Случай Алиши Флоррик особенно поражает тем, что выбор «быть хорошей женой» не имеет в основании ни любви к мужчине, ни желания его присвоить, это даже не инструмент манипуляции. Самолюбие и то постепенно перегорает по ходу фильма, когда выясняются новые эпизоды его неразборчивости в связях. Просто оказывается, что защищать своего мужа — это долг, который сильнее Алиши, и она делает этот выбор, когда на кону не только вся ее социальная жизнь, но и порядочность, и убеждения. Сериал во всех подробностях показывает нам характер современной, умной, талантливой женщины, чья жизнь одновременно добровольно и неосознанно сводится к месту при мужчине, по левую руку, к этой каменной стене, через которую не перебраться.

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких Дел» вам на электронную почту? Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку!

Материалы по теме

Помогаем

Всего собрано
353 837 847 R
Все отчеты
Текст
0 из 0

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: